Юрий Киршин. «Человекосберегающая военная безопасность мирового сообщества: взгляд в будущее». Изд-во «Клинцовская городская типография». Клинцы, 2010, 300 c. Тираж 500 экз.
Книга, написанная генерал-майором в отставке Юрием Яковлевичем Киршиным, руководителем отделения Академии военных наук, необычна по своему замыслу. Это не просто книга генерала о военных проблемах. Это во многом новаторская и отчасти философская попытка по-новому взглянуть на задачи обеспечения военной безопасности. А именно, поразмышлять о том, как обеспечивать военную безопасность, поставив в центр этого процесса не столько государство, сколько личность, человека, а также мировое сообщество, человечество в целом. Иными словами, это книга о человеческом измерении военной безопасности. Отсюда и несколько непривычное, но емкое понятие «человекосберегающей безопасности» в названии.
Автор критически рассматривает существующую систему обеспечения военной безопасности. Он отмечает, что она избыточно сосредоточена только на отражении угроз межгосударственного противостояния. Недостаточно учитываются новые типы угроз и вызовов безопасности человеческого существования, которые связаны с действиями негосударственных, в том числе и вовсе неполитических акторов, а также с природными и техногенными угрозами и вызовами, которые все более явственно заявляют о себе.
Несмотря на то что в доктринальных документах России и ряда других государств говорится об обеспечении безопасности «личности, общества и государства», на деле эта «триада» оказывается перевернутой: огромные ресурсы и средства сосредоточены на обеспечении безопасности последнего из упомянутых объектов – государства, в то время как безопасность отдельной личности обеспечивается по «остаточному» принципу, а нередко и приносится в жертву в ходе решения задач по обеспечению безопасности общества и государства.
Автор предлагает по-иному подойти к построению системы военной безопасности. Во-первых, если всерьез и последовательно применять принцип «неделимости безопасности», речь должна идти об обеспечении безопасности мирового сообщества в целом. Во-вторых, новая система обеспечения военной безопасности должна включать не только силовую, но и гуманитарную составляющую. Последняя включает в себя нормы морали, принципы международного права, предполагает обращение к демократическим ценностям как к критериям правильного построения такой системы. При такой трактовке усилению безопасности способствует не только наращивание военной инфраструктуры, но и процессы ограничения и сокращения вооружений, разоружения, развитие антивоенных движений.
Важную роль в гуманитарном измерении военной безопасности, по мнению автора, будут играть антимилитаристские реформы в крупнейших государствах, а также революционные изменения в менталитете политических элит. Ключевыми компонентами обеспечения безопасности становятся отказ от воинственных доктрин и агрессивной военной политики, демонтаж агрессивных военных блоков, нейтрализация террористических организаций, превращение механизмов и процедур ограничения и сокращения вооружений, прежде всего в отношении оружия массового уничтожения, в магистральный путь взаимодействия государств, которые ранее соперничали в гонке вооружений.
Приоритет гуманитарной составляющей перед силовой составляющей носит принципиальный и универсальный характер. Он должен проявиться и в иной организации борьбы с терроризмом: задача состоит не только, а иногда и не столько в силовом подавлении и уничтожении террористов, сколько в выявлении и разрешении социальных, экономических, политических проблем, которые вызвали к жизни попытки привлечения к ним внимания террористическими средствами. Другими словами, проявления терроризма должны останавливаться силовыми средствами, в то время как преодоление корней терроризма возможно чаще всего социально-экономическими, политико-психологическими, гуманитарно-идеологическими, образовательными, а отнюдь не силовыми средствами.
В долгосрочной перспективе обеспечение военной безопасности мирового сообщества требует перехода к безъядерному миру (миру без ядерного оружия, хотя, вероятно, и с развитой мирной атомной энергетикой). Но это – долгосрочная перспектива, так же как и относительно полная нейтрализация международного терроризма. В среднесрочной же перспективе целями выступают предотвращение угрозы как массированной, так и локальной ядерной войны, сведение к минимуму войн и вооруженных конфликтов всех типов, существенное ограничение террористических проявлений. При этом повышение демократизма мирового сообщества является важным условием достижения как среднесрочных, так и долгосрочных целей обеспечения безопасности. Подобное повышение демократизма может потребовать в том числе достаточно существенного реформирования Организации Объединенных Наций как ключевого координатора политических усилий в масштабах мирового сообщества. Следует вспомнить о заложенных в Уставе ООН возможностях создания единых международных вооруженных сил ООН, которые могли бы в перспективе заменить в значительной мере, а возможно и вовсе, вооруженные силы отдельных государств.
