0
3772
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

30.10.2015 00:01:00

"Неизвестная война" на Дальнем Востоке

Виктор Гаврилов

Об авторе: Виктор Александрович Гаврилов – ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

Тэги: книги, обзор, рецензия, кнр, китай, ноак, япония, сша, тихий океан, чан кайши, дальний восток


40-9-1.jpg

Сборник статей российских и китайских военных историков, посвященных 70-й годовщине Победы во Второй мировой войне. Академия военных наук НОАК, Военная академия Генерального штаба ВС РФ. Военная наука, Китай, 2015.

За прошедшие два десятилетия Россия и Китай развили уникальное стратегическое партнерство, основанное на углублении своих экономических связей и отстаивании своих стратегических интересов перед лицом Запада.

Но кроме экономики и политики есть еще и история, которая зачастую играет очень большую роль, влияя в том числе на экономические и политические отношения между странами. Достаточно сказать, что в настоящее время история выступает в качестве одного из средств, используемых Западом для стратегического сдерживания его основных геополитических противников – России и Китая.

ПОСОБНИКИ ВНОВЬ В ФАВОРЕ

В этом смысле вполне очевидна позиция Запада в отношении последышей нацизма, поднявших свою голову в странах Балтии и на Украине, где героизируются ветераны бывших формирований СС и бандеровские преступники, воевавшие против своего народа. Если смотреть на проблему коллаборационизма в годы войны прямо и без политического лукавства, то ответы очевидны: прибалтийский и украинский коллаборационизмы были разновидностью обыкновенного фашизма со всеми присущими ему чудовищными чертами.

Прибалтийские и украинские части СС, да и примкнувшие к ним бандеровские боевки стоят в одном ряду с такими же формированиями, созданными во время войны в Бельгии, Голландии, Норвегии, Франции и некоторых других странах и сражавшимися не за свободу народов Европы, а за их порабощение. Эти формирования получили справедливую оценку народов и официально осуждены правительствами этих государств. И если там не находят смягчающих обстоятельств для Лаваля и Квислинга, то как можно причислять к «борцам за свободу» прибалтийские и украинские легионы СС или кровавых деятелей бандеровщины, пытавшихся заставить украинцев подчиняться своей воле с помощью, как они сами говорили, «веревки, ножа и пули»?

Но что же происходит сегодня? А сегодня страны Запада, в свое время осудившие и жестоко покаравшие своих коллаборационистов, терпимо относятся к рецидивам нацизма и крайнего национализма у своих младших партнеров – в странах Балтии и на Украине. Причина – «высокие» соображения геополитического порядка, связанные с необходимостью сдерживания России. В этом ряду стоит также и периодически возобновляемая кампания по поводу якобы имевших место «преступлений» Красной армии на территории уже не только Германии, но и освобожденных от германской оккупации стран.

21 ноября 2014 года в Нью-Йорке на заседании Третьего комитета 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция «Борьба с героизацией нацизма, неонацизма и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Документ был представлен Россией, его поддержали 115 из 193 стран – членов ООН. Против резолюции выступили Канада, США и Украина. 55 делегаций, в частности страны ЕС, от голосования воздержались.

Как говорится, комментарии излишни.

И ПОТОМКИ ИМПЕРАТОРА ТУДА ЖЕ

Но если на Западе фактором стратегического сдерживания России выступают США, Европейский союз и НАТО, то на Дальнем Востоке таким фактором выступает Япония. Это, конечно, в первую очередь постоянно муссируемый японским руководством территориальный вопрос – достаточно вспомнить решение японского парламента от июня 2009 года, объявившего спорную территорию Южных Курил «исконными землями» и неотъемлемой частью Японии.

