Отправлясь на орбиту, космонавты еще не знали, какие трудности им предстоит перенести. Кадр из фильма «Салют-7»
Вчера в российских кинотеатрах стартовал показ уже давно ожидаемого фильма – «Салют-7». О нем «земля уже полнится слухами», особенно после того, как вечером 3 октября – в канун 60-й годовщины начала космической эры человечества – киноленту прокрутили в Кремле для самого высокопоставленного зрителя страны – Владимира Путина. Глава государства посмотрел ее вместе со съемочной группой, включая исполнителей главных ролей Владимира Вдовиченкова и Павла Деревянко и в компании тех истинных космических храбрецов, кого артисты достойно изобразили на экране. А именно с дважды Героями Советского Союза генерал-майором авиации Владимиром Джанибековым и ученым Виктором Савиных (правда, фамилии в фильме его автору и продюсерам пришлось изменить по личной просьбе самих звездолетчиков – они стали Федоровым и Алехиным). Был приглашен и глава Роскосмоса Игорь Комаров, который, по словам создателей, оказал неоценимую помощь в ходе работы над картиной.
ПУТИН: «РУГАЛИСЬ ЛИ ВЫ В КОСМОСЕ?»
Сюжет киноповествования основан на реальных событиях 32-летней давности с привнесением в него «хорошей доли острого перчика» для наилучшей смотрибельности и элементов мелодрамы для «выдавливания слез». В феврале 1985 года орбитальная космическая станция «Салют-7», долгое время находящаяся на орбите в необитаемом режиме, перестала отвечать на сигналы из Центра управления полетами (ЦУП). Возник значительный риск, что 20-тонная «космическая бочка» может сойти с орбиты и упасть в густонаселенном районе Земли.
Пронюхавшие про это американцы под предлогом предотвращения катастрофы срочно готовят многоразовый орбитальный челнок «Челленджер». Задача его экипажа – снять неуправляемый объект с орбиты, загрузить в корабль и доставить на Землю. А здесь уже специалисты изучат «не имеющие аналогов в мире» советские космические технологии. (Такая возможность НАСА и Пентагоном действительно изучалась, на операцию даже были выделены немалые средства, но космическому пиратству не суждено было сбыться.)
В Министерстве обороны СССР решают сбить станцию, дабы предотвратить ее похищение. Но космическое руководство убеждает военных повременить. И к «Салюту-7» срочно направляется экипаж космического корабля «Союз-Т-13» в составе вышеупомянутых космонавтов. Они находят объект в полностью нерабочем состоянии. Пройдя буквально снег-лед, воду и пламень, психологический конфликт (в одном из эпизодов потерявший нервную устойчивость Алехин бьет Федорова по голове огнетушителем), ежеминутно ощущая близкое дыхание смерти, космонавты станцию таки «спасают».
В канву фильма вкраплены также «философские» вопросы «Ради чего мы все это делаем, рискуя жизнями?» и «Зачем человеку космос вообще?».
Автор этих строк свидетельствует: события на экране держат в напряжении, берут за душу, героям сопереживаешь. 40 минут зритель пребывает вместе с экипажем в невесомости, снятой весьма достоверно даже для восприятия тех, кто в ней жил недели и даже месяцы. 4 октября лента была показана в Государственном Кремлевском дворце для большого количества работников и ветеранов космической отрасли, и во время просмотра зал неоднократно оглашался аплодисментами. А по финалу стоя приветствовал находящихся в нем Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Воистину то, что они свершили на орбите, больше чем подвиг!
Летчик-космонавт Алексей Леонов, у которого были определенные претензии к вышедшему в апреле этого же года фильму «про него самого» – «Время первых», по отношению к «Салюту-7» не скрывал восторга: «Прекраснейше снято!» – имея в виду, как показаны в фильме космические панорамы.
«С точки зрения съемок сделано очень качественно. Игра актеров, на мой взгляд, замечательная. Самая главная задача этого фильма – привлечь внимание к космонавтике», – отметил, в свою очередь, Герой Советского Союза и Герой России летчик-космонавт Сергей Крикалев.
Владимир Путин, судя по информации с его официального сайта, оценку «Салюту-7» давать не стал (это обычная практика таких просмотров со стороны главы государства). Однако спросил бывших членов того экипажа, ругались ли они тогда в космосе. Те, смеясь, ответили, что нет.
