В.В. Шигин. Мятежный «Сторожевой». Последний парад капитана 3 ранга Саблина/ В.В. Шигин. – М.: Вече, 2013. – 432 с., ил. (Военные тайны XX века). Герой или предатель? (Революционер, романтик или политический провокатор?)
Вышла в свет повесть писателя-мариниста, потомственного моряка, капитана 1 ранга Владимира Шигина, посвященная драматическим событиям, произошедшим 8–9 ноября 1975 года в Балтийском море, в дни празднования советским народом 58-й годовщины Великого Октября. Директор ЦРУ США Роберт Гейтс эти события оценил так: «Распад СССР начался в 1975 году после выступления моряков...»
События тогда развивались стремительно и по заранее разработанному плану. Заместитель командира большого противолодочного корабля «Сторожевой» по политической части капитан 3 ранга Саблин захватил корабль и поднял мятеж, предъявил ультиматум генсеку ЦК КПСС Леониду Брежневу с целью начать новую «коммунистическую» революцию.
С внутренней тревогой читаешь строки из главы книги «Финал трагифарса». «За границу уходит корабль с новейшим вооружением, нашими секретными кодами, картами и документами» – об этом пишет автор в четвертой части своей книги. Профессиональным языком потомственного моряка на архивном материале и воспоминаниях участников событий он раскрывает действия от матроса до Главнокомандующего ВМФ и министра обороны СССР. А перед этим читатель с интересом следит за подготовкой мятежа на корабле, выбором даты его свершения, хитрыми и коварными действиями Саблина по формированию и агитации своих сподвижников на воинское преступление под флагом политического обращения, с революционной программой и ультиматумом к главе государства.
«На что он надеялся, когда поставил на грань жизни и смерти почти 200 единиц молодых душ?» – обращается с вопросом автор к читателям. На основе материалов допросов из архивных фондов ФСБ автор предоставляет нам возможность проанализировать партийность, национальность и социальное положение матросов, мичманов и офицеров БПК «Сторожевой». 59% личного состава были люди из рабочих, 10% колхозников, 74,7% были славянской национальности.
Как произошло, что часть из них прямо поддержала преступные действия капитана 3 ранга Саблина, другая часть молчаливо следила за происходящим на корабле и только малая часть активно участвовала в освобождении командира корабля? Почему не проявил себя партийный и комсомольский актив? И только один старший лейтенант Фирсов поступил, как подобает морскому офицеру? Есть и другие вопросы, поставленные автором книги.
В первую очередь они связаны с мировоззрением, карьерой, поступками Саблина, соотношениями его теоретических знаний и планируемых действий, непонятным его переходом в политработники, тайной его поступления в Военно-политическую академию, назначением на должности, а также с вопросом: кто покровительствовал ему? Почему в ходе следствия не проводилась психическая экспертиза Саблина и почему он был уверен, что ему помогут освободиться?
Был ли он романтиком-одиночкой или он был, по мнению автора, лишь инструментом в руках серьезных и влиятельных сил, уже пустивших корни в структуре советской власти и начавших идеологическую и политическую подготовку к будущей горбачевской перестройке, уничтожению СССР и социализма?
В главе книги «Суровая правда истории» Владимир Шигин говорит о роли Александра Яковлева, идеолога перестройки, уничтожения СССР и КПСС, бывшего заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС. Из высказываний Яковлева: «У нас был единственный путь – подорвать тоталитарный режим изнутри при помощи дисциплины тоталитарного режима. Мы сделали свое дело».
В 2001 году Яковлев напоминает о своей провокационной статье в «Литературной газете» 1972 года «Против антиисторизма», которую на Западе, по мнению автора, рассматривают как первый вызов, брошенный будущими перестройщиками советской идеологии. Автор книги, в свою очередь, напоминает читателю, что Яковлев окончил Колумбийский университет, где учился с будущим генералом КГБ и будущим изменником родины Олегом Калугиным и где они вместе были завербованы американскими спецслужбами. Нелестную характеристику как защитник Саблина получает от автора «известный ельцинист, либерал» Немцов, который по сей день с завидным упорством сражается за реабилитацию Саблина. Для них он герой-мученик, «буревестник» антисоветской контрреволюции.
Владимир Шигин говорит о близких отношениях главного идеолога КПСС Яковлева с главным идеологом Вооруженных сил СССР 80-х годов прошлого века генерал-полковником Дмитрием Волкогоновым, который в начале 70-х годов был заместителем начальника кафедры философии Военно-политической академии. А любимцем и воспитанником этой кафедры был Саблин. Не зря Волкогонов хотел оставить Саблина адъюнктом, но другие «товарищи» решили использовать амбициозного моряка по иному назначению.
Советского Союза нет уже более 20 лет, а воспоминания о событиях, предвещающих ликвидацию государства, живы в воспоминаниях участников и свидетелей мятежа на БПК «Сторожевой». На основе документов архива ФСБ, приказов и распоряжений командиров всех степеней, протоколов следствия автор книги раскрывает деятельность не только Саблина, но и государственных, политических, партийных органов, Генерального штаба, Главного штаба ВМФ и Пограничных войск.
События 9 ноября 1975 года выявили и ряд негативных моментов в вопросах управления войсками и силами Балтийского флота, особенно во взаимодействии частей и кораблей авиации и флота. Ведь только по счастливой случайности не погибли люди во время ошибочной бомбардировки гражданского сухогруза «Волгобалт-38» и боевого корабля «Комсомолец Литвы».
Из протоколов следствия по уголовному делу неудавшейся новой «коммунистической революции» под руководством Саблина, Шеина и других подозреваемых, которые потом были привлечены в качестве свидетелей, мы видим гуманность следствия. В то же время на Западе пресса, телевидение и радио рассказывали страшилки о мятеже на советском эсминце, в результате которого без суда и следствия были расстреляны 80 человек. Другой придуманной страшилкой о Саблине является сенсационное сообщение о том, что его избивали в тюрьме. Об этом и других небылицах разных авторов Владимир Шигин подробно пишет в последней части своей работы.
Автор книги, завершая повесть, задает вопрос: «Кем же, в конце концов, является «романтик и демократ» Валерий Михайлович Саблин?» Ответ однозначен – предателем и политическим провокатором.