Постер к фильму
На Первом канале телевидения в течение трех недель показывали 12-серийный телефильм «Жуков». Создатели фильма черными красками показали личную жизнь маршала, свели ее к постельным сценам вместо акцента на раскрытии сложного жизненного пути Георгия Жукова. Изобразили его каким-то ловеласом, который не раздеваясь, в сапогах, бросается в кровать к любовнице, скачет на лошади, играет на баяне, танцует и постоянно, даже находясь в госпитале с инфарктом, пьет из бутылок водку. Да, у него были две жены и любовница, но изображать его пьяницей, бабником и аморальным типом нет никаких оснований. У того же Берии и других подобных деятелей того печального времени было любовниц во много десятков раз больше, и уж не им рассуждать и заботиться о морали.
Вождь народов Сталин в тяжелой послевоенный период озабочен одним – принизить роль Жукова в войне. Сталин показан убогим, небрежно одетым, постоянно жующим еду и пьющим вино, ведущим банальные разговоры о женщинах. По его поручению подручные Берия и Абакумов организуют слежку за Жуковым, подслушивание его разговоров, в том числе с женой и любовницей. Сталин часто комментирует представленные доклады, доносы и «признания» арестованных, добытые пытками, о подготовке и раскрытии «заговоров», бонапартизме Жукова, стремлении Жукова к захвату власти.
Жена и любовница Жукова показаны надуманно, их интриги примитивны, а разговоры часто напоминают базарную болтовню обывательниц. В реальной жизни они таковыми не были, особенно первая жена маршала, Александра Диевна. Создателям фильма следовало бы поговорить с детьми Жукова и лицами, знавшими Георгия Константиновича, но они этого не сделали, преследуя, видимо, определенные цели – как можно больше облить его грязью.
Между тем даже кратковременные мои встречи с маршалом на учениях в 1953–1954 годах, а также доклады ему в период венгерских событий осенью 1956 года оставили впечатления о маршале как о крупном государственном и военном деятеле, верном защитнике Отечества. Не верится всему тому, что показано в состряпанном низкопробном фильме.
Не совсем удачен подбор актеров – все маршалы и генералы какие-то карикатурные, ряженые (кроме Павла Рыбалко). Помимо того, все они ничего не делают. Как известно, маршал Константин Рокоссовский был высокого роста, красавцем, под стать ему был Александр Новиков, а Сергей Штеменко не был бритоголовым. Георгий Жуков, Иван Серов, Кирилл Москаленко были среднего роста, а Павел Батицкий – крупным и высоким. Такое несоответствие внешности актеров реальным персонажам вызывает законное раздражение у зрителей.
Многие факты и события изображаются в фильме также с большими неточностями. На заседании Совета обороны в 1945 году в поддержку маршала Жукова выступил не только Рыбалко, но и ряд других военачальников.
В Свердловске, в ожидании ареста, Георгий Константинович не организовывал обороны штаба округа и не бегал по его коридорам с пистолетом в руках.
Не обращался маршал к Николаю Булганину: «Товарищ министр обороны», и не разговаривал в его кабинете о предстоящем аресте Берии, так как кабинет мог прослушиваться.
Не понятно, почему авторы фильма не упоминают, не показывают октябрьский 1957 года пленум ЦК КПСС, который сыграл огромную роль в дальнейшей жизни и судьбе маршала Жукова.
Сталин, Хрущев и Брежнев – все они боялись маршала Жукова и это являлось причиной его преследования. Да, все связанные с этим трудности его обидели, но не сломили дух Георгия Константиновича, он не изменил своим принципам, хотя и искал сострадания.
Он, возможно, допускал некоторые ошибки в своих отношениях с женой и любовницей, но показывать его аморальным, наверное, не следовало. Такой человек не мог быть двуликим и поступать так, как показано в картине.
Телефильм, показанный широкой аудитории Первого телевизионного канала в годовщину 70-летия победы наших войск под Москвой, в достижении которой Жуков сыграл важную роль, является ошибкой, не способствующей сохранению высокого авторитета полководца, снижает к нему уважение и, несомненно, умаляет величие нашей Победы.
Это должны были понимать авторы фильма. Нельзя под видом киноискусства показывать сомнительного вкуса, далекого от реальности, фильм, порочащий полководца – гордость нашего Отечества. Александр Балуев говорит, что нужно рассказать о женщинах Жукова. А для чего? Во имя рейтинга в телевидении и ради денег?
Гендиректор Первого телеканала Константин Эрнст и продюсер картины Алексей Тиманов пишут, что они обратились в правительство Москвы с инициативой в знак уважения маршала переименовать одну из Арбатских станций Московского метрополитена в станцию Жукова. Конечно, Георгий Константинович давно достоин этого, но как это согласуется с созданием фильма, в котором зритель не видит должного уважения к маршалу?
Многие ветераны Великой Отечественной войны в нашей стране, а также в Белоруссии и Украине осуждают этот фильм и их создателей. А какие впечатления вынесут молодые люди, посмотрев эту картину? Некоторые из них могут подумать, что военачальники занимались пьянством и многочисленными любовными похождениями.
Концовка фильма смазана и оборвана. Не показана горечь и скорбь народа в связи с кончиной Георгия Константиновича и почести, отданные прославленному полководцу во время проводов его в последний путь.
Как известно, Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков вошел в историю как великий полководец. Под его руководством проведена Московская битва, подготовка Сталинградской и проведение Курской битв, а также ряд выдающихся операций, в том числе и Берлинская, завершившаяся овладением Берлина, окончательным разгромом немецко-фашистских войск и достижением Великой Победы.
Зарубежные военно-политические деятели, военачальники и историки высоко оценивали полководческую деятельность Жукова.
Главнокомандующий войсками союзников, американский генерал армии Дуайт Эйзенхауэр считал Жукова прирожденным выдающимся полководцем, под руководством которого успешно проведены сражения грандиозного масштаба.
Американский исследователь Мартин Кайден писал, что «Жуков был полководцем полководцев» в ведении войны массовыми армиями XX столетия. «Он нанес немцам потерь больше, чем любой другой военачальник или группа их во Второй мировой войне». В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастическое количество танков. Он был «чудо-маршал».
Игнорирование авторами телефильма исторического значения для нашей Родины понятия «маршал Жуков» говорит о попытке его замены примитивной пошлятиной, рассчитанной на потребу бескультурья и невежества.