В Институте мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) прошла презентация 21-го по счету издания ежегодника СИПРИ «Вооружения, разоружение и международная безопасность» за 2012 год на русском языке. Как и в течение многих последних лет, масштабный труд признанных специалистов Стокгольмского института исследования проблем мира был дополнен специальным приложением, подготовленным российскими экспертами в области безопасности и контроля над вооружениями.
Содержание ежегодника СИПРИ-2012 построено согласно ставшим уже традиционными принципам и состоит из трех больших частей. Они посвящены соответственно проблематике вооруженных конфликтов и проведению миротворческих операции и операций по поддержанию мира (первая часть); анализу военных расходов, производства и торговли оружием и развития ядерных сил различных стран мира (вторая часть); и, наконец, вопросам нераспространения и сокращения (ограничения) ядерных и обычных вооружений (третья часть издания). Для читателей такой принцип группирования обширного фактологического материала, который приведен в работе, удобен прежде всего тем, что позволяет анализировать указанные проблемы в их преемственности и динамике развития.
Остановимся более подробно на наиболее значимых тенденциях и проблемах в области международной безопасности, военных расходов и контроля над вооружениями, которые были выделены аналитиками СИПРИ в 2011 году.
Во-первых, продолжился выделенный СИПРИ еще в прошлом году тренд, связанный с сокращением возможностей западных стран в области финансового обеспечения сферы безопасности и, как следствие, сокращением этими странами военных расходов. В 2011 году незначительно сократили свои военные расходы в реальном выражении США, Великобритания, Франция и ФРГ, более заметные сокращения военного бюджета были отмечены в Италии, Испании и ряде других стран НАТО. Практически не повышали военные расходы Австралия, Бразилия и Япония. В противоположность указанным странам в Азиатском и Африканском регионах происходило увеличение военных расходов, что было связано частично с инициированными рядом стран процессами модернизации вооруженных сил и закупок новых вооружений, а частично – с региональным соперничеством держав, неурегулированными пограничными спорами, проблемами экстремизма и терроризма. Из 15 стран с наиболее высокими военными расходами значительный рост ассигнований на оборонную сферу был отмечен в Китае, России, Саудовской Аравии, Индии и Южной Корее. По объему военных расходов второе место после США с их 711 млрд. долл. военных расходов в 2011 году занял Китай (около 143 млрд. долл.), а третье место – Российская Федерация (71,9 млрд. долл.), опередившая Великобританию и Францию.
В связи с продолжающимся экономическим кризисом и необходимостью сокращать военные издержки в США и странах НАТО не только произошел переход к принципам жесткой экономии в финансировании военной сферы, но и определенным образом изменились подходы к реагированию на глобальные и региональные вызовы безопасности и урегулированию конфликтов, считают аналитики СИПРИ. Об этом свидетельствовала, в частности, весьма низкая степень «внешнего участия» западных стран в событиях арабской весны, которое было выражено в основном заявлениями в поддержку оппозиции либо действующих руководителей государств. Внешняя поддержка была предоставлена сторонам конфликта только в Ливии, Сирии и Бахрейне. Подход США в Ливии также был весьма показателен. Вашингтон отказался от руководящей роли США в проведении операции, передав ее НАТО, добился поддержки действий альянса со стороны СБ ООН и привлек к участию в операции арабские страны – Катар и ОАЭ (так называемая доктрина Обамы). Между тем от участия в операции «Союзный защитник» в Ливии отказались больше половины стран Североатлантического альянса, включая ФРГ. Были и другие трудности по мобилизации и развертыванию сил НАТО в Ливии.
Еще один важный тренд, на который обратили внимание эксперты СИПРИ, состоит в том, что, несмотря на снижение общей степени вовлеченности в конфликты, как западные страны, так и другие крупнейшие поставщики вооружений не сокращали, а продолжили наращивать объемы экспорта обычных вооружений. В пятерку крупнейших поставщиков обычных вооружений в мире за последние пять лет, согласно рейтингу СИПРИ, вошли США, Россия, Германия, Франция и Великобритания. Более половины всего импорта основных видов обычных вооружений получили в этот период государства Азии и Океании, причем особенно сильно увеличился объем поставок в Юго-Восточную Азию (в три раза в 2007–2011 годах). Несмотря на разгоревшиеся в 2011 году дебаты относительно «правомерности» экспорта вооружений в государства Ближнего Востока и Африки, охваченные социально-политическими волнениями в рамках арабской весны, США и европейские страны не сильно ограничили поставки вооружений в этот регион.
Касательно развития ядерных сил крупнейших стран мира СИПРИ были приведены следующие данные. Количество совокупных запасов ядерного оружия в мире оценивается в издании приблизительно в 19 тыс. единиц, а совокупный запас ядерных боеголовок США и России – соответственно в 8 и 10 тыс. единиц. Из них ядерные силы США включают 2150 развернутых и 5850 прочих боеголовок, в том числе находящиеся в резерве и ожидающие демонтажа, а ядерные силы России – 1800 развернутых боеголовок и около 4 тыс. единиц нестратегического ядерного оружия. Из остальных стран, обладающих ядерным потенциалом, наибольшие по размеру арсеналы имеются, по мнению специалистов СИПРИ, у Франции (300 единиц ЯО), Китая (около 240 единиц) и Великобритании (225 единиц). О потенциале Индии и Пакистана даются примерно одинаковые оценки, что обе страны обладают около 80–100 единицами ЯО.
Выявлены в исследовании СИПРИ и некоторые закономерности, связанные с общей направленностью ядерного курса указанных стран. По ситуации в России и США, реализующих крупные программы модернизации ядерных сил, делается вывод, что обе страны пока не готовы к дальнейшим шагам в области разоружения, а скорее нацелены на то, чтобы сохранять крупнейшие ядерные арсеналы. В отношении Индии и Пакистана даются оценки, что обе страны «расширяют свои возможности для нанесения ядерного удара», в том числе в сфере ударной авиации и баллистических ракет, способных доставлять ЯО (в Индии плюс к этому заложены основы развития морской компоненты «триады»). В отношении данных о ядерном комплексе Китая, которые по-прежнему остаются в основном закрытыми, делается прогноз, что «азиатский гигант» будет осуществлять постепенное наращивание ядерного потенциала.