Тихий городской дворик – идеальное место для тайника. Редкий момент подготовки шпионской закладки. Фото Арины Салевич
Было это в 1950-х годах, когда мне, молодому сотруднику внешней разведки, довелось работать в парижской резидентуре.На смену сырой и ветреной зиме незаметно пришла солнечная весна. Все вокруг цвело и благоухало. Но менялись не только времена года, менялась и обстановка в Париже, да и по всей стране. Объяснялось это как растущим сотрудничеством спецслужб НАТО в борьбе против СССР, других социалистических стран и их спецслужб, так и активизацией террористической деятельности сил Фронта национального освобождения Алжира как в самом Алжире, так и на территории Франции. Его диверсионные и террористические акции прокатились по всей стране. На улицах Парижа появились усиленные полицейские патрули, вооруженные автоматами. Обыденным явлением для парижан стали проверки документов и полицейские облавы.
В городе создавалась обстановка тревоги, нервозности, неуверенности и подозрительности. Контрразведка усилила наружное наблюдение за иностранными представительствами. Все это осложняло работу с агентурой.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТАЙНИКИ?
Именно на этот период пришелся самый разгар холодной войны. Анализируя обстановку, складывающуюся в западных странах, руководство внешней разведки органов государственной безопасности не исключало, что в обозримом будущем в таких странах, как США, Англия, Западная Германия, Франция работу «легальных» резидентур придется свернуть и, следовательно, необходимо ускорить создание условий для перевода всей агентуры на работу с нелегальных позиций.
Мы помнили опыт Второй мировой войны, когда наша разведка в ряде стран к работе в условиях войны оказалась не готова. И чтобы не наступить на те же грабли, нам предстояло разработать такие условия связи с агентами, которые позволяли бы в любой стране и в любое время установить с ними контакт, чтобы работать с позиций нелегальных резидентур. Нам необходимо было заранее создать сеть конспиративных квартир и заложить в надежные тайники на длительное хранение средства обеспечения безличной связи агентуры с Центром (радиостанции, материалы для тайнописи), деньги и прочее.
Подбор тайников для длительного хранения материалов и техники дело не только хлопотливое, но и сложное. Необходимо учесть много самых разных факторов. Место, выбранное для тайника, должно быть малопосещаемым и в то же время легкодоступным; наличие ориентиров, по которым можно было бы легко его найти; отсутствие поблизости объектов, вокруг которых в военное время могут быть созданы закрытые зоны.
Как-то поехали мы с коллегой на поиски места, подходящего для закладки предмета объемом с десятилитровую бензиновую канистру. Дупло для такой закладки не найдешь, да и не подходит оно. Есть только один вариант: закопать закладку в землю.
Километрах в двадцати от Парижа выехали на лесную дорогу. Место тихое, машин мало и справа от дороги – обелиск, построенный, кажется, в память о французских астронавтах. Никаких следов, говоривших о том, что к обелиску кто-то ходит или следит за его сохранностью, не было. Позади него – лес, не слишком густой, но в сумерках там легко укрыться. Почва мягкая, податливая: щуп беспрепятственно ушел в землю сантиметров на семьдесят. А щуп у нас был оригинальный. Коллега приобрел его по дешевке в антикварном магазине. Внешне это недорогая бамбуковая трость. Но если взять ее в левую руку, а правой потянуть за рукоятку вверх, нажав при этом большим пальцем на незаметную для постороннего взгляда выпуклость, в руке оказывалась граненая шпага с остро заточенным концом. Оружие весьма серьезное и, как знать, может, бывший владелец с его помощью отправил на тот свет не одного человека. Нам же оно служило только в мирных целях – «для взятия проб грунта» в некоторых районах «дружественной» нам Франции.
Пошли дальше. Метрах в 150 от дороги – изгородь. За ней – одиноко стоящая ферма по откорму бычков. Чуть левее – луг, на котором, не зная своей неизбежной и печальной участи, паслось около 60–70 животных.
Место нам понравилось. Вернувшись в резидентуру, мы подробно описали его, приложили карту, на которой точно указали, где расположен обелиск. Центр признал наш выбор удачным. Но опыт подсказывал, что все подобранные места встреч и закладок надо время от времени проверять. Жизнь не стоит на месте, и даже в пустынях вырастают новые города, а тут всего лишь 20 километров от бурно развивающегося мегаполиса.
Месяцев через восемь мы поехали посмотреть наше «удачное» место. Приехали и ахнули: лес вырублен, обелиск стоит в центре сквера, усаженного цветущими азалиями и рододендронами, а на месте маленькой фермы возвышаются два многоэтажных дома. Мы с ужасом представили, что было бы с нашим «кладом», зарой мы его за обелиском.
Более удачны и надежны тайники, устроенные в квартирах, загородных домах и гаражах наших проверенных на деле, но не использовавшихся в активной работе агентов.
Хорошо помню такой случай. Наши верные помощники (супружеская пара, ему около 60, ей – 50) встретили нас как родных. Пока я разговаривал с супругами, мой коллега по привычке сразу же начал осматривать квартиру. Он вошел в столовую и замер: в центре стола, сервированного на четверых, возвышалось что-то непонятное, к чему и прикоснуться страшно, а не то что есть. Напугало его, как оказалось, огромное блюдо, в котором на морских водорослях было уложено четыре дюжины устриц. Мы были молодыми и с такой экзотикой столкнулись впервые.
