0
3838
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

20.05.2011 00:00:00

Семнадцать мгновений войны

Махмут Гареев

Об авторе: Махмут Ахметович Гареев - генерал армии, президент Академии военных наук, доктор военных наук, доктор исторических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны.

Тэги: война, гитлер


война, гитлер

Анатолий Криворучко, Владимир Рощупкин «Сломанные стрелы берлинского волка. Вторая мировая: неизвестное об извнестном». М. Проспект. 2011 год.

Один из минусов книг о войне, претендующих на статус научных, нередко заключается в том, что они во многом повторяют то, что уже было сказано другими исследователями или авторскими коллективами. В них недостает новых взглядов, оценок, акцентов, не обновляется источниковая база. Но в них хотя бы нет извращений нашего военного прошлого, где героическое и трагическое идут бок о бок. Ведь трагедия и героика, триумф военных побед и горечь поражений – это две стороны фронтовой медали. Есть, к сожалению, и издания другого рода – политически ангажированные, извращающие нашу военную историю...

Английскому литературному критику, эссеисту, юристу, искусствоведу Самуэлю Джонсону (XVIII век) принадлежат резкие, но справедливые слова: «Дилемма критика – либо обидеть автора, сказав ему правду, либо, солгав, унизить себя самого». Но мне, к счастью, не приходится кривить душой, чтобы сказать доброе слово о почти 500-страничной книге, которая только что вышла в московском издательстве «Проспект». Она не совсем обычна по форме и подаче материала. Даже название нестандартно: «Сломанные стрелы берлинского волка. Вторая мировая: неизвестное об известном». Но при чем тут волк?

Имя Адольф, рассказывают авторы, на древнегерманском языке значит «волк». То есть вожак нацистской стаи словно с рождения был запрограммирован на агрессию, войну и разбой. К тому же Волк (Wolf) – был и псевдонимом Гитлера. Приведу примечательную цитату из заключительного раздела книги: «В конце войны у Гитлера признали атеросклероз – как следствие гипертонической болезни. Фюрер как-то обмолвился: «Когда я закрываю глаза, мне видятся карты со стрелами». Может, Гитлер не договаривал – карты со сломанными стрелами?»

Если судить формально, по оглавлению, то на первый взгляд авторы во многих случаях касаются тем вроде бы знакомых – по крайней мере фронтовикам и историкам. Однако меня, ветерана войны и профессионального военного историка, которого, казалось бы, трудно удивить чем-либо в освещении событий Второй мировой войны и войны Отечественной как ее важнейшей составляющей, эта книга заинтересовала. Структурно она состоит из 17 частей, охватывающих события, длившиеся от нескольких дней до нескольких лет. В контексте Большой Истории 17 частей – это 17 мгновений войны. В них отражены ее малоизвестные ракурсы, а для кого-то и вообще неизвестные, которые в силу разных причин, чаще идеологических, ранее не освещались.

Авторам удалось побывать на местах описываемых событий – от Германии, Франции, Заполярья до Владивостока, Южных Курил и Китая. Посетили места былых сражений, военные мемориалы, музеи, встречались со специалистами и с простыми людьми. Для широкого круга читателей интересными будут экскурсы в замыслы, планы и реализацию некоторых крупных военных и специальных операций, а также и забытые маршруты Второй мировой войны. Вы увидите ее не только глазами крупных военачальников, но и, что особенно ценно, рядовых участников событий по обе стороны фронтов и наших союзников по антигитлеровской коалиции.

Победа в Великой Отечественной войне во многом предопределила и победу всех сил антигитлеровской коалиции. Большой познавательный интерес представляет раздел «Взаимодействие», в котором показаны не только общие, но и малоизвестные аспекты становления этой коалиции и боевого сотрудничества – без идеологических шаблонов. Мир и согласие между великими державами – это так важно и сегодня. Вспомним завет замечательного английского писателя Джона Голсуорси (1867–1933): «Если между великими нациями не установится мир, то можно без преувеличения предположить: всех нас постигнет одинаковая судьба, и каждая страна, участвующая в войне, канет в вечность».

Одна из самых больших тайн Второй мировой, по определению наших бывших союзников, – нахождение сотен американских военнослужащих на советской территории в военные годы в качестве интернированных. Если они были союзниками, то почему их интернировали? В чем причина того, что Сталин и Рузвельт договорились держать это в глубокой тайне?

Наша общая победа в 1945-м, по большому счету, спасла всю мировую цивилизацию. Ведь у нацистов были далеко идущие планы по завоеванию мирового господства, разрабатывались и были созданы новейшие виды вооружений, которые опередили время. Насколько реальны были возможности третьего рейха в создании атомного оружия и что этому помешало? Куда и кому были переправлены стратегические материалы и разработки для его создания? Участие бывших немецких ученых не только в заокеанских, но и советских атомных и ракетных проектах – терра инкогнита даже для многих специалистов. Раньше это была тайна за семью печатями. Этим и другим военно-историческим сюжетам посвящены специальные разделы книги.

Вы также узнаете о судьбе одного из наших генералов, отличившихся в Сталинградской битве. Почему имя этого генерала, участника пленения фельдмаршала Паулюса в конце января 1943 года, на долгие годы оказалось вычеркнутым из истории?

В ряде случаев у авторов прослеживается увязка военных сюжетов с современностью. В частности, дан ответ на вопрос: откуда исламские экстремисты – исполнители беспрецедентной по масштабу и разрушительным последствиям террористической акции (сентябрь 2001 года) почерпнули идею удара по Нью-Йорку?

Считаю оправданным эпизодическое обращение авторов к художественным кинофильмам, которые в той или иной мере затрагивают некоторые сюжеты книги. Ведь читатели, особенно молодые, нередко свое представление о войне создают именно по кино. Но где в этих лентах правда, а где вымысел?

Мне особо импонирует то, что автором идеи книги выступил член Комитета по делам ветеранов Государственной Думы Иршат Фахретдинов. В недавнем прошлом боевой офицер, участник Афганской и Чеченской войн, а также миротворческих операций в Абхазии, Иршат Юнирович Фахретдинов представляет то поколение ветеранов, которое идет на смену нам, фронтовикам.

В работе над книгой ее создателям очень помогло участие в российско-германских и российско-японских круглых столах по Второй мировой войне, проблемах послевоенного примирения, взаимопонимания и сохранения памяти о павших. Подобные мероприятия активно проводят общество «Россия–Германия» (первый вице-президент Александр Урбан), энтузиасты философско-дискуссионного клуба «Война и мир» (руководитель Светлана Медведева), в рамках которого проходили дискуссии по теме «Война и мир: дети войны и дети на войне». С некоторыми из героев этой книги авторы познакомились именно на этих встречах. Отдельный блок книги – 18 страниц – составляют фотографии, подчас редкие, из личной коллекции авторов, а также из музеев России, ближнего и дальнего зарубежья.

И последнее, что мне хотелось бы подчеркнуть особо. Это уже вторая совместная исследовательская работа моих коллег по Академии военных наук: академика, доктора исторических наук, профессора Анатолия Петровича Криворучко и профессора, кандидата политических наук Владимира Тимофеевича Рощупкина. Надеюсь, не последняя.

Полагаю, книга, написанная доходчиво и увлекательно, в основном в жанре документальных очерков, заинтересует широкую читательскую аудиторию. Она найдет отклик и у ветеранов, и у молодежи – у тех, кто приходится внуками и правнуками творцам Великой Победы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
677
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
825
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
762
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
758

Другие новости