Авианосец «Америка» в норвежских водах на учениях «Ocean Safari». Октябрь 1985 года. Фото с сайта www.dodmedia.osd.mil
1970-е годы. ВВС Северного флота, разведполк, учения. Авианосная группа ВМС США в Норвежском море. Вылеты с аэродрома Североморск-1 периодичностью 6–12 часов. В паре с капитаном Анатолием Владимировичем Темьяновским на самолетах Ту-16РМ и Ту-16РМ-2 вылетаем на слежение за авианосной многоцелевой группой (АМГ). Задача – скрытно на малых высотах, исключая перехват корабельными истребителями, подойти к авианосцу, сфотографировать и только после этого, нарушив радиомолчание, дать донесение. Взлетаем, на большой высоте уходим за остров Медвежий, затем снижаемся и идем. Ведомый на средних высотах 2000–3000 м, я – на предельно малых 60–100 м. Погода нормальная, облачность слоистая, неполная, море 3 балла. Пара истребителей с территории Норвегии перехватывает ведомого за 100 км от авианосца, меня не обнаруживают…
ХОРОШО НАС СДЕЛАЛИ!
На высоте 60 м выхожу на авианосец, штурман перспективно фотографирует, в эти же секунды видим, как пара истребителей F-4 «Фантом» срывается с палубы на перехват. Радист «стучит» донесение, а мы быстренько уходим в набор высоты, надо топливо беречь. Ведомый тоже идет в набор. Собираемся в пару уже под опекой двух F-4. Они стали плотно, в 5–10 м от крыла, видны лица летчиков. Один белый, второй негр – улыбаются, машут ладонями в перчатках. Мы также отвечаем: летчик и 2-й штурман, его в верхнем блистере очень хорошо видно.
Американцы показывают большой палец: «Хорошо нас сделали!» Затем кладут два пальца на плечо: «Какие чины – звания?» Второй штурман, призванный на два года из «студентов», абсолютно лысый, не зная, как ответить, снимает шлемофон и показывает голову в блистер. Американские летчики изумленно качают головой, понимая, что это большой чин (а за штурвалом сидит чин еще больше!), поднимают на прощание обе ладони и отваливают от нас к авианосцу.
Тем временем мы набираем наивыгоднейшую по температурному режиму высоту и, сокращая насколько можно маршрут, на самом экономичном по топливу режиме спешим домой. Вот и остров Кильдин, от него «с прямой» – на посадку, погода позволяет. Ведомый садится первым, я вторым. Уверенно врем инженеру: топлива еще осталось 5 т – и отправляемся в курилку. Но нас и не особо «прессуют»: прилетели, ну и молодцы. Все заняты фотоделом, снимают аппаратуру, везут в фотолабораторию, волнуются за качество снимков, спешат. Самолет Ан-26 стоит на полосе носом на Москву, ждет результаты аэрофотосъемки.
АЛЬМА-МАТЕР
Конец 70-х. Ленинград. Альма-матер, Военно-морская академия, учеба, самоподготовка. Время 17.45. Дежурный преподаватель входит в класс и, видя только двух слушателей, наставнически говорит: «Вас сюда прислали не только овладевать военным искусством, но и впитывать в себя культуру этого великого города. Сдать чемоданы и вперед по музеям, театрам, циркам и садам!» И мы шли овладевать культурой…
Начало 80-х. Север. Архангельск, Лахта, ордена Ленина Краснознаменный ракетоносный полк, которым мне доверили командовать. Опять учения. По данным разведчиков Ту-16 и Ту-95, наносим ракетный удар по авианосной группе в составе дивизии тремя полками с приданными постановщиками помех. Взлетаем с трех аэродромов: Оленегорск, Североморск-3 и Лахта. Воздушную армаду ведет командир дивизии генерал-майор авиации Владимир Григорьевич Дейнека. Удар наносится в режиме радиомолчания. Постановщики помех «закрывают ударные группы», вместе с демонстративными группами отвлекают палубные и береговые истребители на себя.
