Флот. Судостроение. Наука. Размышления о путях развития/ Пашин Валентин Михайлович. – СПб.: ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, 2012. – 598 с.: ил.
У меня в руках интереснейшая книга «Флот. Судостроение. Наука. Размышления о путях развития». В предисловии главный герой книги Валентин Михайлович Пашин пишет о том, что его ближайшие коллеги решили таким образом сделать ему подарок к 75-летию. Смею утверждать, что это подарок не только Валентину Михайловичу, но и всем, кто прямо или косвенно связан с российским флотом, судостроением, военным кораблестроением и корабельной наукой.
В книге через статьи и интервью, опубликованные в различных изданиях, через выступления на форумах, конференциях, заседаниях всевозможных советов и комиссий высвечены практически за столетний период стоявшие перед нашим государством, флотом, отечественным судостроением и наукой проблемы, пути их решения и перспективы развития. Автор этих публикаций и выступлений на заседаниях, советах, конференциях – академик РАН, Герой Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР и многих других престижных российских и зарубежных премий, именующий себя просто инженер-кораблестроитель, Валентин Пашин.
В сборнике представлены его открытые публикации, выступления и доклады по вопросам развития флота, судостроения, прикладной науки, сделанные им за 52 года работы в ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, где Валентин Михайлович продолжает оставаться научным руководителем. Период охватывает время, когда институт Крылова находился под пристальным вниманием четырех министров судостроительной промышленности, когда случилось девять реорганизаций исполнительных органов государственной власти, а в самом институте сменилось пять директоров и были преодолены проблемы переходного периода пресловутых, как их называет Валентин Пашин, годов. Понятно, что его размышления о путях развития являются не столько его личной точкой зрения, сколько квинтэссенцией огромного массива работ, выполненных коллективом нашего главного кораблестроительного института, имя которому сейчас – Крыловский государственный научный центр, являющийся по большому счету штабом отрасли. Валентин Михайлович благодарит всех своих коллег и соратников «за сохранение института, за честное плодотворное взаимодействие во всех областях деятельности».
Особо хотелось бы подчеркнуть, что многие предложения, рекомендации и оценки, представленные в книге Валентином Пашиным, были учтены на государственном, отраслевом и региональном уровнях при принятии важных, иногда судьбоносных решений.
Безусловно, интерес профессионального читателя привлекут мысли о научно-технических проблемах флота и кораблестроения во всем их разнообразии. Это и программы военного кораблестроения, проблемы, связанные с массовым проектированием ракетных кораблей, подводных лодок и серийной постройкой атомного военного и ледокольного флота.
Не вдаваясь в подробности, приведем только заголовки некоторых материалов:
«Страшны не проблемы, а уход от их решения», «Упущенная выгода. Морское дело способно приносить стране миллиардные прибыли», «Море должно и может кормить», «Кто владеет морем, тот владеет всем», «О государственной поддержке прикладной науки Российской Федерации», «Мы – прибрежная цивилизация, и потому всегда будем строить прибрежные корабли», «Морские технологии – объективная необходимость для России», «Перспективы – в стратегии развития», «У кого есть цель – у того есть путь», «Надо уйти от двусмысленного положения нашей оборонки», «Инновация – это превращение знаний в деньги».
Лицам, находящимся во власти или связанным с нею, интересно будет почитать письма, адресованные государственным и региональным руководителям, представленные под общим лозунгом «Стучаться нужно во все двери». Очень по-доброму и образно написаны статьи, посвященные Тейлоровскому бассейну, Парижскому опытовому бассейну, Военно-морской академии и особенно коллегам – выдающемуся конструктору современности Сергею Никитичу Ковалеву и «адмиралу корабельной науки» Виктору Ивановичу Першину. Думаю, непосвященным будет интересно узнать, что к лику «адмиралов корабельной науки» причисляют трех выдающихся ученых и корабельных инженеров России: генерала для особых поручений при Морском министерстве Российской империи академика Алексея Крылова, генерал-майора корпуса корабельных инженеров Ивана Бубнова и инженера контр-адмирала Виктора Першина, который возглавлял ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова с 1940 по 1963 год.
Хотелось бы к этой книге добавить некое послесловие. К сожалению, в ней не нашла отражения проведенная на базе ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова в 1996 году по инициативе Валентина Пашина Международная конференция «ВМФ и судостроение в современных условиях». Вопреки многочисленным пессимистическим прогнозам, эта конференция имела большой успех и резонанс. Она себя хорошо окупила не только в моральном, но и материальном плане, благодаря участию в ней на коммерческой основе большого количества зарубежных специалистов и ученых. Именно тогда на базе полученного положительного опыта возникла идея регулярного проведения не только таких, связанных с флотом и судостроением, международных конференций, но и организации в Санкт-Петербурге Международного военно-морского салона. В настоящее время эта идея претворена в жизнь – в текущем году проходит уже шестой салон по счету, в рамках которого состоится международная конференция, связанная с флотом, судостроением и кораблестроением.
Любопытная деталь. Проведение первой международной конференции стало возможно только благодаря активной поддержке Алексея Кудрина, возглавлявшего в то время управление по экономике и финансам мэрии Санкт-Петербурга, и Владимира Путина – руководившего управлением по внешнеэкономическим связям мэрии Санкт-Петербурга.
И последнее. Вот уже 20 лет в ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова (ныне – Крыловский государственный научный центр) под редакцией Валентина Пашина издается «Дайджест зарубежной прессы. ВМС и кораблестроение». Этот дайджест отличается высшей степенью грамотности, компетентности и актуальности. Уверен, он приносит огромную информационную пользу всем российским связанным с флотом и судостроением специалистам и не только им. Единственный недостаток дайджеста – малый тираж. В книге, о которой идет речь выше, эта сторона деятельности Крыловского государственного научного центра также не нашла отражения.