0
3583
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

23.03.2012 00:00:00

В известной степени мы все родственники

Александра Михайлова

Об авторе: Александр Николаевич Михайлов - директор Института русских стратегических исследований, член Союза журналистов России.

Тэги: широкорад, русские, татары


широкорад, русские, татары

Татары и русские в едином строю / А.Б.Широкорад – М.: Вече, 2012. – 368 с.: ил.

О батыевой рати и татарском иге у нас написаны сотни книг. Все труды русских историков и писателей проникнуты неприязнью к татарам. Самое распространенное прилагательное к слову татарин – «злой». Что же это? Вековая память о Батыевом нашествии?

Ничего подобного! Я уж не буду говорить о том, что Батый никак не мог быть татарином, а булгары и прочие народы Среднего Поволжья пострадали от него не меньше русских. На самом деле имелся высочайший заказ, и московские дьяки, а позже университетские профессора, мастистые поэты и писатели сознательно или бессознательно его выполняли.

КАК СОЗДАВАЛИСЬ МИФЫ

Дело в том, что московские князья не совсем цивилизованно овладели нашей страной. И что бы как-то оправдать своих предшественников, цари использовали два классических способа дезинформации. Первый – дискредитация соперников. Второй – создание образа страшного врага, от которого-де московские князья спасли русский народ.

Всех русских князей Рюриковичей, не принадлежавших к роду Калиты, наши историки и писатели представляют как узколобых и жадных персонажей, идущих на любые преступления в борьбе против прогрессивных и добродетельных московских князей. Ну, а «злой татарин» оказался в образе «страшного врага».

После революции 1917 года у большевистских историков типа Покровского начались метания в трактовке событий XIII–XVI веков. Зато после 1938 года партия и правительство одобрили «магистральную линию» истории, созданную дореволюционной профессурой.

Правда, кое-где советский агитпром стал смягчать антитатарский акцент. Ну, а сейчас вошли в моду фэнтези о татарском иге типа того, что Александр Невский – это-де одно из имен хана Батыя.

НА РУССКОЙ СЛУЖБЕ

Широкорад первый, кто утверждает, что татары и русские в XIII–XV веках в 90% битв сражались бок о бок как союзники. Историки 300 лет скрывают от народа, что между походами Батыя (1238 год) и Мамая (1380 год) все без исключения походы татарских ратей на Русь происходили по просьбе русских князей, в первую очередь московских. Подобное продолжалось и позже. Именно татары помогли Василию II Темному выиграть 30-летнюю войну с детьми и внуками Дмитрия Донского.

В результате битвы на реке Шелони 14 июля 1471 года Господин Великий Новгород лишился независимости, причем исход сражения решила именно татарская конница.

А еще были походы князя Федора Чермного и его дружины на Северном Кавказе, в Поволжье и на Среднем Урале. Он был знаменитейшим воеводой Золотой Орды, ну, а сейчас он – главный святой Ярославской области.

А сколько десятков походов на Польшу, Литву и Смоленское княжество совершали с татарами в XIII–XIV веках московские и тверские князья, а также галицкие короли.

Ну, а когда Иван Грозный взял Казань, в его войсках было не менее трети татар. В поверженную Казань въехали сразу два царя – Иван IV Московский и татарский царь Шах-Али. Кстати, 40-тысячной русской армией вторжения в Ливонии командовал царь Шах-Али.

ЦАРЬ ИЛИ ШУТ?

Русские историки сделали шутом царевича Саин-Булата, внучатого племянника последнего золотоордынского хана Ахмета. С 1572 года мусульманин Саин-Булат командовал большим полком русской армии в Ливонии.

В середине 1573 года Саин-Булат был крещен и получил имя Симеон (Семеон). Это связано с женитьбой Саин-Булата на Анастасии, дочери Ивана Федоровича Мстиславского. В приданое Симеон получил богатейшие тверские вотчины князя Мстиславского. Женитьба сильно укрепила позиции Симеона Бекбулатовича при дворе, но теперь ему пришлось расстаться с титулом касимовского царя, которым мог быть только мусульманин. Однако долго без престола Симеон не оставался, осенью 1575 года он торжественно венчался в Успенском соборе Кремля… государем всея Руси. Иван Грозный отрекся от престола и стал удельным князем московским.

Согласно летописи, Иван Грозный «ездил просто, что бояре, а зимою возница в оглоблех; а бояр взял себе немного, а то все у Симеона; а то, как приедет к великому князю Симеону и сядет далеко, как и бояре, а Симеон, князь великий, сядет в царьском месте».

Это был не фарс, а весьма серьезная политическая игра. Зачем она понадобилась Ивану, до сих пор не ясно. Существует множество предположений – внешнеполитическая необходимость, испуг Ивана Грозного предсказаниями волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть», необходимость усиления террора и другое.

В августе 1576 года князь Иван Московский сместил с трона царя Симеона и произвел его в великие князья тверские. Ни сам Симеон, ни население страны не получили никаких объяснений. В состав великого княжества Тверского входили города Тверь, Торжок и Микулин. Симеон получил дворец в Твери, но обычно жил в своей резиденции в селе Кушалине.

В 1577 году Симеон вновь отправился в поход в Ливонию вместе с Иваном Грозным. Численность русской армии доходила до 100 тыс. человек, при этом Симеон по-прежнему командовал большим полком – около 30 тыс. человек при 75 пушках.

ПРЕВРАТНОСТИ СУДЬБЫ

После смерти Ивана Грозного удача отвернулась от царя Симеона. В результате заговора бояр, во главе которого стоял Борис Годунов, в 1585 году князь Мстиславский (тесть Симеона) был насильственно пострижен в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре. Вслед за этим Симеон лишился титула великого князя тверского. Кроме того, у Бекбулатовича отобрали часть вотчин.

6 января 1598 года скончался царь Федор Иоаннович. Законных претендентов на престол не оставалось, хотя фактически власть принадлежала боярину Борису Годунову. И вот в апреле-мае 1598 года бояре Романовы и Бельские устроили заговор в пользу Симеона.

Конкуренции Симеона боялись царь Борис, Григорий Отрепьев и Василий Шуйский. Самозванец приказал насильно постричь Симеона в монахи. Нравится нам или нет, но Саин-Булат был толковым полководцем и мудрым государственным деятелем. Он участвовал в интриге Ивана Грозного, но не был шутом.

В книге Александра Широкорада приводится множество случаев переплетения судеб русской и татарской знати и участия их в совместных боях и походах. Да, прав князь Бисмарк: история пишется «железом и кровью». Но в истории двух самых больших народов Российской Федерации никогда не было межнациональной ненависти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1578
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
2355
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
2379
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
3183

Другие новости