0
7645
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

24.11.2017 00:01:00

Награда за проступок

Виктор Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин – военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке.

Тэги: южная группа войск, югв, венгрия, будапешт, кража, воспоминания, рассказ


Майор Борис К. приехал в Венгрию, в Южную группу войск (ЮГВ), из Ленинградского военного округа и города Мурманска. Был он там редактором дивизионной газеты. В ЮГВ тоже стал редактором дивизионной газеты в городе Веспрем, точнее, в городке с труднопроизносимым мадьярским названием Сенткирайсабадья (Szentkiralyszabadja), который находился в лесу в двух десятках километров от областного центра. Там располагался штаб 13-й танковой дивизии и несколько ее полков, а также венгерский артполк.

Человеком Борис оказался приветливым, открытым, веселым и доброжелательным. Всех журналистов, которые приезжали в командировку в дивизию из газеты ЮГВ «Ленинское знамя», Боря встречал радушно, и вечером после работы их всегда ожидал у него на квартире накрытый стол и палинка (венгерская фруктовая водка, если кто не знает). Писал он в газету нечасто, но материалы его шли на полосы без проблем. Конечно же, еще и потому, что очередей и большой конкуренции, чтобы пробиться в печать, как это было в «Комсомолке», «Известиях», «Правде» или «Красной звезде», у нас никогда не было. И потому каждое утро на летучках в редакции начиналось с разноса ответственного секретаря: опять какой-то отдел и некоторые журналисты не выполнили своей заявки, и секретариату пришлось стоять на ушах, чтобы закрыть полосы… Словом, все, как везде и всегда.

А потому, когда у нас образовалась вакансия, майора К. позвали на работу в «Ленинское знамя». Он с удовольствием приехал в Будапешт. Получил квартиру почти что в центре города, на улице Дожа Дьёрдя – национального венгерского героя, предводителя крестьянского антифеодального восстания. Дом стоял практически на площади, где в дни революционных парадов проходили основные государственные торжества. Он находился недалеко от советского посольства и посольской школы имени Горького, куда пошел учиться его сын. Все эти обстоятельства и сыграли в судьбе майора К. свою особую роль. А случилось вот что.

После окончания школы ее выпускники, в основном дети посольских работников – дипломатов, торгпредов и обслуживающего персонала, перебрав на выпускном вечере вина или чего покрепче, решили грабануть лавчонку, которую в Будапеште называли «трафиком» и где продавались разные мелкие вещи – от билетов на метро, троллейбус и трамвай до сигарет и жевательной резинки. Мальчишки и полезли за этими сигаретами и жвачкой, наивно полагая, что утром им на поезд (окончивших школу сразу отправляли в Союз) и никто не станет их искать. Наивные не знали, что все магазины и магазинчики в Будапеште находятся под охраной полиции и взлом замка тут же просигналит об этом стражам порядка.

Полицейские подъехали к «трафику», как только пацаны начали набивать себе карманы сигаретами и жвачкой, а когда те выбежали на улицу, их тут же повязали. Сын майора не был ни зачинщиком этой кражи, ни ее участником, просто стоял возле магазинчика, когда его чистили одноклассники. Но вместе с ними оказался в полицейском участке со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но не для себя, а для отца.

Взяли мальчишки из «трафика» не слишком много – несколько блоков сигарет и жевательной резинки, и уголовное дело против них полицейские решили не открывать. Тем более что это дети советских дипломатов, – шум по такому поводу в социалистической Венгрии никому не был нужен. Хотя соответствующие звонки и письма ушли и в посольство, и в штаб группы войск. Не знаю, какие меры против провинившихся предпринял посол, но нашего майора за недостатки в воспитании сына отправили с семьей в Союз в течение 48 часов. Куда отправили? А туда, откуда он приехал.

Приехал майор в ЮРГ, как известно, из Ленинградского военного округа. Там он был, правда, редактором дивизионной газеты, а в Венгрии, в ЮГВ, стал корреспондентом групповой, считай окружной газеты. Нареканий у него за работу в «Ленинском знамени» не было никаких, одни поощрения. И пришлось отправлять майора в тождественное его офицерской должности издание – в газету Ленинградского военного округа «На страже Родины», в город Ленинград, где он потом получил квартиру и служил до самой пенсии, даже получил звание подполковника, если я не ошибаюсь.

Провожали мы Бориса домой, как водится, в корчме – с палинкой и пивом. Нагрузившись этой ядреной смесью, как и все мы, он обнял меня за плечи и, срываясь на хриплый шепот от пережитого в последние дни стресса и выпитого пива с палинкой, сказал:

– Я даже мечтать не мог, что буду жить и работать в Ленинграде. С одной стороны, выдрать сына нужно как следует, а с другой – руки ему целовать…

И я мечтал замениться из Южной группы войск в ЛенВО, в газету «На страже Родины» и в Ленинград, который очень люблю, но не сложилось. Почему, расскажу позже.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
494
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
570
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
541
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
546

Другие новости