0
14225
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

20.03.2020 00:01:00

За что Лукашенко не любит «Бессмертный полк»

В Белоруссии власти негативно относятся к этому народному шествию

Сергей Побусько

Об авторе: Сергей Владимирович Побусько – военный пенсионер, подполковник запаса.

Тэги: минск, белоруссия, лукашенко, бессмертный полк, день победы, вов, ветераны


минск, белоруссия, лукашенко, бессмертный полк, день победы, вов, ветераны Акция «Беларусь помнит» отнюдь не идентична «Бессмертному полку». Фото с сайта www.tut.by

Беларусь остается на постсоветском пространстве единственным государством, где власти открыто запрещают получившую широчайшее распространение по миру народную акцию «Бессмертный полк», которая во втором десятилетии 2000-х возникла в России. В июне 2018 года «НВО» подробно рассказывало, как казуистически это происходило в Минске и во всех пяти областных центрах республики накануне 9 Мая. Достаточно напомнить, что столичные активисты несколько недель кряду боролись за получение разрешения от Минского горисполкома, чтобы пройти с портретами фронтовиков по проспекту Независимости к площади Победы, получили его лишь поздним вечером 8 мая, когда уже невозможно было оповестить всех желавших принять участие в акции. А их были тысячи!

На площади Победы…

В 2019-м Минский горком столь же деловито «выкручивал руки» организаторам акции в столице. Они хотели пройти от площади Якуба Коласа до площади Победы. Городские власти пошли навстречу активистам, но подкорректировали старт движения – от Дома-музея I съезда РСДРП – так, что маршрут резко укоротился в разы. При этом горком не запретил промаршировать по первоначально заявленному пути. «Однако за этот маршрут мы должны были заплатить 250 минимальных зарплат (в 2019 году таковая составляла 330 белорусских рублей, то есть требовали 82 500 руб., а это более 2,5 млн российских рублей, или свыше 38 700 долл. по тогдашнему курсу). У нас таких денег нет. Поэтому от этого варианта мы вынуждены были отказаться, пошли на сокращенный вариант. Но это компромисс», – сказал организатор шествия Валерий Драко.

Таким образом, в Минске, хотя и в усеченном формате, марш «Бессмертного полка» в 2019 году состоялся. В итоге шествие два года подряд получилось крайне малочисленным. 9 Мая более в чем 2-миллионной столице страны в «Бессмертном полку» прошли от силы полторы тысячи человек. И это в республике, в которой во время Великой Отечественной войны погиб каждый четвертый из почти 9,1 млн человек проживавших в тогдашней Белоруссии накануне войны. Советская историография называла цифру – 2,2 млн человек. Минск и Минская область пострадали наиболее ощутимо: было замучено, расстреляно и повешено 31.515 мирных жителей, подпольщиков, партизан и солдат.

Тех минских «полковчан», кому довелось преодолеть разрешенный унизительный проход через кордон охраны Батьки и появиться-таки на площади Победы, затерли в задние ряды стоящих у Вечного огня представителей проверенных и надежных государственных и лояльных власти общественных организаций. Национальные СМИ, особенно ТВ, следуя прямым рекомендациям из президентской администрации, делали вид, что «Бессмертного полка» в стране не существует.

А скажем, в 380-тысячном Витебске в 2018 году колонна состояла из 800 «однополчан», которые проигнорировали запрет городской и областной администраций. Тогда витебскому «Бессмертному полку» отомстили тем, что в полуторачасовом ТВ-отчете о прошедшем празднестве Дня Победы не упомянули о нем ни единым словом.

В 2019 году горисполком вновь отказал в проведении шествия. Ответ активисты получили за подписью заместителя председателя властной структуры Виктора Глушина: «В этом году в Витебске проведение шествия не запланировано и включение в план мероприятий по празднованию Дня Победы шествия жителей города «Бессмертный полк» не представляется возможным».

Одновременно на странице группы «Бессмертный полк» в Витебске» в социальной сети «ВКонтакте» указывалось, что «ранее из администрации президента был дан ответ, в котором сообщалось, что «в нашей стране отсутствуют запреты на любые формы увековечивания и сохранения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны и Победе. В том числе на проведение шествий с портретами фронтовиков и ветеранов-освободителей» и что «решение о проведении мероприятий относится к компетенции местных исполнительных органов». Активисты города на Западной Двине вновь проигнорировали запрет, в прошлом году в «Бессмертном полку» приняли участие уже почти 1200 человек. Правда, из-за сложившихся обстоятельств добровольные организаторы, по закону не имея права делать какие-либо призывы организационного характера, предложили «всем желающим почтить память своих родственников-фронтовиков, приняв участие в городском митинге на площади Победы в индивидуальном порядке. Любые символы Победы, как уверяют организаторы, не запрещены».

