0
4599
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

28.02.2014 00:01:00

О чем пели табла и доль

Владимир Рощупкин

Об авторе: Владимир Тимофеевич Рощупкин – профессор Академии военных наук, кандидат политических наук.

Тэги: рассказ, воспоминания, путешествия, афганистан


рассказ, воспоминания, путешествия, афганистан Советские «шурави» не только воевали с душманами, но и пытались помочь афганцам в строительстве мирной и счастливой жизни. Фото Reuters

– Хочешь побывать на пакистанской границе? – спросил меня по телефону поздним вечером наш советник по спецпропаганде по имени Олег.

– И вы еще спрашиваете, товарищ полковник! – невольно вырвалось у меня вместо короткого «да» или уставного «так точно».

– Тогда завтра в 7.00 будь готов к выезду.

Махнуть на афгано-пакистанскую границу во время войны – сказать просто. Не просто добраться. Единственный реальный способ – из Кабула по воздуху до Джелалабада, центра приграничной провинции Нангархар, а дальше – на «броне» в сторону Пакистана, откуда в то время к моджахедам шли основные потоки оружия, людей, финансовых и материальных средств. И вот он, редкий шанс для командированного из Москвы выбраться на границу.

ПОЛЕТ В НОЕВОМ КОВЧЕГЕ

«Я вспоминаю утренний Кабул,/ Всё необычно в голубой столице:/ И сумрак гор, и резкий голос птицы,/ И улиц просыпающихся гул…» Под звуки этой «афганской» песни, негромко звучавшей из магнитолы, видавший виды Ан-12 афганских ВВС ранним февральским утром 1986 года взял курс с кабульского аэродрома на Джелалабад. Машину пилотировал командир экипажа подполковник Гулям Мухаммед. Он то прижимал ее к земле, то заставлял резко взмывать над горными отрогами – снизу постреливали. Такие пируэты в воздухе, прямо скажем, не для транспортного самолета, но... Хорошо, что грузы, которые везли в Джелалабад, были надежно закреплены.

Грузовой салон Ан-12 напоминал Ноев ковчег. Кого и чего тут только не было! Помимо ящиков с боеприпасами, продовольствием и медикаментами – тюки с обмундированием и гражданской одеждой, связки брошюр и листовок на языках дари и пушту. А людей – как в бочке сельдей: на сиденьях у бортов, на полу вдоль всего грузового отсека вплотную друг к другу наши и афганские солдаты и офицеры, какие-то молчаливые насупленные бородачи в широких домотканых штанах и в афганских шапочках, женщина-врач из советского госпиталя в Кабуле.

Особняком на откидном сиденье, глядя поверх голов пассажиров, восседал мулла по имени Мустафа. Это был не рядовой служитель Всевышнего, а представитель совета улемов (религиозных деятелей) Афганистана, знаток и толкователь Корана.

На совещании в провинциальном комитете НДПА в Джелалабаде был намечен маршрут совместного советско-афганского агитотряда в приграничные районы, где проживают шинвари. Это бедное, но гордое и свободолюбивое племя горцев. Бедное не только потому, что в Афгане вообще живут очень бедно. В горных безлесных районах в отличие от субтропиков Джелалабада выжить непросто, особенно суровой зимой.

Где вода – там жизнь, где дым – там богатство, говорят шинвари. И это действительно так. Ибо дрова в Афгане очень дороги. Каждую сухую ветку собирают, складывают и на осликах везут домой и на продажу.

В Кабуле я и раньше встречал шинвари. Удивительно красивый народ. Статью, да и манерами, напоминают царственных особ. У всех – правильные черты лица, большие черные глаза, слегка волнистые длинные волосы. А послушаешь их разговор – будто тронную речь произносят: в каждом слове достоинство и степенность. Большинство из них в то время поддерживали центральную кабульскую власть, за что подвергались ожесточенным нападкам моджахедов. Поддерживали же потому, что из Кабула в селения шинвари впервые за их историю прислали учителей, врачей, лекарства, дети впервые стали учиться в построенных школах.

ЖИЗНЬ НА ГРАНИЦЕ

И вот после утомительного многокилометрового марша по пыльным дорогам наша колонна у очередной цели назначения – селения Очин (округ Шинвар, уезд Шергар). Само название округа говорит о населяющей его народности – шинвари. Нас встречает уездный начальник Вакиль, высокий статный мужчина средних лет с окладистой, как у русского купца, бородой. На лице цвета меди глубокие борозды от ветров, мороза и солнца.

Вакиль и его спутники – начальник местного Царандоя (отдела МВД) капитан Ашраф и начальник Хад (службы безопасности) лейтенант Аятулла знакомят нас с обстановкой. Раньше, до нападений моджахедов, в уезде проживали 55 тыс. жителей, а во время нашего приезда – около 30 тыс. Многие погибли, другие вынуждены были покинуть эти места. Хотя в то время, да и сейчас, в Афгане более спокойные места – понятие относительное.