ДЖАНИБЕКОВ: «ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ И ДОРОЖЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ»
«Без Путина» же, в Кремлевском дворце, оба дважды кавалера Золотой Звезды после просмотра признались журналистам, что хотя тоже «под впечатлением» от фильма «про нас», однако «многое в нем к реальности не имеет никакого отношения». Что же касается ответов на обозначенные выше «философские» вопросы, то, как представляется, три сценариста и 34-летний режиссер Клим Шипенко с ответами на них справились не ахти. Не убедили в полной мере зрителя, что подвиг был оправдан «больше чем на сто пудов», как выражается нынешняя молодежь (а фильм рассчитан главным образом именно на эту зрительскую аудиторию). Как сказал в этой связи 75-летний Владимир Джанибеков, «тут есть вещи, которые выше и дороже, чем сама жизнь»: «Когда на тебя смотрят весь мир и страна, о себе уже не думаешь».
Тут только надо сделать одно уточнение. В 1985-м страна о происходящем на «Салюте-7» знала – из ТВ-новостей – только то, что «станция работает исправно, идут плановые исследования». А мир благодаря развернутой США информационной кампании отчасти ждал катастрофы из космоса, тем более что в 1979 году из-за ошибок в управлении на Землю рухнула американская орбитальная станция «Скайлэб», часть обломков которой позже собрали в пустынной Западной Австралии. Просто Джанибеков и Савиных, насквозь советские тогда люди, коммунисты, сами всецело понимали, что «если она упадет», то хана престижу страны и советской космонавтике. Только вслух об этом не говорили, а дело делали.
Слава создателям, прозаичность их подвига в фильме прописана достаточно убедительно. Режиссеру и исполнителям ролей удалось избежать супергеройства персонажей, хотя по ходу развития сюжета они совершают один героический поступок за другим. Их подвиг показан буднично, рабоче, без пафосных лозунгов. Оба, при всей их тяге к космосу, в то же время выписаны людьми земными, которым, рискуя на орбите жизнью, есть что терять и на планете.
В реальности в 1985 году Джанибекову и Савиных не пришлось вновь «запускать» «Салют-7», прибегая к экстремальным действиям – тушить пожар или сбивать с него кувалдой поврежденный прибор в открытом космосе (кувалда, очевидно, рассчитана на заграничного зрителя: ведь русские только ею и могут ремонтировать). И на станции не возникала ситуация, когда из-за недостатка кислорода ЦУП мог вернуть на землю лишь одного космонавта. Экипаж нашел и устранил неисправность в течение недели кропотливой работы, а еще через несколько дней уже к работоспособному «Салюту» в автоматическом режиме пристыковался транспортный корабль «Прогресс-24» с запасами жизнеобеспечения и прочими грузами.
«Смерти в лицо» космонавты смотрели лишь в том смысле, что нахождение в каждом космическом полете и сейчас связано с ежеминутным риском для жизни, несмотря на то конструкторы стараются обезопасить звездолетчиков по максимуму. Однако нет ни малейшего сомнения, что, если бы на «Салюте-7» действительно возникли критические нештатные ситуации, как показано в фильме, Джанибеков и Савиных не ударили бы в грязь лицом, пошли бы и на подвиг «в духе кино».
КОСМОНАВТЫ: «КУРИТЬ НА ОРБИТЕ?! ЭТО СТРАННО!»
Стоит отметить и бросающиеся в глаза совсем некомплиментарные вещи в новой киноленте.
С выходом «Салюта-7» уже стало штампом показывать в подобных героических фильмах, скажем так, либо полное отсутствие страны, которая «послала своих сыновей на подвиг», либо изображать ее «вождей» в виде неких тупоголовых, ограниченных особей. В фильме «Гагарин. Первый в космосе» (2013) показано так, словно главный конструктор Королев со старшим лейтенантом Гагариным решили, что «СССР надо быть в космосе первым», и на пару осуществили задуманное. Во «Времени первых» чванливый генсек Брежнев в кинозале, выпивая, закусывая и чавкая, принимает Королева, которому отдает некомпетентные указания. Да если бы правительство действительно столь походя принимало наиважнейшие решения по космосу, наша страна до сих пор бы запускала свой первый искусственный спутник Земли!
