0
5255
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

05.08.2011 00:00:00

Русский экспедиционный корпус

Владимир Антонов

Об авторе: Владимир Сергеевич Антонов - ветеран военной службы, полковник в отставке.

Тэги: литература, армия, история


литература, армия, история

Павлов А.Ю. «Русская одиссея» эпохи Первой мировой. Русские экспедиционные силы во Франции и на Балканах
– М.: Вече, СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2011.

Предлагаемая читателям книга московского издательства «Вече», выпущенная совместно с Русской христианской гуманитарной академией (Санкт-Петербург) в популярной серии «Военные тайны ХХ века», посвящена истории русских войск, сражавшихся в Первую мировою войну во Франции и Македонии.

Автор книги – историк Андрей Павлов – прослеживает весь путь русских солдат и офицеров от принятия решения об отправке их за границу до возвращения домой, включая участие в боевых действиях, трагические события, связанные с восстанием в 1917 году во Франции, и доблестный боевой путь Русского легиона.

«НВО» в № 25 за текущий год рассказывало своим читателям об открытии 21 июня на набережной реки Сены, в самом центре Парижа, памятника воинам Русского экспедиционного корпуса, погибшим в боях за Францию в годы Первой мировой войны. Французы помнят и чтут память русских воинов. Так, в предисловии к книге председатель действующей более 80 лет во Франции Ассоциации памяти Русского экспедиционного корпуса доктор Юрий Копылов подчеркивает, что эта общественная организация ежегодно проводит торжественные памятные мероприятия на русском военном кладбище в Сент-Илер-ле-Гран, неподалеку от Реймса, где покоится прах более тысячи русских.

К сожалению, судьба Русского экспедиционного корпуса многие годы оставалась малоизвестной российской общественности. И хотя в России до сих пор нет ни одного памятника в честь русских солдат и офицеров, погибших в Первую мировую, данная книга может по праву считаться литературным обелиском для тех, кто волею судеб оказался в те годы на Западном фронте и сражался вместе c французскими товарищами по оружию против общего врага. Эти русские воины внесли свой вклад в общую победу.

Планируя в начале ХХ века операции будущей войны, правительства великих европейских держав рассчитывали на достаточно небольшой период времени, в течение которого их армии должны были нанести решительное поражение армиям противника и тем самым победоносно завершить войну. Но составленные перед войной стратегические планы начали рушиться уже в первые ее дни.

Как ни пытались воюющие державы переломить ситуацию, перспектива ведения долгой изнурительной войны на истощение становилась все более и более вероятной. А важнейший принцип войны на истощение требует от воюющих сторон заставить противника израсходовать его ресурсы прежде, чем истощатся собственные. И, как ни жестоко это звучит, людские резервы в этих условиях стали важнейшим ресурсом.

Расширение масштабов начавшейся в 1914 году войны, ее продолжительность и огромные потери (достаточно вспомнить такие крупномасштабные операции, как наступление немцев под Верденом или наступление франко-британских сил на Сомме) постоянно заставляли державы Антанты, в первую очередь Великобританию и Францию, искать все новые и новые людские резервы для пополнения своих армий.

И не случайно взоры правительств этих стран уже к концу 1914 года были обращены к России. Они стали настойчиво просить свою союзницу, воевавшую с Германией и Австро-Венгрией на Восточном фронте, об отправке русских военных соединений и на Западный фронт. После активных переговоров и непрерывного давления со стороны стран Антанты Россия была вынуждена уступить их просьбе.

В результате компромисса, достигнутого Россией и Францией («французское правительство хотело бы получить гораздо больше, а русское верховное командование не хотело отправлять войска вовсе»), было решено направить на Западный фронт четыре русские бригады, в каждой из которых было по два полка. Первая и третья бригады были направлены во Францию, а вторая и четвертая – на Балканы. Численность экспедиционного корпуса составила 45 тыс. военнослужащих. Первая бригада, отправленная за границу раньше остальных, ступила на французскую землю в апреле 1916 года и сразу же приняла активное участие в обороне Реймса.

Автор книги подчеркивает, что в период Первой мировой войны к этим частям проявлялось повышенное внимание как в России, так и за рубежом. Они ярко олицетворяли Русскую армию в рядах союзников. Хотя это были лишь четыре отдельные пехотные бригады, во Франции и на Балканах им устраивали торжественные встречи, к ним проявляли интерес на самом высоком уровне. Наверное, в Русской армии того времени и не было других частей уровня бригады, боевая деятельность которых прошла бы под столь пристальным вниманием, какое оказывалось этим войскам, особенно тем, что воевали во Франции.

К сожалению, со временем интерес к ним в Советском Союзе постепенно угасал. И в начале 1990-х годов, когда автор книги взялся за изучение истории русских экспедиционных сил, имелись все основания назвать их «забытыми».

В книге подробно рассказывается о предыстории возникновения вопроса об отправке русских военнослужащих на Западный фронт и о деталях переговоров по данной проблеме с представителями стран Антанты.

Большое внимание автор уделяет формированию бригад и участию их в боевых действиях. При этом он приводит многочисленные примеры того, как воевали русские солдаты и офицеры, подробно рассказывает об участии русских войск в наступлениях.

Отдельная глава в книге посвящена деятельности частей экспедиционного корпуса, расквартированных во Франции, и мятежу в лагере Ля Куртин, произошедшему летом 1917 года. Последнее особенно интересно, учитывая, что в советской России одно время историки рассматривали это восстание как проявление не просто русского, но и международного революционного движения.

После Октябрьской революции и выхода России из войны ответственность за решение дальнейшей судьбы русских войск на обоих рассматриваемых в книге фронтах (Западном и Солоникском) целиком легла на Францию. В трагических обстоятельствах революционных потрясений в России и начавшейся вскоре Гражданской войны русские офицеры и солдаты особых бригад оказались заложниками обстоятельств. Возвращение на родину многих из них заняло годы, некоторые так и не смогли вернуться, а кто-то попал совсем не туда, куда стремился.

По сведениям Министерства обороны Франции, на ее территории сегодня насчитывается около 8 тыс. могил русских солдат и офицеров. И павшие, и те, кто выжил, достойны того, чтобы посвятить им одну из страниц истории Первой мировой войны.

Предлагаемая читателю книга написана хорошим литературным языком, рассчитана на широкий круг читательской аудитории и снабжена интересным и обширным справочным материалом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
530
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
868
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
618
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
347

Другие новости