Степан Андреевич Тюшкевич. Борьба за огонь. – М.: Издательство «Проспект», 2010. – 304 с.
Да простит меня некий придирчивый читатель, если свои размышления о новой книге генерал-майора, доктора философских наук, профессора Степана Андреевича Тюшкевича я начну с понравившегося высказывания автора.
«Разумеется, не все в отечественной истории безупречно. Впрочем, в прошлом любой другой страны есть много всякого разного. Но тем, кто видит лишь негатив советского периода, стоит напомнить слова нашего современника, писателя Дмитрия Балашова: «От нас, живых, зависит судьба наших детей и нашего племени, от нас и наших решений. Да не скажем никогда, что история идет по путям, ей одной ведомым! История – это наша жизнь, и делаем ее мы. Все скопом, соборно. Всем народом творим (выделено мной. – А.П.), и каждый в особину тоже, всею жизнью своею, постоянно и незаметно. Но бывает также у каждого и свой час выбора пути, от коего потом будут зависеть и его судьба малая, и большая судьба России.
Не пропустите час тот!».
Присоединяясь к словам писателя, Степан Андреевич имеет, как говорится, все права на содержащееся в них предостережение в адрес современников. Для него, родившегося в год Октябрьской революции, щедрый на человеческие достижения и трагедии XX век – не только история, а реальная основная часть собственной 93-летней жизни. Его книга «Борьба за огонь» – не просто литературно-художественное издание, как обозначено в титрах, а увидевшее свет накануне 65-летия Великой Победы поистине глубоко научное философско-историческое по своему анализу, аргументации и выводам исследование истории нашей страны и современного ее состояния. Оно пронизано личными жизненными наблюдениями: автор во многом оценивает прошлое через призму прожитых лет и накопленного огромного опыта, выкристаллизовывая при этом наиболее значительное, ценное для нынешних да и грядущих поколений соотечественников.
Сегодня наше общество, подчеркивает автор, «особенно пытливо вглядывается в прошлое┘ Ведь, по определению Белинского, «настоящее есть результат прошлого и указание на будущее». Отрадно отметить, что россияне в героической и жертвенной истории своего Отечества все настойчивее ищут и находят нравственную, духовную опору. Ратные подвиги долго живут в генетической памяти народов, отражаются в науке и искусстве, неизменно проявляются в общественной и индивидуальной морали, в конкретных поступках граждан в мирное время».
В предлагаемой читателю книге весьма убедительно обосновывается, почему из истории далекой (а особенно близкой) брать надо, по образному выражению Жана Жореса, «не пепел, а огонь». Этот символичный образ, используемый автором, как известно, связан с античной легендой о Прометее – титане, который, пожертвовав собой, дал людям Огонь, ставший своеобразным катализатором, ускоряющим прогресс человеческого общества.
Раскрывая смысл данного символа, автор проводит параллель с такой стороной жизни народа, общества и государства, которая выражается в успехах, достижениях, а также в ратных и трудовых подвигах. Ведь подвиг, подчеркивает он, – это героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершенное в трудных условиях. А военный подвиг, совершаемый во имя Отечества, всегда связан с преодолением смертельно опасных для жизни обстоятельств.
Автор делает глубокий философский вывод: «В подвиге всегда есть движение вперед, а значит, есть будущее». Здесь позволим себе сравнение, не убоявшись того, что всякое сравнение хромает. Думается, подвиги и совершающих их героев вполне правомерно рассматривать как чрезвычайно важный вид катализатора, образно говоря, как кокс, поддерживающий в доменной печи непрерывное высокотемпературное горение.
Размышляя над историческим значением ратного подвига и героизма, автор приходит к выводу, что именно патриотизм, готовность к подвигу и самопожертвованию, высокая духовность и нравственная чистота основной массы многонационального народа нашей страны на протяжении столетий помогали отстаивать Отечество от врагов разных мастей. С XIV до конца XIX века наша страна вынуждена была сражаться 329 лет, то есть две трети этого отрезка своей истории. Еще более драматичным для нашего Отечества стал XX век, когда Россия оказалась в центре наиболее ожесточенных военных бурь и схваток, включая две мировые войны.
Особое внимание в книге уделяется Великой Отечественной войне – самому тяжелейшему испытанию для нашего народа, трагическому и вместе с тем героическому периоду отечественной истории. И опять-таки автор черпает информацию о ней не только из документальных источников, военно-исторических исследований коллег-историков, мемуарной литературы. Активный участник борьбы за свободу и независимость Родины, он на основе собственных впечатлений и наблюдений пишет о тяготах и лишениях, пережитых советскими людьми на фронте и в тылу, их самоотверженности и самопожертвовании во имя Победы, пишет не сухо и отстраненно, а с горечью и вместе с тем с нескрываемой гордостью.
Советский Союз, его народы и политическое руководство, подчеркивает автор, не капитулировали, как это произошло со многими странами Европы. Напротив, они приняли исторический вызов агрессора и объявили ему бескомпромиссную Великую Отечественную войну, заявив всему миру: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» В основе этого лежало ясное осознание того, что, если огонь истории Советского Союза будет потушен, тогда исторический «пепел» покроет не только его, но и все человечество.
Чтобы сберечь огонь истории, свою страну и государство, народы СССР и его политическое руководство в неимоверно сложных условиях военного времени, когда решался вопрос жизни и смерти, не упали духом, а сумели переплавить трудности войны, неудачи, поражения и отступления, утрату человеческих жизней, материальной и духовной культуры в стойкость и мужество, храбрость и отвагу, в наступательный порыв. Превратив страну в единый военный лагерь, сплоченные и одухотворенные великими идеями и справедливыми целями, они успешно решили судьбоносную всемирно-историческую задачу – одержали историческую победу над врагом.
