0
7775
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

26.09.2014 00:01:00

Факельный подогрев

Геннадий Пастернак

Об авторе: Геннадий Борисович Пастернак – полковник в отставке, ветеран Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) МО РФ.

Тэги: армия, рассказ, воспоминания, ссср


армия, рассказ, воспоминания, ссср В советские времена танковые шлемофоны пользовались, пожалуй, даже большей популярностью, чем малодоступные простому обывателю джинсы. Фото из альбома «Советская армия», Издательство «Планета», 1988 г.

Отечественные боевые машины пехоты (БМП) и десанта (БМД) для эксплуатации в зимних условиях, прежде всего «зимнего» запуска, имели встроенные обогреватели, и никаких проблемных вопросов не возникало до тех пор, как говаривал Гашек, пока в дело не вмешался генеральный штаб. А точнее – высшее руководство страны.

Дело происходило так.

Конец 1979 года. В совершенно закрытом порядке, в том числе даже от заказывающего новую бронетанковую технику Научно-технического комитета Главного бронетанкового управления Минобороны (НТК ГБТУ МО СССР), готовился ввод войск в Афганистан. Подразделения Воздушно-десантных войск были приведены в полную боевую готовность, и даже БМД-1 были загружены в десантные самолеты.

На дворе стояла зима, мороз, время взлета не определено, так как, по имеющимся в настоящее время сведениям, в верхах шел ожесточенный спор о том, вводить или не вводить войска, но предварительная команда войскам (ВДВ) была уже отдана. День проходит, другой – мороз за двадцать градусов – дело принимало нешуточный оборот. Чтобы машины десантников оставались боеспособными, требовалось их прогреть, поэтому некоторые командиры подразделений неоднократно просили выгрузить машины и прогреть их вне самолета, поскольку включать подогреватели внутри самолета – весьма пожароопасное занятие. Однако такого разрешения сверху так и не получили.

День шел за днем, а просьбы десантников где-то зависали. До какого верха они доходили в системе армейской многоступенчатости, и поныне неизвестно. Сомневаюсь, впрочем, что просьбы десантников доводились до руководства страны. Одним словом, когда грянул традиционный гром, времени на то, чтобы перекреститься – в смысле прогреть машины перед вылетом на захват аэродрома Кабула – вэдэвэшникам не дали. И это притом что эту операцию можно было осуществить от силы за три часа, которые вполне можно было найти за те недели, что военно-политическое руководство страны потратило на принятие нелегкого решения о вводе войск.

И вот наконец когда жареный петух клюнул – самолеты с десантом прилетели на кабульский аэродром. И тут вдруг оказывается, что буквально на его границе стоит афганский правительственный полк. Надо срочно действовать, тут уже не до прогрева двигателей – а машины не заводятся!

Каким-то чудом три из них все же завелись, и наши лихие десантники ринулись на правительственный полк, который не выдержал такой психической атаки и бежал. Бой закончился, даже не начавшись. А ведь мог быть и провал с потерей людей и техники.

Остальные машины десантники тоже потом запустили, используя два трактора ленинградского Кировского завода К-700, оказавшихся в аэропорту, а затем уже толкая незаведенные машины заведенными.

После этих событий никакие объяснения, что холодный пуск ведет к значительной потере ресурса двигателя, успеха не имели, и нам было приказано обеспечить холодный пуск на всех боевых машинах пехоты и десанта с внедрением в серийное производство.

Главный конструктор барнаульского завода Борис Григорьевич Егоров, разработчик двигателя УТД-20, предложил заимствовать бошевские свечи электрофакельного подогрева входного воздуха, применяемые в автомобилестроении и производившиеся тогда на заводе в Ржеве. Закупленная в Германии бошевская автоматическая линия по производству таких свечей оставляла нам такую надежду, поскольку ее технологическая производительность должна была перекрывать имевшиеся потребности автозаводов.

Однако, как это частенько бывает с купленным за рубежом оборудованием, на деле освоение ее надолго затянулось в связи с отсутствием качественных исходных материалов, прежде всего керамического порошка и нержавеющей стали, на которых эта линия могла нормально работать. В итоге на нашем предприятии пришлось вводить 48 точек контроля промежуточных стадий изготовления, в том числе две точки рентгеновского контроля положения накальной нити в керамике относительно корпуса свечи, изготовленного из нержавеющей стали. При таком количестве точек отбраковки выйти на номинальную производительность завод не мог и подумывал об изготовлении второй линии для этих целей.

Для поставки таких свечей завод обратился к нам с просьбой о привлечении оборонных предприятий для оказания заводу помощи в целях устранения имевшихся проблемных мест в работе автоматической линии, что в результате и было сделано. Мне трудно сейчас оценить, как это помогло самому заводу, однако за сравнительно короткое время весь парк боевых машин пехоты и боевых машин десанта был доработан по показателю пуска холодных двигателей без подогревателя. Хотя и было это сделано, надо сказать, за счет определенной потери ресурса двигателя в случае использования такого пуска.

ТАНКОВЫЙ ШЛЕМОФОН

В конце 1968 года мне посчастливилось купить за 3 рубля 21 копейку уникальный справочник по инженерной психологии, который затем на протяжении всей моей жизни служил мне поучительным подспорьем, да и просто учебником как в служебных делах, так и в быту. Причем каких-либо аналогов данного справочника мне так и не встретилось и, насколько мне известно, попыток выпустить что-либо подобное в отечественных издательствах так и не было сделано.