Обеспечение безопасности мирового сообщества имеет приоритет перед обеспечением безопасности отдельных государств. Возможно и необходимо вмешательство мирового сообщества в тех случаях, когда действия отдельных государств ставят под угрозу безопасность других, а в конечном счете – и мировую безопасность. Так, например, Совет Безопасности ООН в 1991 году принял решение о применении военных сил всего мирового сообщества (коалиции многих десятков стран) против Ирака, совершившего агрессию против соседнего Кувейта, и с применением военной силы от имени мирового сообщества заставил иракские войска вернуться в пределы границ своей страны. Тогда и США, и СССР, и все основные державы планеты поддержали это решение. В то же время введение войск международных коалиций в Ирак в 2003 году и в Союзную Республику Югославия в 1999 году происходило в условиях раскола в Совете Безопасности ООН, когда невозможно было говорить о единых действиях всего мирового сообщества, хотя впоследствии компромисс с возражавшими державами в обоих случаях был найден.
Одним из первых приоритетов реформирования безопасности на сегодняшний день автор считает приостановление распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и окончательное преодоление угроз развязывания ядерной войны, причем в современных условиях решение этой задачи связано в первую очередь не с отношениями «старых» сверхдержав, а с региональными балансами сил и интересов между Индией и Пакистаном, Северной и Южной Кореями, а также на Ближнем Востоке между Израилем, Ираном и окружающими арабскими странами.
В контексте нового понимания международной безопасности автор предлагает перейти от оценки войн по морально-политическому критерию к оценке войн и военной безопасности по более полному и комплексному набору критериев: «нравственность – гуманизм – право». Большое внимание в книге уделено роли патриотизма в обеспечении военной безопасности. Автор анализирует соотношение национального патриотизма и интернационализма (который иногда может носить и характер открытого космополитизма). Эти различные, на первый взгляд противостоящие, течения на деле могут и должны взаимодополнять и обогащать друг друга. Патриотизм россиян, убежден автор, должен соответствовать общим целям и ценностям развития мирового сообщества. Защита мировой стабильности, борьба за безопасность не только и не столько отдельно взятой страны, сколько мирового сообщества в целом, требует воспитания патриотов нового типа. Интернационалистский патриотизм возможен и необходим в современных условиях.
Последняя глава книги посвящена выявлению места и созидательной роли отечественных войн в обеспечении военной безопасности мирового сообщества. Цель отечественных войн – не только политическая и военная победа, но и установление позитивного мира, восстановление инфраструктуры мирной жизни не только в собственном, но и в побежденном государстве, превращение ранее агрессивных государств в государства миролюбивые.
Вместо заключения автор предлагает свой взгляд на военную безопасность через призму современных отношений между США и Россией, которые многие характеризуют как «холодный мир». Автор убежден, что проблемы соотношения демократии и авторитаризма в политике обоих держав имеют прямое влияние на степень их миролюбия и способность великих держав стать лидерами в обеспечении безопасности мирового сообщества в целом.
Книга Киршина содержит немало интересных фактов, новой статистики. Она включает и анализ новых тенденций в отношениях Россия–НАТО, в развитии военно-политической роли Европейского союза. Подробно рассматриваются перемены в военном строительстве и военно-доктринальных установках, производимые администрацией Обамы в США в сравнении с предшествующей республиканской консервативной администрацией.
Автор панорамно анализирует деятельность региональных международных организаций, в том числе военно-политическую и антитеррористическую деятельность СНГ, ОДКБ, ШОС на пост-советском пространстве.
Книга рассчитана на работников государственных структур, генералов и офицеров Вооруженных сил, слушателей военных и гражданских высших учебных заведений, ветеранов войн и Вооруженных сил, представителей СМИ, общественных организаций.