Пастырские целеуказания.
Фото из книги "Вооруженные силы РФ"
На исходе 2009 года в штаты Вооруженных сил России ввели новую должность – помощник командира воинской части по работе с верующими. Первые такие помощники приступят к работе в конце декабря.
Это будут священнослужители, принятые на работу в качестве гражданского персонала. И в соответствии с нормативно-правовыми актами им придется окормлять военнослужащих во внеслужебное время. Точнее – в личное время, поскольку и солдат, и матрос на военной службе находится круглые сутки без выходных, даже в увольнении.
А вот у священнослужителя внеслужебное время должно быть, потому что он гражданский служащий, хоть и помощник командира. В служебное время, очевидно, он будет служить Богу, а вне его – окормлять.
Первыми новых помощников получат командиры воинских частей на военных базах за рубежом. Туда планируется назначить девять священников. Еще четверо батюшек войдут в состав отдела по работе с верующими в Северо-Кавказском военном округе. В сумме – 13 человек. Число это считается несчастливым, и особого благополучия первым военным капелланам Минобороны РФ не обещает.
Протоиерей Михаил Васильев, заместитель главы Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, который занимается формированием этой группы священников из 13 человек, рассказал корреспонденту «НВО», что помощниками должны стать наиболее подготовленные священнослужители из имеющих опыт окормления военнослужащих. «Священники будут обитать в жилой зоне военных городков с остальным гражданским персоналом, – отметил Михаил Васильев. – Они будут получать жилье на время прохождения службы. Пока речь не идет о предоставлении постоянного жилья или предоставлении социальных гарантий, например, оплаты проезда к месту службы. Нас это очень заботит, беспокоит. Военное ведомство будет платить зарплату с 1 декабря. Нам озвучили цифру в 7600 рублей. Деньги, мягко говоря, небольшие».
Но, как особо подчеркнул протоиерей, «мы приходим туда не за деньги, а за Родину». «Нам не нужны погоны, звездочки. Священнослужителю, чтобы работать с людьми, не нужно опираться на власть и воинскую субординацию. Это лишнее», – сказал священнослужитель.
Социально священники не защищены. На этом протоиерей Михаил Васильев остановился особо: «Четверо священников погибли на Северном Кавказе, вдовы их не получают никаких пенсий. Десять священников были ранены, они даже не могли лечиться в госпиталях Минобороны».
Изменится ли ситуация после включения священников в штаты воинских частей? Чтобы институт капелланов начал нормально функционировать, требуется внести изменения в более чем четыре десятка нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность армии и флота, обновить воинские уставы.
Пока нет понимая даже в основном вопросе – что будет делать священник в воинской части? Окормлять во внеслужебное время – это мнение военных. Протоиерей Михаил Васильев считает, что кроме часов воспитательной работы священник, все время находящийся рядом с солдатами, готов общаться с ними в любую свободную минуту. Например, пока они жду своей очереди на парашютных прыжках или стрельбах.
Армия и общество ждут, что священнослужители начнут подменять офицеров-воспитателей, бороться с дедовщиной и поддерживать моральный климат. Но это вовсе не входит в обязанности духовенства. Представители Московского Патриархата говорят об этом прямо: «Речь не идет о том, что священнослужители будут бороться с дедовщиной, мы не будем подменять офицеров-воспитателей». Их заботят другие вещи: «У нас только порядка 500 храмов на территории воинских частей. Огромное количество этих храмов пустует, потому что священников не хватает даже на гражданских приходах».
В Минобороны рассчитывают в 2010 году полностью сформировать институт военных священников. С 1 января начнется назначение православных священников во всех Вооруженных силах до бригады включительно. В тех частях, где имеется не менее 10% военнослужащих другого вероисповедания, появится духовенство, окормляющее мусульман, буддистов и иудеев. По данным опросов, 70% военнослужащих считают себя верующими. Из них около 80% относят себя к православным, около 13% – к мусульманам, около 3% – к буддистам, 4% – приверженцы других религий и верований.