Последняя оговорка довольно значима. В Беларуси днем с огнем не сыщешь в магазинах георгиевскую ленту – один из самых примечательных символов Победы. Хотя официально она не запрещена.

Показательны интернет-отклики на запрет шествия в Витебске: «Это трагедия для нашего города. Витебский «Бессмертный полк» слагает свои знамена. Обещали не чинить препятствий, и теперь получен отказ. Наши деды не пойдут с нами в День Победы, мы не сможем пронести по городу портреты наших родных. Дед, ты освобождал этот город, а теперь тебе нельзя пройти в строю по его улицам. Мы нашли твоего брата, он погиб в бою за наше Отечество и лежит в братской могиле, а сейчас он убит этим отказом во второй раз. Мы боролись до конца. Вы простите нас, наши родные люди. Вы одержали Великую Победу, а мы вас не сумели отстоять. Мы не смогли ничего сделать. Простите нас! »

«Превратить «Бессмертный полк» в запрещенное и чуть ли не оппозиционное мероприятие – в светлые головы каких политтехнологов и идеологов пришла эта мысль?»

«В следующем году начнут георгиевские ленты срывать с детей на шествии, наверное».

«Не думаю, что дело в конкретных персонажах. Если бы не общее негативное отношение к этой акции, установившееся на государственном уровне, ничего этого не было бы».

«В Минске разрешили, но в каком-то издевательском формате. Печально на все это смотреть».

«Запрет «Бессмертного полка» в Белоруссии – это выше моего понимания».

«Не верится, что такое стало возможным. Во всем цивилизованном мире «Бессмертный полк» проводится без всяких препятствий... В 110 странах и даже в Кувейте! А в Белоруссии, республике-партизанке, – под запретом. Уму непостижимо! »

Инициатива такого затирания «Бессмертного полка» исходит лично от Александра Лукашенко. Александр Григорьевич весьма откровенен в своих претензиях к «этому хождению с портретами». Воздавая возникшему на просторах России стихийному движению должное, он недоуменно рассуждает: «Вот тут привели в пример «Бессмертный полк». Да, это блестящая российская акция, но у нас есть своя – «Беларусь помнит». Почему мы должны бросить свое и взять другое, если по сути и по внешней форме обе акции одинаковы? Кстати, «Бессмертный полк» под именем «Беларусь помнит» значительно раньше появился в Беларуси, чем в России».

Еженедельник уже отмечал, что подобное отношение – это поразительное непонимание главой белорусского государства разницы между «Бессмертным полком» и массовым мероприятием «Беларусь помнит». 5 мая 2018 года это пытались объяснить Батьке не из России, а ряд белорусских общественных объединений. Они выпустили тогда заявление, в котором доходчиво отметили, что уличная акция «Беларусь помнит» отнюдь не идентична «Бессмертному полку»: «Акция «Бессмертного полка» – это международная акция. Пространство памяти шире государственных границ республики. Движение «Бессмертный полк», зародившись в союзной России, объединяет людей в едином чувстве благодарности победителям фашизма едва ли не по всему миру, охватывая в последнее время 84 государства. Мы считаем, что Победа была одна на всех, и ее нельзя растаскивать по национальным квартирам».

Стоит лишний раз напомнить и слова участницы прохождения в «Бессмертном полку» витебчанки Эльвиры Мирсалимовой: «Взяв за основу идею и суть «Бессмертного полка» – использование в параде портретов своих родных, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны или работавших в тылу, – белорусские чиновники организовали акцию «Беларусь помнит». И вроде все то же самое. И, казалось бы, какая разница, как это называется, главное – почтить память наших дедов и прадедов, воевавших на фронтах и тех, кто пережил годы той страшной войны. Все так, да не так. Для тех, кто не видит разницы, поясню: на акцию «Беларусь помнит» людей вывели в обязательном порядке по разнарядке по предприятиям, а «Бессмертный полк» – добровольная, бескорыстная народная акция».

Резонен вопрос: отчего такое неприятие «Бессмертного полка» у белорусских чиновников и у Александра Григорьевича персонально? Впрочем, говорить надо преимущественно о лидере страны, ибо административный аппарат подобострастно смотрит ему в рот с горящим в глазах одобрямсом, а если в чем-то и возражает, то с показной робостью.

Один из российских защитников позиции белорусской стороны в отношении «Бессмертного полка» не увидел в запретах «белорусской части» ежегодного международного шествия 9 Мая «никакой русофобии». Углядел лишь нежелание местных властей «лишний раз демонстрировать зависимость Белоруссии от России – вот, в России придумали, а мы подхватили. В этом есть стремление властей маленькой страны подчеркнуть свою независимость от соседней, братской, большой». Если так, то это головокружение от независимости.

