Реконструкция одного из эпизодов далекого сражения. Фото РИА Новости
Ночь после участия в реконструкции прорыва немецкой обороны возле Гостилиц оказалась полубессонной. Я не реконструктор. Я не бежал вместе с ребятами в шинели военного образца через глубокие сугробы, поливая холостыми от души. Я не мерз по довольно все же приличному морозу в окопах и укрытиях вместе с ребятами в немецкой форме. Все эти самоотверженные парни и девушки старались от души. Артиллеристы грохотали своими орудиями, танкисты направляли своих стальных «коней» в атаку, пехота бросалась в рукопашную. Все делали они, а я только наблюдал, щелкая затвором фотоаппарата. Аккумуляторы двух аппаратов не выдержали – слаба современная техника, хоть и японская, против русского мороза. Может, спать не давали проведенные на морозе семь часов?
Исправное средство для засыпания, телевизор, оказался на стороне реконструкторов. НТВ постаралось, сначала прекрасный концерт из театра на Таганке к 81-й годовщине со дня рождения Владимира Высоцкого. И словно специально сговорившись, талантливые ребята в первую очередь исполнили самые щемящие сердце песни Владимира Семеновича, посвященные той войне. А после концерта на экране лицо великого земляка – Даниила Гранина – ленинградца, блокадника, фронтовика, Гражданина. И уже неясно, пережитое волнение от реконструкции или его комментарии к понятиям, выведенным режиссером на экран в виде титров, не давали спать, тревожа сознание, заставляя размышлять, сравнивать, оценивать, вспоминать деда-блокадника. Сегодня выставлю на окно свою свечу памяти.
ЗАПЕЧАТЛЕТЬ МГНОВЕНИЕ
Уже несколько лет наблюдаю в видоискатель происходящее на поле реконструкции. Порой получаются исключительно хорошие, наполненные смыслом и эмоциями кадры. Но таких немного – две-три штуки на полсотни. Наверное, так и должно быть. Профессиональные фотографы еще и подправят – один на сотню, может быть.
И все время вспоминаю, как не удалось никому из фронтовых корреспондентов выполнить распоряжение вождя – снять на пленку рукопашную схватку с противником. Где-то прочитал, что и Гитлер заказывал такое же. И с той стороны все попытки провалились. В такой схватке невозможно быть сторонним наблюдателем, в ней можно только участвовать. И дело не в озверении бьющихся насмерть, дело в единении бросающихся в атаку бойцов – все вперед, трусов нет, прикрывай спину товарища. Победа или смерть.
Видел в этот раз, как забывались парни, которые только имитировали рукопашную, замахивались автоматами и винтовками от души по-русски, чтобы врезать по немецкой каске, хотя под этой каской такой же наш парень. Нашлись хладнокровные, вовремя гасили этот вспыхнувший не к месту азарт.
Знаю, что организаторы четко распределили роли для всех участвующих – кому и где упасть, обозначив убитого, кому куда отползать, показывая раненого, чтобы не попасть под гусеницы идущего вперед танка или броневика. Кстати, замечательный башнер бронеавтомобиля, который в прошлом году прорывал блокадное кольцо в ходе реконструкции операции «Искра», а в этом году шел в атаку под Гостилицами, позже утром вместе со своей машиной попал в репортаж с парада на Дворцовой площади. Отлично, парни! Всюду успели. И повоевать, и машину к параду перегнать в город и вымыть.
Третий раз на моей памяти пехотинцы рвутся вперед захватить мост и удержать его до подхода танковых частей. Каждый год в сценарии что-то меняется в зависимости от изменившегося состава участников, наличия техники, готовности реконструкторов. И это правильно, все время одно и то же показывать нельзя. В этом году погода была на стороне «противника» – низкая облачность и идущий снег не позволил бы сталинским соколам летать над позициями, как это уже бывало на прошлых реконструкциях. Но эта нелетная погода не мешала висеть прямо над полем боя нескольким квадрокоптерам с камерами. Можно ожидать появления ярких профессиональных работ после монтирования отснятых материалов. В этом году в реконструкции приняли участие более 60 клубов. И все лучше становится обеспечение мероприятия.
ОРГАНИЗАЦИЯ НА ВЫСОТЕ
В первый раз мое участие было слегка задержано необходимостью выждать, пока удастся выехать на загруженное шоссе. По факту удалось уехать только в шесть вечера в темноте. В позапрошлом году все было значительно лучше – расчищенное место для стоянки, регулировщики в ярких жилетах показывали направление на парковку. В этом году, решив заехать «с тыла» – со стороны Таллинского шоссе, да еще и с запада, для этого заложил объездную петлю, встретил самое предупредительное отношение сотрудников ДПС. Указали куда ехать, остановили встречный поток, чтобы мне свернуть к стоянке. Помощники показали свободные места на стоянке. И расчищенные места готовы принимать зрителей, притом что снега в эту зиму существенно больше. Вышел из машины уже в приподнятом настроении: хорошая организация в исходной точке – половина успеха.