В новом же фильме советский генералитет показан если не законченными дебилами, то людьми глубоко ограниченными, у которых лишь одно на уме – сбить вышедший из-под контроля «Салют-7». «Простите, но там же двое наших космонавтов!» – «Да и хрен с ними, важнее уберечь от американцев совершенно секретные технологии!» Такие грубые сцены – заведомая неправда. Сбитие орбитальной станции если и рассматривалось военными, то в череде вариантов, причем вариант сбития был далеко не на первом месте.
Сам режиссер признался при общении с Владимиром Путиным, что у посмотревших фильм космонавтов при всем их позитивном отношении к киноработе «были некоторые замечания по поводу курения на борту станции»: «Они сказали, что это... очень странно. Эпизод с водкой тоже не одобрили, сказали, что ничего такого у них не было. Хотя водка в грелке была у каких-то других космонавтов, это где-то было описано».
Действительно, герой Вдовиченкова на Земле показан с пепельницей, полной окурков. А внутри «Салюта-7» он закуривает так, будто это не космическая станция на орбите, а затрапезная курилка. И «бухают» оба персонажа на орбите, как в какой-то оказавшейся в невесомости рюмочной, да еще и «растягивают удовольствие», ловя плывущие к их ртам водочные шарики. До этого мы узнаем, что и на Земле они куда как не прочь «выпить-закусить»: сидят в лодке на рыбалке – по половине граненого стакана выпили. Причем в момент, когда героя Деревянко срочно вызывают в ЦУП.
Дело не столько в том, что к правде жизни это имеет лишь минимальное отношение, кое на экране отнюдь не стоило представлять как обыденное для космонавтов дело. Фильм снят для зрителей от «12+». Космонавт же со времен Гагарина был и остается и для ребенка, и для взрослого «не парящего у звезд» землянина неким недосягаемым идеалом, который просто не может быть привержен каким-либо вредным привычкам. Потому как «пить и курить» в силу его редкой профессии ему заказано по определению! А кто «баловался этим делом» до космоса – давно бросил! Только спорт, закаливание, многочасовые тренировки, медицинские обследования. Где ж при таких нагрузках затягиваться или даже бокальчик пивка употребить?!
И если даже «водка в грелке была у каких-то других космонавтов, это где-то было описано» (буквально пара единичных свидетельств действительно имеется) – это же не повод «обобщать».
В фильме же курение и «выпивон» космонавтов преподнесены близко к «скрытой» рекламе этих вредных привычек. Думается, главным образом это отвратило настоящих космонавтов от данных эпизодов «Салюта-6». Тем более что курение в картине еще и муссируется. Вот жена Федорова, переживая за него, находящегося в космическом полете, глубоко курит на кухне при их четырехлетней дочери. Как говорится, ну, дорогие вы наши товарищи кинематографисты, знайте ж меру! Мало того что это избитый киноштамп, свидетельствующий об ограниченной фантазии создателя фильма, но «все это» еще и показывается в эпоху всеобщей борьбы с распространением курения – в то время, когда и в нашей стране принимаются соответствующие антитабачные меры. Увы, в 2013 году показ сцен курения в кино собрались было решительно ограничить, да пока отступили от этой идеи.
К слову, в июне текущего года Минздрав предложил запретить государственную поддержку кинолент, в которых присутствуют сцены курения и демонстрируются табачные изделия. Глава ведомства Вероника Скворцова объяснила инициативу: «Курение в кино ассоциируется с тревогой и переживанием. Однако можно донести те же самые эмоции до зрителя другими путями. Поэтому государству нужно предоставить право ограничивать использование курения как художественного приема в кинематографе. Если фильм имеет государственную поддержку, в том числе финансовую, то государство имеет право требовать от автора самовыражаться каким-то другим путем». Резон в этом есть. «12+». Согласно статистическим данным на начало 2017 года, средний возраст, с которого в России начинают курить дети, составляет 13 лет, причем никотиновая зависимость сегодня фиксируется уже в 5-х классах: среди учеников этой возрастной категории курят примерно 15% мальчиков и 1% девочек. Да и вообще пусть «не специально» пропагандировать курение на художественном экране в стране, в которой и без того курит 40% населения, безнравственно.
Тема эта вроде бы за рамками контекста нашей рецензии на фильм «Салют-7», но все же, все же… Тема ограничения курения в мире – вселенская. Так что вполне к месту пришлось.