0
14380
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

29.03.2013 00:01:00

Солдат трех императоров

Странная история с памятником русскому воину

Сергей Тюляков

Об авторе: Сергей Петрович Тюляков – член Союза журналистов Москвы.

Тэги: история, война, Ульяновск, памятники


история, война, Ульяновск, памятники Солдат Василий Кочетков. Рисунок Петра Бореля. «Всемирная иллюстрация» № 1249 от 1 января 1893 года

9 мая 2013 года в Ульяновске в центре города торжественно установят бронзовый памятник Василию Николаевичу Кочеткову (1785–1892) – «солдату трех императоров». Он, как было объявлено, прожил 107 лет, из них более 60 лет провел на действительной военной службе. Выходит, что у него самая долгая выслуга за всю историю Российской армии. Если это так, то сведения о нем должны быть в Книге рекордов Гиннесса? Памятник установят, несмотря на очень заметную критику на местном уровне в адрес руководства области – инициаторов этого мероприятия. А был ли на самом деле такой солдат? Ряд местных историков и краеведов заявили об отсутствии научных источников о существовании этого старейшего солдата, уроженца Симбирской губернии. Один напишет: «Власть охотно купилась на старинную газетную утку. И готова потратить несколько миллионов на памятник, не убедившись в реальности того, кому его ставят». К тому же Кочетков родился, как пишут, в Курмышском уезде бывшей Симбирской губернии. Ныне эта территория входит в состав Республики Мордовия и Нижегородской области. Тогда почему памятник старейшему солдату должен стоять в Ульяновске, а не в столице Мордовии, Саранске? Ныне село Спасское, где он родился, – в Мордовии.
ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО О КОЧЕТКОВЕ
Известны как минимум три публикации с одним и тем же текстом о Василии Кочеткове, причем в авторитетных изданиях того времени – «Правительственном вестнике» № 192 от 2 сентября 1892 года, «Вестнике военного духовенства» № 19 за октябрь 1892 года и журнале «Всемирная иллюстрация» № 1249 от 1 января 1893 года.
Единственную информацию о солдате Кочеткове, впервые опубликованную в «Правительственном вестнике», потом перепечатали в двух остальных указанных изданиях. Что написано об этом солдате? Кратко напомним.
Родился Кочетков в селе Спасское Симбирской губернии. Он был из кантонистов (солдатский сын). Кантонисты со дня своего рождения находились в списках военного ведомства. Начал служить 7 марта 1811 года (странно, что начал служить лишь в 26 лет. – С.Т.). Он с боями прошел всю Отечественную войну 1812 года. Потом в составе гвардейской части участвовал в войне с Турцией (1828–1829). В 1836 году отслужил положенные ему 25 лет, но из армии не ушел. Через семь лет сражался с горцами Кавказа в драгунском полку. Раненный в обе ноги и шею попал в плен. Когда раны зажили, он бежал из плена. В 64 года сдал экзамен на первый офицерский чин – подпоручика. Но отказался от этого звания. Считал себя слишком старым для подпоручика. По личному царскому указу получал, будучи вновь фельдфебелем, две трети денежного оклада подпоручика. Ему вручили и офицерский темляк на саблю. Наконец, после 40 лет службы вышел в отставку. Но через три года с высочайшего разрешения отправился в осажденный врагом Севастополь. На Корниловском бастионе его ранило снарядом.
Через 10 лет Кочетков получил новое «высочайшее соизволение» – вновь идти на войну. На этот раз против Кокандского, Хивинского и Бухарского ханств. Воевал в составе Туркестанской конно-артиллерийской бригады. Ему шел уже 78-й год. Не прерывая службу, в 90-летнем возрасте отправился в составе русских добровольцев в Сербию, которая вместе с Черногорией вела войну с Турцией. А через год участвовал в войне за освобождение Болгарии (1877–1878). На Шипке турецкий снаряд оторвал 93-летнему Кочеткову левую ногу. Он выжил и еще послужил до своих 107 лет в гвардейской конно-артиллерийской бригаде. Он умер 30 мая 1892 года от паралича сердца, будучи проездом в Новгородской губернии. Известный художник Петр Борель сделал гравюру по его фотографии. Снимок был сделан в городе Вытегре Новгородской губернии за 11 дней до кончины Василия Кочеткова. Видим на гравюре уникальный мундир у старейшего служивого. На рукаве мундира – восемь рядов золотых и серебряных нашивок за выслугу и отличия, а также его награды. Он служил в четырех родах войск.
Информация о феноменальном земляке начала распространяться через ульяновские СМИ в 2012 году в дни празднования победы в Отечественной войне 1812 года. Как только публикация была доведена до губернатора области, тот немедленно решил увековечить «солдата трех императоров» Василия Кочеткова как символ всех русских солдат, служивших империи в стародавние времена. Биография солдата была описана столь красочно, что чиновники, видимо, решили не проводить никаких дальнейших исследований его биографии. Мол, образ будет символическим, и если что не так – все равно будет символизировать героизм русского солдата.