Много детей, вижу, что привозили ребят целыми классами, а чтобы они не мерзли, ожидая начала действия, стоят большие отапливаемые тенты со столами и скамейками. Горячий чай в наличии. Про полевые кухни можно даже не рассуждать. Несколько точек приготовления гречневой каши и горячего чая. К каждой очередь. Может быть, и сыты с утра люди, но даже простой горсткой солдатской каши родители приобщают своих детей к тому героическому времени.
Снежная зима оказала организаторам не только медвежью (тяжело ребятам было в глубоком снегу идти в атаку), но и реальную услугу – отвалы снега, возведенные вокруг места действия, стали дополнительными трибунами для зрителей. Кое-где высота таких трибун была метра три или около того. Представляю, сколько пришлось над этим потрудиться.
Есть ли смысл описывать происходившее на поле боя? Не вижу необходимости. Тот, кто отложил свои дела и приехал, равнодушным не остался. При морозе в –10, ветерке и снеге были и юные девушки в мини-юбках, которых было просто жаль, были и основательно подготовленные – в куртках с капюшонами и в валенках, но большинству все же было прохладно. Хорошо, что взял с собой два термоса с горячим чаем. Двух добровольцев напоил и семью зрителя, стоявшего рядом.
ЕДИНСТВО СЕРДЕЦ
Что же главное в этом действе, привлекающем такое большое количество зрителей? Обратил внимание, что из детей, которых привезли на автобусах, некоторые так и просидели в тентах для обогрева, уткнувшись в свои смартфоны или откровенно скучая. Происходившее их не заинтересовало. Но таких набралось десятка два на всю массу зрителей. Может, что-то важное уже упущено их родителями? Попытаюсь все же ответить на свой вопрос.
Главным, по моему мнению, стало мгновенно возникшее и не отпускающее сердце единство. Совершенно свободно обращался к абсолютно незнакомым людям, стоящим рядом, и не чувствовал ставшего привычным на наших улицах отчуждения, когда десятки прохожих могут пройти мимо человека, которому стало плохо, равнодушно пропуская мимо чужую боль, а то и цинично фиксируя происходящее на свои телефоны. И такое тоже бывает. Оказалось, что здесь, на заснеженном поле боя, все близки друг другу по духу, по восприятию, по настроению. Лица некоторых реконструкторов уже стали просто знакомыми.
И еще одно – желание поделиться пережитым не только тобой сейчас здесь на этом поле, а тем, что сохранилось в памяти из рассказов дедов, отцов – участников войны. Просто зацепившись словом, люди спешат поделиться этими крохами эмоций, душевными переживаниями. При этом в основном это люди в возрасте, еще заставшие живыми настоящих участников войны. А поделившись, мы закрепим эти частички общей памяти, спаяв в единое целое сознание новых поколений, если научим их слушать и понимать.
Ночь – хорошее время для размышлений на вечные темы. Особенно если повезет, и камертонами для этого процесса становятся великие поэт и писатель – Высоцкий и Гранин. Мы впитали уважение к пережившим блокаду и выстоявшим на уровне генетики, подкрепленной общением с подлинными героями того времени. Какие же усилия предстоит сделать, чтобы передать свое отношение к этой трагической странице нашей истории дальше?
Повторю свою же простую мысль: то, что было – страшно, но еще страшнее, если когда-то об этом забудут. Сколько их осталось, тех, кто были детьми в те годы? Они уже на пределе человеческих возможностей, перешагнув среднестатистические возрастные показатели по продолжительности жизни. Я тут же провожу параллель со своими родными, которым досталось еще в Первую мировую и Гражданскую. Бабушка рассказывала, что в 1918 году выдавали по 200 граммов нелущеного овса. Пережили тот голод в Петрограде. Может, именно та самая перенесенная в молодости «закалка» помогла им пережить блокадный голод? Может, именно она держит в жизни наших ветеранов, которым уже за 90?
Остается только пожелать всем выжившим здоровья и сил. А нам всем – твердой памяти и стойкости наших «прививок» от снисходительного отношения и попустительства к проявлениям неофашизма.
На моем столе горит свеча. В стопочке рядом – водка. Сверху кусочек хлеба. Вечная память нашим героям!
комментарии(0)