Но четырьмя месяцами ранее созданный в уезде отряд самообороны (120 человек) очистил местность от вооруженных групп. Они вынуждены были перебраться через границу в Пакистан. Жители Очина сами построили школу, в ней учились 120 ребятишек (всего в селении только 5% грамотных). Тем семьям, где были погибшие в стычках с моджахедами, местные власти помогали чем могли. Поэтому гуманитарная помощь, которую привез наш отряд, была весьма кстати. Вакиль в связи с этим одобрительно качает головой: шинвари – люди гордые, но от помощи не отказываются.

От Очина до пакистанской границы – всего ничего: 15 км. Или же, по меркам выносливых шинвари, менее двух часов ходу по горным тропам. Банды из-за границы совершали налеты постоянно. Один раз в нападении даже участвовали пакистанские пограничные подразделения. А в рядах моджахедов, по словам капитана Ашрафа и лейтенанта Аятуллы, советники из Саудовской Аравии. Местные жители видели, как во время душманских вылазок их «подвиги» запечатлевали на пленку американцы, французы и западные немцы.

А потом господин Вакиль пригласил нас в дислоцированный в уезде батальон афганских пограничников из состава 1-й пограничной бригады (всего в ней тогда было шесть батальонов). Нас встретил командир батальона старший капитан Амирджон. В должности он всего шесть месяцев, а его биография умещается в несколько строк: из семьи дехкан, окончил 12 классов средней школы, а затем курсы офицеров-пограничников. Но боевого опыта Амирджону не занимать: в стычках с моджахедами только так: или ты их, или они тебя. Очередное воинское звание ему присвоили досрочно.

В день нашего прибытия 120 бойцов пограничного батальона выполняли боевую задачу. А накануне пограничники с воинскими почестями похоронили своего товарища – рядового Абдулвали. Ему было всего 20 лет. Родом Абдулвали сын Мамадвали был из уезда Суруби провинции Нангархар. На пост, который он охранял, напали моджахеды. Пограничник принял неравный бой и вел огонь до последнего...

ДРУЖБА ПРОВЕРЯЕТСЯ ВРЕМЕНЕМ

Старший капитан Амирджон проводил нас во двор штаба, обнесенный высоким глинобитным забором. Здесь мы и увидели необычное для пограничников оружие – зенитную установку. По внешнему виду советская, а надписи на китайском. Пограничники вместе с бойцами царандоя два месяца назад разгромили банду мятежников и захватили эту установку вместе с боекомплектом. В разговоре с комбатом старшим капитаном Амирджоном, его заместителем по политчасти капитаном Саидом Амиром, другими офицерами меня тогда поразило вот что: выяснилось, что они неплохо знают историю и боевые традиции советских погранвойск.

Местные жители и свободные от службы пограничники собрались в центре селения Очин, где разместились машины объединенного агитотряда. Прибывшая с нами из Кабула врач Ирина Николаевна Леснянская осматривала детей, женщин и стариков, тут же на месте оказывала медицинскую помощь. Наши офицеры раздавали продукты, одежду, книги и брошюры для местной школы. А главное – бесценный в этих краях керосин. Мулла Мустафа читал суры из Корана и комментировал их, увязывая с текущими событиями. Как оказалось, он местный, из племени шинвари. Хотя большую часть жизни и прожил в Кабуле, связей с земляками не утратил.

– Мы привезли вам помощь, которую прислало правительство и русские. А разве способны на такое те, кто называет себя защитникам ислама и убивает при этом правоверных?

А мне тогда подумалось: не рисковал ли почтенный старец Мустафа, делая такие заявления? Ведь шла война.

Выступил и местный малик (старейшина) 75-летний Мазамголь:

– Мы, шинвари, хотим, чтобы мир наконец пришел на нашу землю. Не мы первые взяли в руки оружие.

А потом над площадью раздались звуки музыки. Играл небольшой оркестр национальных инструментов, в котором солировали табла и доль. (Такие инструменты есть и у некоторых среднеазиатских народов на территории бывшего СССР.) Приехавший с нами из Кабула популярный исполнитель народных песен Ниматулла пел о том, что афганцы мечтают о долгожданном мире на своей древней земле. Но почему-то музыкальный проигрыш таблы и доли о доле афганцев показался мне тогда грустным.

Сегодня «афганский» период нашей истории оценивают по-разному. Я же помню Страну гор и ее людей такими, какими увидел их тогда, в уже далеком 86-м. О чем и сделал записи в своем афганском блокноте, который перечитываю сейчас, спустя четверть века после вывода наших войск. От людей, побывавших в Афгане уже в наши дни, слышал: среди тех, кто воевал против «шурави», есть немало, кто говорит о нас уважительно. Как это ни покажется странным, тот период они считают более стабильным, чем времена, что пришли позже.

Вопрос: звучат ли сегодня табла и доль в терзаемой междоусобицами Стране гор? Для меня он пока остается без ответа. Но песни надежды в исполнении Нигматуллы, которые я впервые услышал в краю гордого племени шинвари у пакистанской границы, до сих пор звучат в моей памяти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
289
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
341
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
225
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
247

Другие новости