В Ульяновском областном государственном архиве сведений о Кочеткове нет. В 1864 году сильный пожар уничтожил в нем почти все исторические документы. Исследования на родине солдата, в бывшем Курмышском уезде, не предпринимались. Помнит ли кто-то о солдате в его родном селе? Надо было завершить архивные и краеведческие поиски до того, как будет установлен памятник, чтобы не раздражать оппонентов. И организовать эти исследования должно не только областное правительство, но и те краеведы и историки, которые ныне критикуют губернатора и выступают против установки памятника. Почему губернатор не распорядился провести исследование? Посчитал достаточным основанием для установки памятника сведения из давней публикации в «Правительственном вестнике».
ДОВОДЫ «ЗА» И «ПРОТИВ»
Какие же суждения у противников и сторонников установки этого памятника? Они – на ульяновском интернет-форуме. Я попытаюсь дать свою оценку в целом по этой теме, а также по некоторым выступлениям участников форума.
Противники заявляют: почему такая феноменальная личность обойдена вниманием знаменитых исследователей симбирской старины, в том числе и в XIX веке губернской ученой архивной комиссией? Не обратили на это внимание и российские писатели. Поэтому ставить памятник человеку, сведения о котором базируются на «одном непроверенном источнике», – это абсурд. Зачем ставить памятник человеку, «которого скорее всего не было и подвиги которого можно подтвердить только одной полустатьей. На гравюре, опубликованной в журнале «Всемирная иллюстрация» № 1249 от 1 января 1893 года, у Кочеткова только десять наград, а в статье из того же журнала указано, что у него их было 23. Откуда у него столько наград? При повторном награждении высшей степенью ордена или медали низшую уже не носили. Исключение для солдатских Георгиевских крестов.
И на погонах – лишь один императорский вензель, а не три, как написано в публикациях за 1892 год. Во «Всемирной иллюстрации» читаем: «Мундир его представляет редкое явление, будучи украшен на погонах соединенными вензелями трех в Бозе почивающих императоров». Поэтому на гравюре и в тексте – явные противоречия. Это грубый ляп, погоны с тремя вензелями не могли вообще существовать. А фотография, по которой якобы сделана гравюра художника П.Ф.Бореля, нигде не публикуется».
После таких серьезных обвинений от местных историков и краеведов послышался в их поддержку и многолюдный «глас народа». Сообщалось, что лучше бы построили у нас поликлинику или поставили бы памятник воинам-афганцам, и так далее. Но были и совсем убедительные контрдоводы. «Когда прочитал, что 90-летний старик Кочетков на Шипке увлекал за собой в атаку солдат и от снаряда ногу потерял, то у меня закралось сомнение! Как это у него срослись ткани? В таком возрасте и порезы не у каждого на пальце зарастают. Ресурсов организма уже почти не хватает даже на то, чтобы насморк побороть. А тут ногу оторвало в таком возрасте». Действительно похоже на явный ляп! Выжить с такой раной, полученной не в расположении основной армии, где был главный госпиталь, а на отдаленном перевале Шипка, – это неправдоподобно.
А что заявляют сторонники установления памятника? О числе наград и о вензелях на погонах они не пишут. Вместо них напишу я как историк. Тем, кто служил в гвардии или в полках, где шефами были императоры, а также тем, кто состоял в их свите, позволялось иметь на погонах не только вензель правящего императора, но и его предшественников. Я внимательно рассмотрел погоны на гравюре. Под большим вензелем императора Александра III виднеется еще что-то. Это могут быть и крохотные вензеля Александра II и Николая I. Поэтому старый солдат-инвалид, изображенный на гравюре, мог служить в годы правления трех монархов. С помощью той же лупы определил некоторые награды. Крайний справа – это румынский крест «За переход через Дунай». Румыны награждали им и своих союзников – русских воинов во время войны против Турции в 1877–1878 годы. Внизу виден более знакомый крест с мечами «За службу на Кавказе». Солдат на гравюре мог воевать на Кавказе против горцев Шамиля и участвовать через 20 лет в освобождении Болгарии.
О количестве наград в тексте и на гравюре. Солдат изображен не в парадной форме, а в обычной. Поэтому у него на мундире могут быть не все награды. С 1870 года разрешалось носить на мундире одинаковые ордена низшей и высшей степени.
