Из этого орудия британские моряки вели огонь по фашистам.
Прогулочный катер проходит под Тауэрским мостом и медленно приближается к стоящему на вечной якорной стоянке крейсеру «Белфаст» – легенде Британского флота. Через несколько минут мы с сыном и внуком отправляемся в путешествие по кораблю – свидетелю великих событий в истории Великобритании и России.
«Корабль Его Величества «Белфаст» (такой «титул» носят все британские суда с конца XVIII века) был укомплектован и передан под командование Георга VI в августе 1939 года, всего за месяц до начала Второй мировой войны. Имея водоизмещение 11 200 т, девять палуб и около 900 человек экипажа, он был самым большим легким крейсером королевского флота в тот период.
ТОЧНОЕ ЦЕЛЕУКАЗАНИЕ
Во время службы на Северном флоте я длительное время занимался историей противоборства в Арктике в годы Великой Отечественной войны, встречался с ветеранами английских конвоев. Военная помощь Советскому Союзу предоставлялась в рамках ленд-лиза и включала в себя самые необходимые товары и материалы, в том числе военную технику. За годы войны в северные порты Мурманск и Архангельск было переправлено в общей сложности 78 конвоев. Общий объем поставок по ленд-лизу оценивается в 11,3 млрд долл. Помимо американской тушенки, иронически называемой «второй фронт», Красная армия получила от союзников более 5 тыс. танков и около 7,5 тыс. самолетов, сотни тысяч автомобилей, десятки тысяч армейских мотоциклов, миллионы тонн авиабензина и почти полмиллиарда артиллерийских снарядов, не считая радиостанций, приемников, локаторов и других жизненно необходимых приборов и материалов. Гитлеровское командование на перехват конвоев направляло значительные силы, и прохождение союзных судов вдоль побережья оккупированной Норвегии нередко сопровождалось напряженными боями, в результате которых британцы потеряли 85 торговых и 15 боевых кораблей. Погибло почти 3 тыс. британских моряков. Уинстон Черчилль называл походы северных конвоев «самыми опасными в мире» и «самоубийственными». Среди потопленных кораблей был и английский крейсер «Эдинбург» с российским золотом на борту.
За подготовку и проводку арктических конвоев отвечал адмирал Бернетт. Именно в его распоряжение в 1942 году и поступил «Белфаст», который сыграл ключевую роль в сражении у Нордкапа, в результате которого был потоплен германский линкор «Шарнхорст». Основные повреждения «Шарнхорсту» нанесли линкор «Дюк оф Йорк» и крейсер «Ямайка», однако, как утверждают английские источники, сделать это удалось благодаря «Белфасту», укомплектованному новейшим радаром. Экипаж «Белфаста» вовремя засек приближающиеся корабли противника, конвоируемые корабли были спрятаны в фиорде, а линкор и крейсер успели подготовиться к морскому бою.
Кроме того, именно на «Белфасте» были установлены мощные прожекторы, четко обозначившие кораблям британского конвоя цель, и именно «Белфаст» получил задание по окончании морского боя подобрать выживших немецких моряков. Из 1968 человек экипажа «Шарнхорста» англичанам удалось спасти из ледяной воды только 36 матросов и унтер-офицеров.
О «Белфасте» я в очередной раз услышал в Нормандии на праздновании 50-летия начала операции «Нептун» (именно так называли высадку союзников в Нормандии, более известную в Советском Союзе как открытие второго фронта). Начиная с 6 июня 1944 года крейсер обеспечивал прикрытие британскому десанту, ведя огонь по береговым укреплениям фашистов. Говорят, особо хороши артиллеристы «Белфаста» были в прицельных ударах по немецким «Тиграм».
У берегов Нормандии «Белфаст» провел чуть больше месяца. Уже 10 июля войска союзников достаточно далеко продвинулись вглубь побережья и вышли за пределы досягаемости корабельных орудий.
Сценка развлечения экипажа крейсера в свободное время. Фото автора |
И В ЕВРОПЕ, И В АЗИИ
В открытой печати я нашел забавную историю, связанную с открытием второго фронта. Она больше смахивает на исторический анекдот, хотя и задокументирована в архивах. 2 июня 1944 года Уинстон Черчилль заявил, что намерен лично наблюдать за высадкой в Нормандии, для чего приказал доставить его на борт крейсера «Белфаст». Отправлять британского премьера на передовую было слишком рискованно. Глава королевского ВМФ лорд Канингем и генерал Эйзенхауэр, возглавлявший на тот момент вооруженные силы союзников, в два голоса предостерегали Черчилля о возможной опасности, однако тот был настроен решительно. Тогда был придуман хитроумный план.
Британского премьера вызвал к себе на аудиенцию Георг VI и без предисловий сообщил ему, что сам намерен присутствовать при открытии второго фронта. Черчилль стал убеждать короля, что это невозможно: жизнь Верховного главнокомандующего нельзя подвергать такой опасности. Немного поколебавшись, король дал себя убедить, обратив при этом все аргументы премьера против него самого и запретив Черчиллю лично появляться на передовой. В результате «Белфаст» отправился открывать второй фронт без премьера. А потом двинулся дальше, к берегам Австралии, для участия в операции «Даунфолл», которую опередила капитуляция Японии.
Потом были еще Гонконг, участие в Корейской войне, переход через Тихий океан и еще 10 лет активной службы. В 1971 году крейсер обрел свое окончательное место под солнцем, бросив якорь у Тауэрского моста на реке Темзе. Пять лет назад крейсер и его экипаж были награждены Грамотой Верховного главнокомандующего Вооруженными силами РФ за проявленные во время войны мужество и героизм. В реставрации его участвовали и Вооруженные силы РФ, и российские бизнесмены. Об этом напоминает специальная доска в одном из корабельных коридоров.
БЫТ МОРЯКОВ В ПОДРОБНОСТЯХ
Экспозиция плавучего музея заметно отличается от, скажем, нашей «Авроры». Прежде всего посетителям доступны все «внутренности корабля» от артиллерийских погребов до командно-дальномерных постов. Повсюду расставлены манекены в форме матросов британского флота, в некоторых кубриках разыграны сцены из корабельной жизни и боевой службы. Так, в одном из отсеков в подводной части корпуса представлена борьба за живучесть корабля при подводном взрыве – искореженные металлоконструкции, деревянные распорки, раненые матросы, мерцает огонь, журчит вода, сверху раздается грохот орудийных залпов. В корабельной амбулатории – сцена операции.
На этом корабле-музее можно узнать и массу любопытных подробностей о быте английских моряков. Например, о том, что в 1943 году на борту «Белфаста» на правах члена экипажа жил любимец – кот Франкенштейн (Фрэнки). Или о том, что морякам королевского флота с 1655 года ежедневно выдавали по пинте рома. А в 1740 году Эдвард Вернон ввел вместо рома грог (две части воды на одну часть рома). Традиция раздачи грога (аналог российской чарки) существовала до 1970 года…
Директор плавучего музея Брэд Кинг считает корабль не только гордостью Англии, но и неотъемлемой частью истории России. Ведь каждый солдат Красной армии, по мнению директора музея, который держал оборону Ленинграда, управляя британским танком или проходя по Дороге жизни на британском грузовике, тоже является частью истории «Белфаста», а «Белфаст» – частью их истории.
Так что вдали от России, в центре Лондона, мы с сыном и внуком недавно прикоснулись к частичке истории и нашей страны. К истории нашей общей Великой Победы.
Лондон