ОБРАБОТКА ТАЙНИКОВ
Еще несколько слов о тайниках. Это очень надежный способ конспиративной связи, что доказано многолетней, а лучше сказать, многовековой практикой деятельности разведывательных служб всего мира, многочисленных тайных обществ, криминальных сообществ и даже влюбленных. Но вот убедить в этом человека, неискушенного в тайных делах, крайне трудно. Передать самые важные документы и самые большие ценности из рук в руки он готов, а положить их в дупло или закопать в укромном месте и оставить без присмотра – ни за что! И некоторых агентов долго приходилось убеждать в целесообразности и безопасности этого способа связи. И, кажется, что он уже все понял, со всем согласился, но, положив закладку в тайник, не может уйти от этого места, хоть и знает, что человек, который должен ее подобрать, придет через несколько минут после его ухода.
Помню такой случай. Мой коллега должен был изъять материал, заложенный агентом, который находился на связи у другого разведчика, вместо которого он пошел на операцию. Тайник был устроен под корнями развесистого куста в тихом, заброшенном саду. Хорошо проверившись, товарищ мой пришел в сад и остановился у куста. Все было тихо. Коллега нагнулся и полез за закладкой. И только он хотел ее взять, как на него сверху навалился человек, вооруженный финским ножом. Он уже занес нож для удара…
Позже выяснилось, что агент очень переживал за судьбу закладки. И чтобы она не досталась постороннему человеку, он решил лично проконтролировать ее изъятие. И увидел, что под кусты полез не его куратор. Моего коллегу спасла его белая голова. Агент не был с ним знаком лично, но видел его с разведчиком, работавшим с ним и, увидев белую голову, понял, что это свой, а не враг.
А вот другой случай, участником которого был и я. Место для закладки находилось на окраине города, между бетонными опорами электрического столба на тихой тропе, проходившей между двумя высокими заборами. Сам материал лежал в контейнере, сделанном под камень. Закладка и выемка были назначены в вечернее время с интервалом в двадцать минут. В целях безопасности мы наблюдали за тропой с двух сторон. Мой товарищ шел с одной стороны, а я с машиной находился на другой. Поставив машину, я пошел к тропе. И тут началось самое интересное.
Вечер был ветреный, холодный. Да и час поздний. На тропе ни одного человека, кроме моего коллеги. Узнать его было легко: у него сохранилась морская походка, да и уличные фонари работали исправно. Я уже хотел вернуться в машину, завести ее, чтобы сразу, как он выйдет, уехать. А тут в результате порыва ветра сноп света от фонаря, висевшего на столбе, под которым был тайник, упал на соседние кусты. И я увидел там человека. Что это? Засада? В этой ситуации я должен помешать коллеге не только взять закладку, но даже приблизиться к столбу, чтобы он не попался с поличным. И я пошел ему навстречу. Прохожу мимо кустов. Если это засада, как защищаться? Кроме кулаков другого оружия нет. Но тут из кустов вылезает знакомый мне хозяин закладки и весело докладывает: «Все хорошо! Ваш друг подходит!» Смотрю я на него и вижу, карман плаща оттягивает какой-то тяжелый предмет. Я молча показал ему на карман. Улыбаясь, он извлек из него крупнокалиберный «кольт»: «Это очень полезная штука в подобных ситуациях!»
Когда мы говорили с агентом о связи через тайники, он все понимал и со всем соглашался, а положил контейнер под столб, и страшно стало: вдруг кто-нибудь другой его найдет? И решил наш помощник подождать, удостовериться, что контейнер в руках того, кому он предназначался.
ЦРУ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ
Здесь следует отметить, что к тайниковым операциям активно прибегают все спецслужбы мира, в том числе и те, кто пытается осуществить свои «коварные планы» в нашей столице. Так, об интересном эпизоде связи через тайники между московской резидентурой ЦРУ и ее агентом, завербованным во время командировки за границу молодым дипломатом, рассказал в своей последней работе «Поединок спецслужб» известный журналист и историк отечественных спецслужб Александр Витковский:
«После возвращения агента в Москву франкфуртский разведцентр специально для него открыл в эфире новую линию связи. А в парке Победы и в других укромных местах нашей столицы подбирал шпион то булыжники, то сосновые палки, а проще – специально изготовленные контейнеры, в которых хранились инструкции разведцентров, шпионское оборудование, яды и деньги. На случай если шпионская посылка непредвиденно попадет в чужие руки, американские разведчики оставляли в ней вот такие записки: «Товарищ! Ты случайно проник в чужую тайну, подобрав чужой пакет и вещи, которые были предназначены не для тебя. Оставь деньги и золото у себя, но не трогай других вещей в пакете, чтобы не узнал слишком много и не подвергнул свою жизнь и жизни твоих близких опасности. Возьми вещи, которые представляют для тебя ценность, а остальное содержимое и пакет выброси в реку, в любое глубокое место и забудь обо всем. Никому не говори о твоей находке, иначе ты только подвергнешь себя и твоих близких большим неприятностям. Ты предупрежден!»
Но мастерство контрразведчиков оказалось выше осторожности американских спецслужб. Шпион был задержан».