В основе духовного потенциала, явившегося одним из важнейших факторов победы в войне, как особо подчеркивается в книге, лежала генетическая память народов СССР. В ней запечатлены исторические победы Киевской Руси, Московского княжества, царской России, Российской империи над иноземными захватчиками, которые вторгались в нашу страну с Востока, Юга и Запада. В этом смысле особенно важны победы над ливонскими псами-рыцарями, над монголо-татарскими угнетателями, захватнической армией Наполеона Бонапарта. Память об этих и других исторических подвигах народов нашей страны обогащалась данными исторической науки, в первую очередь военной, а также произведениями литературы и искусства, темой которых была защита Отечества. Такая преемственность в потоке чередующихся исторических времен способствовала сплочению народа в это трагическое и героическое время.
Единство настроений и действий советского общества, политического и военного руководства страны, необходимое для полного разгрома врага, укреплялось в ходе ожесточенного вооруженного противоборства от одной победы к другой. Потрясение, испытанное нашим народом в первые дни войны, вызвало не страх, а породило такие чувства, которые сделали каждого сознательного гражданина активным участником общей борьбы, укрепили уверенность народа в том, что его борьба является правым делом, что он обязательно одержит победу.
«Нас, – пишет автор, также имеющий полное право на это «нас», – не смогли поколебать неудачи и поражения войск Красной армии в 1941 и 1942 годах. Напротив, они обязывали не ослаблять усилий в борьбе с агрессором и еще более закаляли волю к общей Победе. Этому способствовали уроки преданного служения Родине, верности воинскому долгу, мужества и героизма, отваги и храбрости. Эти качества советских людей на фронте и в тылу обеспечивали устойчивость и надежность обороны войск Красной армии, а в наступлении – их огромную ударную силу, стремительность и маневренность, неуклонно приближали момент Победы. Они, эти качества, лежали в основе героических подвигов как отдельных людей, коллективов, Красной армии, так и народа в целом...».
Конечно, отмечает автор, у СССР были и союзники по антигитлеровской коалиции, которые внесли свой вклад в разгром фашизма. Исторический факт, однако, состоит в том, что решающая роль в достижении победы над фашизмом принадлежит советскому народу, его Красной Армии. Именно они устояли и победили, а многие страны западной Европы устоять не смогли и в начале войны оказались под господством нацистской Германии. Советский Союз вышел из войны с высоким морально-политическим авторитетом и возросшей военной силой, соизмеримой с военной силой США. Он превратился в одну из ведущих держав мира.
В книге подчеркивается, что в послевоенный период патриотизм народа, питаемый духовным потенциалом Великой Победы, стал решающим фактором в деле восстановления разрушенной страны, народного хозяйства, материальной и духовной культуры. Он обеспечил мощное развитие Советского Союза. Органичное единство высоких нравственных ориентиров, консолидирующих идей и общей цели развития общества обеспечивало и позволяло поддерживать высокие темпы развития науки и техники, промышленности и сельского хозяйства, культуры, укреплять обороноспособность страны, повышать боеспособность и боеготовность Вооруженных сил.
Однако, констатирует Степан Андреевич с горечью, после развала Советского Союза положение в мире существенно изменилось. Иными стали место и роль постсоветской России в мировом сообществе. При этом она по-прежнему постоянно ощущает на себе давление внешних недружественных сил, имеющих, к великому сожалению, своих сторонников в России. Уменьшилась и ее роль как носителя огня. Сегодня вместо прежнего яркого пламени патриотизма наблюдается лишь его слабое мерцание. Более того, предпринимаются постоянные попытки, чтобы погасить его путем ослабления самой России в экономическом, военном, оборонительном отношении. Главный удар, как и в годы холодной войны, направлен на подрыв духовного потенциала России, ослабление морально-психологического состояния ее народов.
Автор считает, что делается все возможное и невозможное, чтобы народ забыл о своей драматической и героической истории, о великом прошлом, прежде всего о Великом Подвиге в годы Великой Отечественной войны. Новые псевдоисследователи и «аналитики» ищут в истории, особенно военной, не огонь, не пламя, а пепел. Наблюдается тенденция замены понятия «подвиг» понятиями «удача», «бизнес» и им подобными, привычными для западно-либерального потребительского общества.
К счастью, факты свидетельствуют, констатирует автор, что, несмотря на все усилия, из исторической памяти нашего народа не получается вычеркнуть героическое военное прошлое. Россия сейчас стоит перед выбором оптимального пути выхода из кризиса. Такого выхода, который бы стал продолжением естественного огня истории России – России самодостаточной, жизнеспособной, где для граждан были бы созданы достойные материальные и духовные условия для труда и творчества; России суверенной, способной надежно обеспечивать свою безопасность и занимать ведущее место в мировом сообществе.
Существует ли такой выход? Реальность свидетельствует, что существует. Ибо у России есть все необходимые исторические предпосылки и объективные условия. Дело за субъективным фактором – творческой инициативой и деятельностью общества, всего народа. Но этот фактор пока не актуализирован и не является реальным. Для того чтобы народ стал творцом истории, носителем ее огня (выделено мной. – А.П.), необходимо, чтобы политическая власть, вся элита правильно осознали свои исторические задачи и свою ответственность за настоящее и будущее России, за животворящий огонь.
Реалистически оценивая современное непростое положение России, автор книги оптимистически смотрит на ее будущее. В славном историческом прошлом, прежде всего в победном итоге Великой Отечественной войны, в преемственности героических традиций, высоких идеалов, принципов справедливости и гуманизма как надежных факторов сбережения огня истории, он видит мощный позитивный потенциал и действенную предпосылку для духовного, нравственного выздоровления современного российского общества.