Китай в этом плане также находится под прицелом западных специалистов идеологической войны. Характерна в этом плане эволюция его отношений с Японией. Новый премьер-министр Японии Синдзо Абэ, придя к власти, сразу же отбросил партийную платформу ЛДП, с которой она шла на выборы в нижнюю палату парламента Японии в конце 2012 года. По его утверждению, период трехлетнего правления Демократической партии Японии привел к ухудшению отношений с США, и сейчас необходимо восстановить эти отношения как самый важный шаг «в противостоянии военным угрозам со стороны Китая и Северной Кореи». Тон его заявлений является реальным отходом от послевоенного японского пацифизма и медленных темпов роста военного бюджета Японии. Самым последним свидетельством нового подхода японского руководства к японо-китайским отношениям являются попытки смягчить оценку преступлений Японии в годы Второй мировой войны. Кроме этого, весьма неоднозначную оценку получило решение японского парламента, разрешающего использование японских вооруженных сил за пределами своей страны.

Сторонники этого решения, которое было поддержано Вашингтоном, утверждают, что оно имеет важное значение для обороны Японии и ее союзников в регионе, а также позволит стране принимать более активное участие в миротворческой деятельности во всем мире. В то же время этот акт японского парламента вызвал протесты со стороны населения и оппозиции страны. Незамедлительно последовала также реакция со стороны Китая, официальный представитель которого заявил, что новые полномочия армии Японии – «беспрецедентный шаг в сфере безопасности».

Но это, так сказать, геополитическая составляющая стратегического сдерживания Китая. А вот и историческая составляющая этой политики сдерживания.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЭПОПЕЯ

В 1979 году Роман Кармен на материалах, собранных в годы Великой Отечественной войны, совместно с американцами создал фильм «Великая Отечественная». Этот 20-серийный документальный фильм создавался совместно с американскими кинематографистами – десятками людей различных профессий – и демонстрировался на Западе под названием «Неизвестная война» (The Unknown War). В качестве ведущего комментатора фильма выступал известный американский актер Берт Ланкастер, которого озвучивал наш замечательный актер Василий Лановой. Сериал стал настоящим откровением для западного зрителя, почти ничего не знавшего о подвиге советского воина и нашего народа, ставшего главным творцом победы над гитлеровским фашизмом.

Не будет преувеличением сказать, что такой же «неизвестной войной» для западной да и для российской аудитории остается война сопротивления китайского народа японской агрессии и соответственно участие Китая во Второй мировой войне. Существует расхожее мнение, что войну на Дальнем Востоке в основном вели и выиграли США. При этом ряд зарубежных историков берутся отрицать даже роль СССР в победе над Японией, утверждая, что все решили атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Не вдаваясь в дискуссии по этому вопросу (роль Маньчжурской стратегической наступательной операции давно известна), отметим, что роль и место Китая во Второй мировой войне значительно принижены и недооценены. При этом долгое время это имело место в самой КНР по причинам идеологического порядка, поскольку роль многомиллионной армии Центрального китайского правительства принижалась по сравнению с военными операциями войск КПК. Этим активно пользовались западные историки, фактически замалчивая роль Китая в победе над Японией.

Необходимо признать, что действительно начиная с 1941 года  китайский фронт был малоактивен. Японская оккупационная армия в Китае ожидала развязки на советско-германском фронте. Воспользовавшись определенными паузами в военных действиях японских войск в Китае, чанкайшистский режим усиливал нажим на своего давнего противника – Компартию Китая, на войска, находившиеся под ее командованием. Попытки наступления гоминьдановских войск (июль-август 1943 года) были отбиты войсками КПК. Советский Союз тогда выступал против разжигания гражданской войны в Китае, и перед лицом общего врага – японского милитаризма Чан Кайши был вынужден заявить о согласии вести переговоры с КПК.

Неслучайно президент США Франклин Рузвельт на конференции «большой тройки» в Тегеране говорил, что «главная задача США – удержание Китая в состоянии войны с Японией». Позднее он заявлял: «Что бы там ни писали газеты, войска Чан Кайши вовсе не дерутся против Японии» и отмечал, что Чан Кайши «держит сотни тысяч своих солдат на северо-западе, на границах «Красного Китая».

Кстати, следует сказать, что только после Курской битвы наши союзники по антигитлеровской коалиции начали перестраивать свою стратегию войны в «замедленном темпе». Крупные успехи Красной армии оказались неожиданными для союзников, и они были вынуждены активизировать свои действия в районах Тихого океана. В сентябре 1943 года в Новой Гвинее были заняты первые населенные пункты. В ноябре 1943 года морская пехота США высадилась на ряде островов Гилберта, начав продвижение в центральные части Тихого океана в сторону Японии.