Справочник этот являлся переводом 2-го издания американского справочника двух авторов – Уэсли Вудсона и Дональда Коновера, который в отечественном варианте получил название «Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов» (книга, приобретенная мной, была выпущена в 1963 году). И хотя количественные данные, приводимые в труде, по размерам человеческого тела, усилиям на рычагах и по ряду других параметров, конечно, не соответствовали нашему призывному контингенту, в целом книга оказалась весьма полезной.

И вот спустя 42 года, заглянув в Интернет, я с ужасом обнаружил, что ничего более приличного в стране за минувшее время так и не появилось, а этот же справочник все еще можно купить, но уже за 5999 руб.!

Впрочем, дело не в этом. Об этой книге я вспомнил в связи с танковым шлемофоном, который у нас в обыденной жизни больше ассоциируется с головным убором повышенной защиты. Недаром все деревенские мотоциклисты каким-то образом в те времена были обеспечены оными, несмотря на полное отсутствие их в свободной продаже. Мой однокашник П., ответственный в УНТВ за поставки этого вида военной продукции в войска, лично не смог разобраться с эффектом таинственного исчезновения 1–3 шлемофонов из опечатанных военным представительством ящиков, в каждом из которых находилось по 50 штук шлемофонов, при доставке этих ящиков железнодорожным транспортом в воинские части.

Однако для тех, кто в танке, роль этого элемента одежды несравненно более значима, поэтому постепенно накопилось большое число претензий к его многочисленным функциям.

Со времен войны самым «радикальным» изменением шлемофона стало появление дополнительного четвертого защитного валика, в связи с чем центр головы, «темечко», стал «прощупывать» все углы и выступы при эксплуатации и обслуживании бронетанковой техники. Сам тому неоднократный очевидец!

Дело было, впрочем, не в этом, а в том, что кроме выпускавшего его швейного предприятия за совершенствованием шлемофона больше никто не следил. В то же время предприятие это не могло стать головным в данном деле. Даже несмотря на то что от правильной подгонки шлемофона зависит эффективность стрельбы, качество внутренней и внешней связи (то есть управляемость), а также утомляемость членов экипажа и степень подавления акустических шумов, доходящих порой до болевого предела (140 децибел).

Естественно, что для начала надо было определиться с необходимым количеством типоразмеров, но по размерам головы в Советском Союзе не было даже тех сведений, что упомянуты в вышеприведенном зарубежном переводном справочнике. По собственной инициативе швейное предприятие провело такую работу на базе горьковской учебной дивизии, после чего главный конструктор предприятия приехала с «поразительным» сообщением-открытием: «Все начальники в дивизии, особенно генералы, имеют головы на два-три размера больше, чем рядовые. Как вы их в армии выбираете?» Пришлось объяснять, что это не выбор, а естественный процесс, связанный не с должностью, а с возрастом. При отмобилизации у большинства будут «генеральские» головы.

Набранные сведения в Горьком показали огромное трудно обобщаемое разнообразие показателей, необходимых для конструирования шлемофонов. Подключилось конструкторское бюро ленинградского Кировского завода. Вскоре были изготовлены экспериментальные образцы с наружной пластмассовой оболочкой, способной выдержать приличные ударные нагрузки. К примеру, наш старший офицер К. в кабинете Главнокомандующего Сухопутных войск демонстрировал уникальные возможности шлемофона, выполняя с разбегу удар головой о батарею отопления! И – ничего!

Оболочку ту, кстати, изготовило предприятие в Хотькове, которое в свое время делало шлем к скафандру первого космонавта планеты – Юрия Алексеевича Гагарина.

Однако найти обобщающие решения стоящей проблемы по созданию современного шлемофона конструкторское бюро ленинградского Кировского завода так и не смогло, чему в том числе помешало отсутствие статистических сведений по основным размерам голов в нашем многонациональном государстве…

МОСТОУКЛАДЧИК

В конце 1960-х годов на расположенном в Кубинке бронетанковом полигоне проводились интенсивные испытания танков с целью определения их отражательной способности в различных диапазонах электромагнитных волн. Эти исследования явились результатом заметного технического скачка в области разработки автоматических систем слежения за целью, что в том числе предоставляло конструкторам реальную возможность создания высокоэффективных головок самонаведения управляемых ракет.

Наша лаборатория проводила такую оценку в дециметровом, сантиметровом и миллиметровом диапазонах волн. При отсутствии специальных измерительных средств использовались армейские средства, такие как «Зарница», СНАР-1 и СНАР-2, приспособленные своими силами к регистрации на кинопленку отраженного сигнала (вакуумные трубки с голубым свечением, приемник с логарифмической характеристикой усиления). Дело было за малым: как обеспечить равномерное вращение исследуемого танка вокруг оси?

Чтобы не изобретать велосипед, начальник лаборатории – или начлаб – предложил в качестве основы воспроизвести круг, используемый в паровозных депо, а в качестве «подставки» для танка, взять мостоукладчик, точнее его мостовую часть, обрезав соответствующим образом. Наиболее же оригинальная часть этого решения заключалась в полученной мною от начальника лаборатории команде:

– Быстренько готовь расписку на свое имя для получения во временное пользование – на один год – мостоукладчика из Нахабинского инженерного института. На год они не откажут. Бери трейлер – и вперед.

– А как мы его вернем? Мы же его искалечим.

–  Вот поэтому и не вернем… а они забудут, – уверенно добавил начлаб.

Мостоукладчик мне тогда в институте выделили без проволочек. А начальник лаборатории оказался прав: за 8,5 лет службы на полигоне никто этого мостоукладчика так и не хватился и никаких последствий моя расписка не имела.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1900
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1676
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1883
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1589

Другие новости