Ударные группы по месту и времени, а также по коротким командам штурмана дивизии выполняют пуск ракет (условно), формируется залп для уничтожения авианосца. В воздухе 104 самолета, занимая все воздушное пространство над Норвежским морем, вся эта мощь под единым руководством командира способна уничтожить АУГ! Выполнив задачу, тактические группы разворачиваются на обратный курс, и каждый полк выходит в зону роспуска своего аэродрома. Наш полк молча «распускается» над Белым морем на двухминутный интервал, машины снижаются на посадку, и только над приводом звучит в эфире короткая фраза: «…прошу посадку». Каждый после посадки быстро сруливает с полосы, освобождая ее для товарища. Самолеты садятся непрерывным потоком. Через 47 минут все на земле, мне можно вздохнуть свободно. Докладываю, по ходу узнаю о благополучной посадке других полков. Далее разбор полетов. То, что готовили два года, получилось на крупное «хорошо». Довольны все, даже те, кто про себя возмущался непрерывными тренировками. Вылет полка получился как песня, хотя он прошел в полном радиомолчании.
НА СЕВЕРЕ
Американский палубный истребитель F/A-18A сопровождает советский Ту-16. 1985 год. Фото с сайта www.navy.mil |
Север. Лахта. Середина мая, близится полярный день, и за ночью надо будет лететь в Крым. Для поддержания уровня техники пилотирования – сплошные ночные полеты. Вылеты разные, по кругам, зонам, маршрутам, на полигон с бомбометанием и стрельбой. Руководит полетами подполковник Владимир Васильевич Куров, заместитель командира полка, летчик-снайпер, уважаемый всеми старейшина полка. Мы с заместителем командира дивизии полковником Владимиром Георгиевичем Григорьевым тренируемся в полетах на дозаправку топливом ночью. Соревнуемся, кто больше сделает сцепок. Я делаю четыре, а он пять. У него получается лучше, изящней, что ли, если это можно сказать о плавных движениях самолета Ту-16, махины в 65 т, у шланга топливозаправщика. Удовлетворенные, идем на посадку, вспоминая шутку наших инструкторов: «Заправка ночью так же как днем, только ничего не видно».
Конец 80-х. Североморск. Учения, подземелье запасного командного пункта ВВС Северного флота. Я, заместитель командующего ВВС по боевой подготовке, и главный штурман ВВС «ползаем» по картам, схемам, плановым таблицам, разводим летающие полки, эскадрильи, тактические группы по маршрутам, районам, высотам, месту и времени. Спать некогда, в воздухе одновременно до 300 летательных аппаратов различных типов и модификаций. Над нами командующий ВВС СФ генерал-лейтенант Владимир Григорьевич Дейнека и начальник оперативного отдела генерал Геннадий Андреевич Храмцов, решения и планы которых мы должны реализовать вместе с подчиненными частями, выполняя замысел командующего флотом. Казалось, этой круговерти не будет конца, но прошло трое суток, и все благополучно завершилось. Должен отметить – во время учений не было аварий и предпосылок к ним, подготовка к учениям и настрой личного состава были высокими…
Так нас учили, так мы учились, обретали крылья, становились инструкторами-летчиками, командирами, начальниками различных степеней. Героическая профессия летчика обязывала, и мы ей соответствовали. Не многие получали звание Героя, но все же получали. Сегодня пишут, что в 2014 году Крым начал возвращение домой в Россию. Нет, возвращение началось в 1992 году, когда из него убирали преданных России генералов и адмиралов во главе с командующим Черноморским флотом адмиралом Игорем Владимировичем Касатоновым. Когда будущий Герой России подполковник Тимур Автандилович Апакидзе увел с собой эскадрилью на Северный флот, выполнив тщательно продуманный перелет на самолетах Су-27. Там он стал генералом – командиром дивизии. Своей преданностью летному делу, подвижнической работой среди молодежи, своим патриотизмом, всей своей стремительной жизнью он заслужил право быть выше нас всех и лучше нас всех. Именно о нем надо рассказывать детям и летчикам в Крыму. А на аэродроме в Саках поставить памятную доску о непокоренных: Апакидзе и его товарищах, смело улетевших из самостийной Украины на российский Север.
Так мы служили, так мы жили и были счастливы!