Советская база дизельных подлодок, город Полярный. Октябрь 1980 г. Фото из архива Юрия Козлова
Жизнь корабля во многом похожа на человеческую: рождение, служба (жизнь) и смерть – отправка, как говорят, «на иголки». Однако к некоторым кораблям судьба оказывается благосклонной – дает им вторую жизнь в виде корабля-музея.
Причем музеи тоже бывают разными: одни представляют собой не посещаемый экспонат, являясь, по сути, просто оболочкой, под которой почти ничего «родного» уже и нет, но другие предстают перед посетителями во всей своей красе – как будто ждут команду на выход в море. Именно таким музеем стала дизель-электрическая подводная лодка «Б-413» проекта 641, доступная сегодня для посещения в составе экспозиции Музея Мирового океана в Калининграде.
Данная субмарина 28 июня 1968 года – заложена на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе в Ленинграде. Таким образом, в прошлом месяце подлодка отметила полвека со дня этого знаменательного события. Текущий год вообще – суперюбилейный для «Б-413»: 7 октября она будет отмечать 50 лет со дня ее спуска на воду, еще через полтора месяца – 24 ноября – исполнится полвека с того дня, когда на подлодке был поднят Военно-морской флаг, а 25 декабря – полстолетия со дня вступления в строй!
Подводная лодка была включена в состав Северного флота 8 января 1969 года и в период с 14 июня по 23 сентября того же года выполнила задачи своей первой боевой службы. Причем тогда она приняла участие в первом походе ВМФ СССР на Кубу, в котором задействовали корабли и суда из состава трех флотов (Балтийского, Северного и Черноморского), в том числе две атомные ПЛ. Кубинский поход наделал немало шума в американских СМИ, да и в Пентагоне тоже.
Впоследствии субмарина совершила более 10 боевых служб, приняла участие в ряде военно-морских учений, включая маневры «Океан» 1970 года, и неоднократно признавалась лучшей по боевой подготовке (переходящие призы ГК ВМФ, звание «Отличный корабль» и пр.).
В 1993 году, не завершив ремонт, подлодка под буксирами перешла из Лиепаи в Кронштадт, шесть лет спустя была выведена из боевого состава ВМФ и в том же году прибыла в Калининград, где на ПСЗ «Янтарь» прошла ремонт, конвертовку и переоборудование в корабль-музей. 2 июля 2000 года открыта для посетителей.
«Б-413» – одна из немногих оставшихся «в живых» субмарин многочисленного семейства 641-го проекта, коих было построено более 70. Лишь пять ПЛ сохранены в виде кораблей-музеев, да еще одна – «Б-435», бывшая ПЛ «Запорожье» украинских ВМС, – находится формально в составе Черноморского флота, хотя и в отстое.
«Уникальность лодки состоит… в том, что она сохранена в первозданном виде, – указывается в описании корабля-музея «Б-413». – Прочный и легкий корпус, надстройка, все главные и вспомогательные механизмы, приборы и оружие предстают перед посетителями в том же виде, что и в день вывода корабля из состава Военно-морского флота России».
Впрочем, это еще не все. Изюминкой «Б-413» является то, что на ее борту посетители могут принять участие в ролевой игре, в ходе которой, став членами экипажа, уходят в виртуальную автономку. В ходе игры они выходят в торпедную атаку, ликвидируют возникшую в отсеке подлодки аварийную ситуацию и пр. Правда, действо это имеет возрастное ограничение – только для учащихся средних и старших классов. А жаль – стоило бы отправить в виртуальный поход и некоторых «экспертов», пичкающих сегодня нас со страниц различных изданий своими «авторитетными заключениями» в области военно-морского строительства и истории военных флотов мира. Одно из таких творений «НВО» разберет в одном из следующих номеров.
Мы же сегодня имеем шанс совершить путешествие во времени и увидеть, как однотипная «Б-413» выглядела десятилетия назад. Это стало возможным благодаря тому, что, как оказалось, среди тех, кто обеспечивает безопасность редакции, работает Юрий Козлов, проходивший с 1979 по 1982 год срочную службу на подводной лодке«Б-413» . Редакция «НВО» поздравляет его с Днем Военно-морского флота России, а наши читатели имеют возможность прикоснуться к истории знаменитого корабля.
комментарии(0)