Александр I языки знал великолепно, а полководцем был бесталанным.
Портрет неизвестного художника. 1806 г.
Недавно радиостанция «Эхо Москвы» запустила в эфир цикл передач под общим названием «Военный совет», посвященных тем переменам, которые происходят сейчас в Вооруженных силах России. Открыла этот цикл беседа с генералом армии Николаем Панковым, заместителем министра обороны РФ. И он начал разговор с того, что заявил: «┘военное образование в нашей стране┘ всегда занимало самые передовые позиции», «┘в XIX веке просвещенный Запад говорил: «Языки знает, как русский генерал».
Автор этих строк, конечно, не причисляет себя к крупным специалистам по делам Вооруженных сил, но книги по военной истории ей доводилось читать. А из них хорошо известно, что именно эти получившие «передовое» военное образование российские генералы терпели поражения в сражениях с хорошо подготовленным противником, в том числе от армий стран Запада. Так что знание языков – не тот довод, который следует приводить в ходе серьезного обсуждения проблем военного строительства.
Рекомендую г-ну Панкову прочесть обстоятельную статью генерала Василия Флуга «Высший командный состав», опубликованную в сборнике «Офицерский корпус русской армии» (Москва, 2000 год). Она позволяет без «розовых очков» взглянуть на отечественные командные кадры конца XIX – первых десятилетий ХХ века, понять некоторые важные причины проигрыша Россией Русско-японской и Первой мировой войн.
Генерал от инфантерии Флуг называет следующие «черты отрицательного свойства», типичные для русского высшего командного состава: «1. Пассивность и умственная апатия, наше пресловутое «ничаво». 2. Неспособность к продолжительному напряжению воли, физическая и умственная лень. 3. Беспечность и небрежность, русское «авось». 4. Отсутствие солидарности и взаимное недоверие. 5. Отсутствие гражданской дисциплины. 6. Нервность, которая на войне выражалась в частых паниках, «отскоках», крайней чувствительности флангов и т.д.».
Причем далее Флуг отмечает: «Генералы «плоть от плоти и кость от кости» офицеров – и разницы по существу между ними быть не может».
К сожалению, многие люди, десятки лет отдавшие армейской службе, с которыми мне приходилось общаться, говорили, что немало из того, на что указал Василий Флуг, до сих пор присуще нашему командному составу. Вот на что, следовательно, необходимо обращать внимание при обучении и воспитании будущих офицеров Вооруженных сил РФ наряду, разумеется, с другими сторонами их профессиональной подготовки.