0
8300
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

16.03.2012 00:00:00

Штурм Грозного: боль на всю жизнь

Василий Белозеров

Об авторе: Василий Клавдиевич Белозеров - доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии Московского государственного лингвистического университета, сопредседатель Ассоциации военных политологов.


Журавель В.П., Лебедев А.П. Грозный. Особый район. Хроника действий воинских частей и подразделений федеральных войск в ходе контртеррористической операции по освобождению столицы Чеченской Республики от незаконных вооруженных формирований. Декабрь 1999 – февраль 2000 года. М.: Типография «Новости», 2011. 416 с.

О боевых действиях на Северном Кавказе написано немало. В недавно вышедшей книге «Грозный. Особый район» рассматривается процесс подготовки и проведения штурма столицы Чечни федеральными войсками в декабре 1999 – феврале 2000 года. У взявшего в руки книгу может возникнуть вполне резонный вопрос: почему авторы сфокусировались на ограниченной во времени и пространстве операции?

Здесь надо сказать, что в самой операции, действительно локальной по географическому и временному измерениям, можно выделить одновременно несколько «сюжетов». Прежде всего необходимо сказать о том, что именно освобождение города, отличавшееся крайним ожесточением и драматизмом, стало по-настоящему переломным этапом второй чеченской кампании, однозначно указавшим всем на ее неизбежный исход. Поэтому, чтобы всесторонне оценить события и обстановку тех напряженных дней, помимо сугубо военных аспектов проведенной операции нельзя не принимать во внимание тот общественно-политический резонанс, который вызвал штурм города в нашей стране и за ее пределами.

Книга представляет собой своего рода соединение, синтезированное отражение множества аспектов, характеризующих динамику освобождения города и наглядно показывающих сложную палитру событий тех дней. Думается, необходимо согласиться с утверждением о том, что Грозный действительно оказался тогда не только для Чечни и Северного Кавказа, но и для всей страны особым районом.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Следует отметить, что авторы-составители знают о событиях описываемого периода отнюдь не понаслышке, поскольку оба имеют опыт выполнения служебно-боевых задач на территории Чеченской Республики. Достаточно сказать, что Валерий Журавель именно в описываемый период, с декабря 1999 по март 2000 года, занимал должность заместителя командующего группировкой Внутренних войск МВД России на территории Северо-Кавказского региона.

Судя по всему, работая над книгой, авторы попытались собрать и обработать огромный массив разносторонней информации о вооруженном конфликте на территории Чечни и сформировать на этой основе целостную и непредвзятую картину событий, произошедших 12 лет назад. Предпринятая попытка, безусловно, оказалась успешной. Этому в значительной степени способствовало то обстоятельство, что авторы издания постоянно обращались к документальным источникам, дневниковым записям и свидетельствам ветеранов боевых действий на Северном Кавказе, многие из которых приведены в книге. В работе использованы многочисленные документы и фотографии, в том числе и те, которые до сих пор были недоступны широкой общественности. При этом обращает на себя внимание то, что многие материалы, помещенные в издании, получены, как говорится, из первых рук. Будучи сами непосредственными участниками контртеррористической операции на Северном Кавказе, авторы изложили в своем труде многочисленные примеры самоотверженного выполнения своего долга российскими военнослужащими.

Документальные свидетельства, которые использованы в книге, позволяют в определенной мере по-новому взглянуть на трагические события, происходившие тогда на Северном Кавказе, помогают разобраться в причинах возникновения конфликта и приблизиться к ответам на многие вопросы, связанные с чеченской проблемой.

СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ

Вообще цель, которую поставили перед собой авторы труда, – максимально подробно, опираясь на документальные источники, воссоздать хронику проведения специальной операции по освобождению чеченской столицы от незаконных вооруженных формирований, проведя своего рода реконструкцию событий. Данное обстоятельство и предопределило в значительной степени документальный характер повествования, что способствует созданию совершенно реалистичной и откровенной картины происходившего в те дни на территории Чеченской Республики, и прежде всего в ее столице.

