Печуров С.Л. Военные профессионалы в англосаксонской модели управления вооруженными силами. История и современность. – М.: URSS, 2010. – 176 с.
Вышла в свет очередная монография доктора военных наук, профессора, генерал-майора Сергея Печурова, посвященная исследованию англосаксонской модели управления в военной сфере. В предыдущих работах автора были подробно проанализированы вопросы, связанные с внутри- и межвидовой «объединенностью» вооруженных сил англосаксонских государств (Англосаксонская модель управления в военной сфере. – М.: URSS, 2005), а также с ведением коалиционных войн (Коалиционные войны англосаксов. – М: URSS, 2008). В третьей по счету монографии рассматривается комплекс проблем, связанных с рождением и становлением офицерского корпуса в англосаксонских государствах.
В ходе анализа вынесенных на суд читателя вопросов вскрываются нюансы формирования общественной идеологии США как фона развития профессионализма американских военных, определяются истоки и причины проявляющейся время от времени некомпетентности командных кадров и провалов ВС США в ходе боевых действий.
Надо сказать, что зарождение, становление и функционирование в рамках государства специфической социальной группы – профессиональных военных, представленных преимущественно офицерским корпусом, – явилось весьма значимым событием с точки зрения формирования как внутриполитических, так и международных отношений. Это объясняется тем, что в результате офицерство, и прежде всего высшее – генералитет, было «выведено» на уровень, в котором созревают, корректируются и принимаются решения, зачастую определяющие ход мировой истории. Этим помимо всего прочего обусловлено и то внимание, которое оказывается «людям в форме» со стороны политического истеблишмента в любом государстве. В очень большой степени это относится к англосаксонским странам, играющим сравнительно долгое время определяющую роль на международной арене.
Именно в этих государствах впервые в легитимной форме был поставлен и решен вопрос о необходимости гражданского контроля над военными. Эта политика проводилась последовательно и тщательно в течение всего периода формирования профессиональных военных как обособленной социальной группы, что представляется весьма существенным (если не одним из главных) аспектом в осуществлении военной политики государства, особенно в условиях международно-кризисных ситуаций.
Следует особо отметить, что проведенный, пожалуй, впервые за многие десятилетия (если не впервые в принципе!) подробный анализ американской военно-теоретической школы практически со дня ее основания и до наших дней является безусловным и весьма существенным вкладом в науку автора монографии. При этом накопленный в англосаксонских государствах, прежде всего в США, достаточный и зачастую поучительный опыт деятельности военных профессионалов, со всеми особенностями и нюансами, может и должен быть востребован, критически осмыслен и применен там, где это представляется уместным в рамках оптимизации отечественной модели военного устройства.
По всей видимости, для отечественного военного строительства должен быть востребован и опыт англосаксов в вопросах формирования законодательной базы применительно к реформированию управленческих структур вооруженных сил в целом и особенностей взаимодействия различных ведомств в ходе реализации военно-политического курса. Об этом, в частности, весьма подробно пишет автор монографии.
И еще одно, на что хотелось бы обратить внимание. По мере ознакомления с книгой у читателя периодически возникает чувство чего-то вполне знакомого, если не «родного». Казалось бы, замени иностранные фамилии на те, которые всем нам привычны, – и все встанет на свои места. Ведь многие персонажи истории становления англосаксонского корпуса военных профессионалов имеют если не прямые, то близкие аналоги в отечественном прошлом и настоящем. Во всяком случае, многие феномены и описываемые в книге ситуации из военно-гражданских и «военно-военных» отношений вполне узнаваемы. Это и попытки генералов реализовать себя в политике, а также использование гражданскими политиками романтического образа героев-военных, и непростые отношения между «штабными» и «полевыми» военачальниками, и противоречия и конфликты между военными интеллектуалами и «солдафонами».
Узнаваемы и проблемы, с которыми сталкиваются военные по обе стороны океана. Стоит назвать хотя бы «врожденное» непонимание политиками военного менталитета, что иногда выражается даже в отказе от наличия такового в отношении людей в форме. Совершенно очевидно, и это прямо следует из контекста рецензируемой монографии, что такое непонимание создает многие проблемы в военно-гражданских отношениях, которые всегда обостряются в сложные периоды истории, в том числе и при проведении серьезных преобразований в вооруженных силах. А это уже напрямую связано с нами.