Армейская мудрость гласит: «Если пьянку невозможно предотвратить, то ее целесообразно возглавить». Сравнение движения «Бессмертный полк» с «чаепитием с соленым огурцом», конечно, грубоватое, но смысл в этом отражается в полной мере. Что может помешать Лукашенко (и главам областных администраций РБ) возглавить в День Победы колонну «однополчан» – наследников воинов-победителей? Государственный официоз 9 Мая? Отговорка. В Москве в 10.00 Владимир Путин наблюдает за парадом, а в 15.00 идет в народной колонне «Бессмертного полка» с портретом отца-фронтовика – Владимира Спиридоновича Путина, который был тяжело ранен в ноябре 1941 года на Невском пятачке под Ленинградом.

Разве что Александру Григорьевичу трудно решить, с чьим портретом идти. В официальной биографии об участии его родственников в защите Отечества в годы войны ничего не сообщается. И сам он никогда таковых не упоминал. Не это ли его бесит?

Но ведь выход здесь очевиден. Например, белорусский президент вполне мог бы нести портрет бойца-белоруса, останки которого были недавно найдены в земле Синеокой республики и чье имя было установлено, но родственники павшего еще не разысканы. Если не представится возможным отыскать фото погибшего, то в этом случае будет достаточно и фамилии, имени и отчества. Благо военнослужащие 52-го отдельного специализированного поискового батальона по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Министерства обороны РБ в каждом поисковом сезоне (с апреля по октябрь) такие боевые захоронения обнаруживают массово. Да и российские поисковики регулярно находят останки жителей советской Белоруссии (равно как и других некогда союзных республик могучего СССР), призванных на защиту Родины и погибших в стороне от родины малой.

Пример несения подобного портрета продемонстрировал в Москве президент Израиля Биньямин Нетаньяху. 9 мая 2018-го он, идя в «Бессмертном полку» вместе с Владимиром Путиным, держал в руках фото пехотного комбата Героя Советского Союза майора Вольфа Лейбовича Виленскиса (1919–1992). Золотой Звезды этот литовец еврейского происхождения был удостоен за то, что при освобождении Литвы в октябре 1944-го, к тому времени уже кавалер двух орденов Красного Знамени (а также Отечественной войны 1-й степени, Александра Невского и дважды Красной Звезды), силами одной роты сорвал сильную многочисленную контратаку гитлеровцев.

Кстати, у него неординарная послевоенная судьба. В начале 1970-х полковник Советской армии Виленскис, сдав должность командира 144-й гвардейской мотострелковой дивизии, которой командовал в Эстонии, и уйдя в отставку, вскоре стал добиваться репатриации в Израиль и через 11 лет своего добился. Воссоединившись на Земле обетованной с уже жившими там сыном и дочерью и став почетным полковником израильской армии, в 1986 году издал книгу воспоминаний «Повороты судьбы». За сие «предательство» для его фамилии не нашлось места в двухтомнике «Герои Советского Союза», который через год выпустило Министерство обороны СССР. Но в центральном Зале славы московского Музея Победы на Поклонной горе, который оформлялся позже, его имя золотыми буквами выбито в числе других более чем 1.800 Героев Советского Союза и Героев России.

Так что вряд ли главе государства составит труд найти портрет белорусского героя, с коим за честь будет пройти в «Бессмертном полку», подавая пример юным наследникам Победы. Или в насквозь официозной колонне «Беларусь помнит», раз уж она, по убеждению Батьки, суть одно с «Бессмертным полком». Но стоит заметить, что и в этой национальной колонне Батька с чьим-либо портретом в руках ни единого раза замечен не был. Разве что в былые годы проходил пару сотен метров в первом ряду ветеранов, когда те еще более-менее твердо стояли на ногах.

У Лукашенко была привычка брать на различные официальные и прочие мероприятия своего младшего сына Николая – было это уместно или вызывало вопросы (хотя ныне 15-летний третий сын белорусского лидера утратил интерес представительствовать вместе с отцом-президентом). Очевидно, что «Бессмертный полк» – это именно тот случай, когда присутствие Лукашенко-младшего будет очень даже уместным. А чьи портреты нести отцу и сыну – не проблема.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
329
Белорусской оппозиции угрожает кризис легитимности

Белорусской оппозиции угрожает кризис легитимности

Дмитрий Тараторин

От Тихановской требуют подтвердить лидерский статус

0
1785
За казахскими миллиардерами закрепили участки в зоне затопления...

За казахскими миллиардерами закрепили участки в зоне затопления...

Светлана Гамова

В Молдавии гагаузы вступились за русский язык

0
1710
Варшава поддерживает с Минском непубличный диалог

Варшава поддерживает с Минском непубличный диалог

Дмитрий Тараторин

Судьба известного заключенного решается на фоне новых атак мигрантов на польскую границу

0
2754

Другие новости