Петр Ткаченко. «Драма Грозного царя». Литературно-критическая повесть. Культурно-просветительская инициатива «Походъ». – М., 2011.
В рамках юбилея казачьей культурной инициативы «Походъ», состоялась презентация книги «Драма Грозного царя» полковника в отставке Петра Ивановича Ткаченко. Петр Иванович родом с Кубани. В свое время окончил Орджоникидзевское высшее общевойсковое командное училище. Офицерскую службу начал командиром взвода. Окончил литературный институт, работал в журнале «Пограничник», газете «Красная звезда», в Военно-художественной студии писателей.
К написанию книги «Драма Грозного царя» Петра Ткаченко привело то, что вокруг личности первого русского царя Иоанна IV (Ивана Васильевича Грозного (1530–1584) и его эпохи изначально и до сих пор идут ожесточенные споры, свидетельствующие о том, что это – не одна из страниц российской истории, а единственная в своем роде – время создания централизованного Русского государства и формирование религиозного самосознания.
Идеологическая и политическая борьба против царя и духовная – за него говорят о том, что это мировоззренческие факты уже последующих времен, а не Средневековья. Речь идет не столько о точности в постижении истории, сколько о нашем нынешнем человеческом, народном и государственном бытии, об осмыслении ныне происходящего, в котором используется история. Речь идет о России и ее дальнейшей судьбе, а не только собственно о личности царя.
Новая работа писателя Петра Ткаченко – это не историческое исследование, а скорее мировоззренческое повествование, так как постижение личности Ивана Грозного находится в духовной сфере. Автор дает литературно-критическую оценку многим книгам об Иване Грозном, вышедшим в последнее время, свидетельствующим о том, какой облик царя преобладает ныне в нашем общественном сознании, формируемом средствами массовой информации, кинофильмами и книгами, и в народном самосознании, содержащем объективную оценку истории.
Тут следует, видимо, вкратце рассказать – что такое культурно-просветительская инициатива «Походъ», предпринятая пять лет назад Московским мужским творческим объединением «Казачий круг». Она – явление редкое и даже уникальное как по поставленным ее участниками перед собой задачам, так и по конкретным делам на поприще традиционной культуры.
Участники инициативы изначально обратились к традиционной народной культуре и прежде всего песенной, организуя фольклорные экспедиции в регионы России, проводя выступления народных коллективов, выставки, выпуская и распространяя диски народных песен. Собирание, сохранение, освоение и распространение народного творчества – песен, обрядов, обычаев – стало главной задачей «Похода».
Пять лет служения культурно-просветительской инициативы «Походъ» доказали ее востребованность. Сохранение традиционной народной культуры, веры, духовной преемственности находят сегодня отклик в самых широких слоях народа. За прошедшие годы культурно-просветительская инициатива расширила свое влияние на общественное сознание, привлекая в свои ряды писателей и художников.
Возвращаясь к книге Ткаченко, надо сказать, что народное почитание первого русского царя не прекращалось и не прекращается. Публичная же борьба за его подлинный образ, как это вроде бы ни странно звучит, началось лишь в предвоенные годы советского периода. И это имело вполне конкретные истоки и причины. Видно, трагический опыт революционной смуты начала XX века, несмотря на массовое уничтожение наиболее образованных и талантливых людей и подавление веры, все-таки сформировал в определенной части общественного сознания не классовое, не идеологически-марксистское представление, закрывающее все пути познания истории, но истинное понимание природы и причин революционных смут. Не как якобы избавляющих от эксплуатации и несправедливости, устраняющих неравенство, в принципе невозможное, но как разрушающих существующую государственность и исторически сложившийся народный уклад жизни. Революционное крушение государства с гибелью царской семьи по-новому высветили и личность Ивана Грозного. Убедительно показали, что его опасения за незыблемость государственности, самодержавия в России и за безопасность своей семьи были вовсе не напрасными, а вполне реальными. По сути, ведь свершилось то, от чего предостерегал Иван Грозный: крушение великой православной державы произошло. Но то, что удалось сделать предпоследнему Рюриковичу Ивану Грозному – сохранить и укрепить государство, несмотря на всю мощь предпринятой экспансии против России (и прежде всего духовно-церковной), то не удалось последнему представителю дома Романовых Николаю II┘
Могут возразить, что преувеличивается степень опасности. Отнюдь нет. Мы живем в России, где все возможно, и вовсе не по причине нежелания граждан жить мирно и благополучно. Кто мог предположить крушение великой державы Советского Союза, России, воскресшей в этой форме после всех катастроф ХХ века. Кто мог предположить расползающееся теперь тело нынешней России вовсе не по причине зловредности и сепаратизма ее окраинных народов.
Вот в чем глубинный смысл книги Петра Ткаченко, а отнюдь не на упование на деспотизм Ивана Грозного. Грозным его сделало время, единственно для того, чтобы спасти и сохранить Россию.