Дети и внуки автора статьи на марше «Бессмертного полка» с портретами своих дедов. Фото из семейного архива автора
Из всех отмененных и переименованных или забытых после распада Советского Союза праздников остались навсегда действующими только два. Первый – это проводы Старого и встреча Нового года. Второй – это День Победы 9 Мая. Он запомнится в народе навсегда как праздник со слезами на глазах. После отмеченного в 2015 году 70-летия Победы этот праздник стал ассоциироваться с торжественно-траурным шествием многих маршей «Бессмертного полка». Они проводятся теперь не только в России и странах СНГ, но и во многих зарубежных государствах.
У Израиля были свои веские основания отмечать его в течение двух дней – 8 и 9 мая – как официально объявленный праздник, ибо он связан с рождением самого Еврейского государства Израиль. Это стало возможным только после одержанной победы над фашистской Германией. Поэтому не трудно было понять, почему израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху решил отмечать его начало в Иерусалиме 8 мая, а 9 мая присутствовать на Параде Победы на Красной площади в Москве. Там же он возлагал вместе с президентом РФ Владимиром Путиным и ветеранами Великой Отечественной войны венки на Могилу Неизвестного Солдата и монументы всех городов-героев Великой Отечественной войны. Перед этим он стоял неподалеку от принимавшего парад Владимира Путина и задержавшегося в Москве после переговоров Александра Вучича.
Не буду описывать все происходившее в тот день на Красной площади, ибо читатели могли все это наблюдать воочию или по телевидению. Мне снова вспомнился тот день, как мы с дочерью Ольгой три года назад вместе с писателями – ветеранами Великой Отечественной войны отмечали 70-ю годовщину Победы, когда по удивительному совпадению или «божественному велению» она совпала с началом пасхальной недели. Празднование этих торжеств проходило в Доме творчества Переделкино. Во время праздничного застолья кто-то из писателей, вспомнив об этом удивительном совпадении в произносимом тосте, воскликнул: «Христос и Победа Воскресе!» В ответ все дружно подхватили: «Воистину Воскресе!» Наблюдая за Парадом Победы на Красной площади, не я один заметил, как министр обороны генерал армии Сергей Шойгу, стоя в открытой машине при выезде через Спасские ворота для принятия парада, сняв фуражку, перекрестился. В этом тоже проявилось боготворящее действо парада.
По оценкам, в марше «Бессмертного полка», проходившем после парада в этом году, приняли участие более миллиона человек в столице, а всего по стране – не менее 10,5 млн человек. По ряду причин мне пришлось ограничиться перекличкой и праздничными поздравлениями со своими друзьями только по телефону. Кто-то в канун праздника уже не откликнулся. Другие не смогли подойти. Порадовал меня бодрый голос моего однокашника по институту Володи Иванова, в свое время освобождавшего Киев и уже более трех лет прикованного к постели и, несмотря на это, продолжающего давать консультации своим студентам из Московского государственного института международных отношений (МГИМО) и одновременно пишущего стихи. К одному из них, «Перестань куковать, кукушка», я часто возвращаюсь в своих мыслях:
Перестань куковать кукушка –
Ничего не известно тебе.
На войне грохотавшие пушки
Не все рассказали о нашей судьбе.
Мои дети и внуки, как и в предыдущие два года, снова участвовали в марше «Бессмертного полка». Младший внук Дмитрий, как действующий корреспондент и продюсер телеканала RT, выполняя свои функции, попросил мою дочь Ольгу, поклонницу поэзии Гумилева, объяснить, какую она усматривает связь акции «Бессмертного полка» с портретами ее саратовского деда хирурга Якова Ивановича Калинникова, который участвовал в двух мировых войнах. В ответ она процитировала свое любимое стихотворение Гумилева «Шестое чувство». Такое поэтическое восприятие лучше всего объясняет и саму значимость «Бессмертного полка» как массового сбережения чувства памяти о тех, кто отдал свою жизнь за продолжение жизни других. Вдобавок она продекламировала в микрофон заключительные строки этого стихотворения:
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Поэт в шестое чувство вкладывал смысл, присущий только человеку, память, данную ему с рождения от своих родителей. Память обо всем прожитом и пережитом.
Участники марша «Бессмертного полка» несли портреты не только своих родных, но и тех, кто не приходится им родственниками. Так было, когда во время шествия кто-то их участников шел с портретами генералиссимуса Сталина, маршалов и командующих фронтов. На этот раз нечто подобное происходило не только на чисто патриотической основе, но и по идеологическим соображениям.
Президент Владимир Путин лично пригласил участвовать в марше «Бессмертного полка» своих гостей – президента Сербии Александра Вучича и премьера Израиля Биньямина Нетаньяху. Если президенты Путин и Вучич вышли с портретами своего отца и деда соответственно, то Нетаньяху нес в руках фотографию одного из участников Великой Отечественной войны – Героя Советского Союза майора Вольфа Виленскиса, ставшего после Победы гражданином государства Израиль. Если бы Победы не произошло, такого государства на карте могло бы вообще не появиться. Победа не только для народа Израиля, но и для других молодых государств, таких как Сербия, стала иметь экзистенциональный смысл.
Несмотря на все запреты, в шествии «Бессмертного полка» в Киеве, Харькове, Одессе тоже приняли участие тысячи жителей. По оценке СМИ, на Украине за маршем «Бессмертного полка» в этих городах и в Москве наблюдали не менее 7 млн человек. Стоит также упомянуть, что и за рубежом, например в Торонто и других городах Канады, проживает немало русских и украинских эмигрантов, которые также приняли участие в шествии «Бессмертного полка». Даже в США и Австралии, не говоря уж о Европе, во многих городах проходили данные мероприятия.
Выдвинутая Александром Солженицыным после его возвращения из США на родину как одна из возможных национальных идей – сохранение народа – стала теперь пополняться сбережением и сохранением исторической памяти. Стихийно родившееся в сибирском Томске движение «Бессмертного полка» за прошедшие годы вылилось в новый феномен массовой народной памяти не только о Великой Отечественной, но и о двух мировых войнах ХХ века. Память – как предостережение, с надеждой, что подобное не должно повториться.
В чем тайна «Бессмертного полка»? Почему такой грандиозный размах уже не только в России, но и по всей планете? В этом отношении мне очень понравились слова дочери моего друга, философа Георгия Гачева, тоже участницы «Бессмертного полка» Насти Гачевой: «Тайна братства скрывается в отцах». Эти слова известного русского философа Николая Федорова – своего рода ключ к феномену «Бессмертного полка». Шествие сыновей и дочерей, внуков и правнуков с портретами отцов, дедов, прадедов. Это шествие, в котором нет своих и чужих, но все родные – все объединены общей памятью, природняются друг другу, как в минувшем мае в Москве, когда людская река текла по Тверской – прямо на Красную площадь. Шествие более всего походило на Пасхальный крестный ход. Когда люди шли, держа в руках лицевые изображения своих близких, было отчетливое ощущение, что над этим земным полком сыновей идет небесный «Бессмертный полк».
комментарии(0)