К сожалению, гражданские междоусобицы в Китае, продажность чанкайшистского генералитета, а также определенные стратегические расчеты Токио облегчили японскому командованию проведение в октябре–декабре 1944 года успешных военных действий в Китае (операция «Итиго»).

Японцы захватили в Китае ряд важных американских аэродромов и обеспечили себе сквозные коммуникации от Маньчжурии до Сингапура. Япония оккупировала огромные территории Китая: были захвачены Пекин, Нанкин, Шанхай, Ханькоу, Тяньцзинь, Циндао и др. В руках японских оккупантов оказалось около 90% всех железных дорог Китая, многие приморские районы. По некоторым данным, при этом было разгромлено около 100 гоминьдановских дивизий общим числом 600–700 тыс. человек.

Но тем не менее китайский фронт держался и, согласно данным японских историков, продолжал приковывать к себе более 60% Сухопутных войск Японии. Мало известна в истории и роль 100-тысячного китайского экспедиционного корпуса, в тяжелых условиях воевавшего в Бирме и Индии.

В ПОМОЩЬ ИСТОРИКАМ

Определенным достижением в закрытии этого пробела стал недавно изданный в КНР совместный сборник научных статей российских и китайских военных историков, подготовленный Научно-исследовательским институтом военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ и Управлением военной истории и энциклопедии Академии военных наук НОАК.

Этот сборник предваряют вступительные статьи начальника ВАГШ ВС РФ генерал-полковника Сергея Афанасьевича Макарова и начальника АВН НОАК генерал-лейтенанта Гао Цзиня.

Большой интерес представляют различные аспекты совместной истории, показанные с точки зрения как российских, так и китайских историков. Особенно это касается периода 1930–1940-х годов, когда нашим странам пришлось отражать внешнюю агрессию. Именно тогда были заложены основы большой дружбы, нынешнего стратегического партнерства и взаимодействия наших стран.

Необходимо отметить, что китайские историки подчеркивают, что «китайский народ и его армия первыми подняли благородное знамя антифашистской борьбы, открыли главный фронт на Востоке, сковали и уничтожили большую часть военной силы варварского японского агрессора, мощно поддержали мировую антифашистскую войну на других театрах военных действий». С этим утверждением можно соглашаться или не соглашаться, поскольку нельзя забывать и о подвигах американских летчиков, моряков и морских пехотинцев, героически штурмовавших Иводзиму и Окинаву и понесших большие потери в боях за эти и другие острова. Следует помнить и о боевых заслугах других союзников по антигитлеровской коалиции, воевавших в Восточной Азии в годы Второй мировой войны.

Этот сборник является первым подобным совместным трудом российских и китайских военных историков. Можно с уверенностью сказать, что его издание явится основой для дальнейшего укрепления отношений между военными историками обеих стран, подавая пример продуктивного научного сотрудничества.

Но совершенно ясно, что пришло время в полной мере рассказать о «неизвестной войне» на Дальнем Востоке, которую с 1931 по 1945 год вел китайский народ против японской агрессии. И сделать это надо не для того, чтобы руководители Японии непрерывно извинялись за преступления японской военщины, или чтобы доказывать, где был главный фронт на Дальнем Востоке, а для того, чтобы показать правдивую и сбалансированную картину Второй мировой войны, не преувеличивая, но и не умаляя ничьих заслуг в достижении общей Победы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Шаг к медиауспеху

Шаг к медиауспеху

Виталий Барсуков

Начинающие журналисты и блогеры прошли образовательный интенсив проекта «Другое Дело» и агентства «Россия сегодня»

0
311
Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Олег Никифоров

Почему в преддверии земельных выборов в Бранденбурге телеканалы наращивают атаки на правопопулистскую оппозицию

0
1517
Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Михаил Сергеев

После бюджетного финансирования учителя вынуждены налаживать связь самостоятельно

0
1420
Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Анастасия Башкатова

Российские потребители по умолчанию пессимистичны

0
1327

Другие новости