Как известно, цена штурма Грозного оказалась весьма высокой и для федеральных войск, и для мирных жителей. О том, что одержанная победа стоила многих жизней и сломанных судеб, забыть невозможно, особенно ветеранам боевых действий. Ожесточение и упорство, характерные для боевых действий 1999–2000 годов, до сих пор представляют собой ноющую рану для выживших, родных и близких погибших в штурме города и после него. Помня об этом, авторы посвятили свою книгу живым и павшим.

Все ужасы штурма Грозного, изнанка войны – страх, ненависть, братство, смерть, кровь вперемешку с грязью – без приукрашивания описываются в книге очевидцами тех событий и вряд ли могут оставить читателя равнодушным. Проявляется в вышедшем труде и личностное восприятие происходящего, отраженное в авторских оценках и суждениях, в предпочтениях, проявившихся при подборе материала и источников. Смею высказать предположение, что погружение в «окопные реалии» минувших дней далось авторам непросто: нелегко вспоминать утраты, разрушения, страдания, допущенные ошибки. Ведь известно, что ветераны боевых действий в подавляющем большинстве не любят воспроизводить для публики детали событий, участниками которых им довелось стать.

ОШИБКИ ИЗУЧАТЬ, А НЕ ПОВТОРЯТЬ

Уместно напомнить, что сама изначально поставленная войскам задача «по поиску и ликвидации незаконных вооруженных формирований» в Грозном свидетельствовала о неадекватной оценке ситуации и оказалась практически невыполнимой ввиду оказываемого упорного сопротивления. Для боевиков город являлся символом сепаратизма и имел моральное и политическое значение, поэтому они заблаговременно серьезно укрепляли его в течение нескольких лет. Грозный, как известно, в конечном итоге пришлось брать, выбивая бандитов, следуя классической схеме: дом за домом, подвал за подвалом, улицу за улицей.

Авторы вынуждены напомнить в своем повествовании и о том, что вокруг операции по освобождению Грозного тогда имело место много «военно-политической суеты» и спекуляций, а подчас сверху оказывалось прямое давление. Разумеется, все это не могло не создавать нервозную обстановку, которая существенно затрудняла организацию и ведение боевых действий. Приводятся в книге и обоснованные сомнения представителей неформальной «военной оппозиции» российскому Генштабу относительно целесообразности штурма Грозного. По-видимому, до сих пор нет однозначных ответов на вопросы, поставленные генерал-полковником Вячеславом Овчинниковым, бывшим в пору описываемых событий главнокомандующим Внутренними войсками МВД России: «Все ли было учтено? И можно ли было минимизировать потери, которые понесли войска во время штурма?»

Оценивая вышедший труд, необходимо иметь в виду, что в воспоминаниях и работах ветеранов боевых действий обычно не находится места красивым фразам. В отличие от официальных изданий в них, как правило, отсутствуют структурированные и всеобъемлющие выводы. Однако в этих трудах есть то, что, может быть, гораздо важнее: они заставляют думать и переживать. И еще – помнить, что история учит: нельзя воспроизводить от конфликта к конфликту одни и те же ошибки. Интересы же обеспечения национальной безопасности России требуют, не ослабляя внимания к глобальным процессам, извлекать правильные и своевременные уроки из практики противодействия террористическим и сепаратистским угрозам, возникающим внутри нашей страны и вблизи нее.

Очевидно, что книга «Грозный. Особый район» адресована всем неравнодушным читателям. Среди них, конечно же, следует назвать ветеранов боевых действий в Чечне, студентов, курсантов военных вузов, призывников. Вместе с тем особо хотелось бы выделить представителей журналистского сообщества и других специалистов, регулярно пишущих на военную тему. Именно их усилия наиболее востребованы для того, чтобы противостоять развитию сепаратизма и экстремизма и укреплять единство в нашем общем доме.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1049
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1006
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
834
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
946

Другие новости