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМ ИЗДАНИЯМ
МОЖНО ВЕРИТЬ
Сомнительно заподозрить фальсификацию в правительственных изданиях царской России времен Александра III. Источников может быть и больше, просто их пока никто не искал. К тому же известный русский живописец, литограф, портретист Петр Федорович Борель ранее создал собрание «Портреты лиц, отличившихся и командовавших действующими частями в войне 1853, 1854, 1855, и 1856 годов» (60 тетрадей, более 400 портретов). Это крупнейшая в истории русского изобразительного искусства единая серия портретов. Борель иллюстрировал многие журналы, в том числе и «Всемирную иллюстрацию». Поэтому можно верить, что гравюру Василия Кочеткова он нарисовал с подлинной фотографии».
Петр Борель, по воспоминаниям современников, «был человеком скрупулезным, дотошным, все тщательно проверял. Особенно, если гравировал с рисунка других художников». Присоединяюсь к этому выводу полностью. Журнал «Всемирная иллюстрация» был знаменит в Европе иллюстрированными хрониками российских и европейских войн второй половины XIX века и другими важными событиями. Журнал прославился изданиями красочных альбомов русских народных сказок и художественно-промышленных выставок, серией о венчании русских государей на царство и других ярких исторических событий. С журналом сотрудничали самые знаменитые русские литераторы и художники. Он имел в штате отличных фотокорреспондентов и передовую фототехнику. Поэтому очень сомнительно называть этот журнал «желтой прессой», как и две другие правительственные газеты – «Правительственный вестник» и «Вестник военного духовенства». Предположим, что эти издания допустили то, что противники памятника называют «газетной уткой». Но почему эту «утку» проигнорировала либеральная пресса, почему не возмутилась? Это вопрос к противникам. Ведь был же удобный повод позабавиться над ляпом официальных газет.
Конечно, героическая личность может обрастать со временем мифами, которые повторяет пресса. Но не до такой же степени: выжил с оторванной ногой в свои 93 года – и где? Странно, что даже это сообщение не вызвало интереса либеральной прессы. А ведь уже тогда замечалось презрительное отношение либералов к славе русского оружия. А через 13 лет некоторые из них открыто радовались падению Порт-Артура и поражению нашего флота в Цусимском бою.
Известно точное место рождения Кочеткова. Не исключено, что проживающие сегодня в селе Спасское Кочетковы – потомки солдата, может быть, существуют даже какие-то семейные предания об этом. Пока этим просто никто не занимался. Церковь в Спасском разобрали в начале 1950-х годов и построили из нее школу. В школе работали директор Кочеткова Е.Б., учитель Кочеткова Е.И. и техничка Кочеткова Е.Д.
В Интернете нашел любопытный ответ Центрального архива Нижегородской области от 14 сентября 2009 года одному из заявителей, который искал своих предков, живших в деревне рядом с селом Спасское. Цитирую: «Сообщаем, что на хранении в ЦАНО имеются метрические книги церквей сел Курмышского уезда за разные годы». Далее перечислены 36 сельских храмов, в том числе церковь села Спасское». Почему никто не исследовал эти сведения?
Но раз уж существует разноголосица, то тем более необходимы дальнейшие исследования. Это памятник реальному человеку, а не мифическому или сказочному персонажу, поэтому поспешность с его установкой очень странная. В былые времена подобное не наблюдалось в нашей стране. Здравый смысл подсказывает, что сторонникам и противникам установки памятника следовало бы для начала поработать в фондах Государственного военно-исторического архива. Там можно найти списки русских добровольцев в Сербии 1876 года и данные по личному составу частей при обороне Шипки. Многое можно узнать об этом и в других архивах.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


20 проверенных идей Дмитрия Давыдова для роста экономики России

20 проверенных идей Дмитрия Давыдова для роста экономики России

Татьяна Попова

Бизнесмен предлагает использовать в РФ только лучшие мировые практики

0
771
Алюминий как произведение искусства

Алюминий как произведение искусства

Василий Матвеев

Открытая в Лондоне инсталляция En+ Group «Между небом и лесом» призвана напомнить о роли крылатого металла для экологичного будущего

0
823
Иголка в стоге, фантомный «Лидер», герои «перфоманса»

Иголка в стоге, фантомный «Лидер», герои «перфоманса»

Флот вооружается «пластмассовыми» кораблями

0
2496
Оборонпром Турции задает вектор в создании оружия XXI века

Оборонпром Турции задает вектор в создании оружия XXI века

Сергей Козлов

Итоги международной выставки IDEF 2021 в Стамбуле

0
1459

Другие новости

Загрузка...