0
2468
Газета Интернет-версия

29.02.2008 00:00:00

Роботов ставят под ружьё

Тэги: робот, война, ирак, терроризм


робот, война, ирак, терроризм Боевой робот "Номер 5" (Джонни). Кадр из фильма "Короткое замыкание". Реж. Д. Бадем, 1986 год.

Реальность, когда автономные военизированные комплексы крошат друг друга из всех видов доступного оружия, похоже, не так далека. И не для Голливуда. Американцы устроили в Ираке фактически полигон для испытаний роботов-убийц.

На днях эксперт по роботам Шеффилдского университета (University of Sheffield) профессор Ноэл Шарки (Noel Sharkey) выразил обеспокоенность тем, что существует реальная опасность для человека со стороны военных роботизированных систем, пишет Science Daily.  Свою точку зрения он изложил в докладе Королевскому институту всех родов войск (RUSI) на однодневной конференции, проведенной этим ведомством 27 февраля.

Профессор Шарки говорит о том, что сейчас мы можем наблюдать первые шаги в создании роботизированных армий. Он опасается, что автоматические системы могут попасть в руки террористов и заменить собой самоубийц-подрывников. «Проблема в том, что мы не сможем засунуть джина обратно в бутылку. В один прекрасный момент новый вид оружия окажется вокруг повсеместно, и его легко будет скопировать. Сколько времени пройдет, прежде чем террористы будут готовы его использовать?» Ученый говорит также и том, что уже сейчас можно собрать очень недорогой (порядка 250 фунтов стерлингов) автономный управляемый аппарат из частей, которые можно приобрести в свободной продаже. «Создание такого аппарата, - говорит Шарки, - не требует особых профессиональных навыков и собирается из готовых к работе компонентов».

Однако не только террористический аспект беспокоит известного профессора и его коллег по «электронному» цеху. Речь также ведется и об этической стороне вопроса, а именно о взаимоотношениях роботов и людей, нападающих и жертвах. Насколько адекватной может быть реакция робота на тот или иной сигнал? Как можно точно оценить уровень опасности? Шарки говорит, что современные автономные системы еще «бессловесны» и их возможности пока сильно ограничены, и это может привести к неадекватным действиям робота в схватке с противником. Вероятно, профессор имеет ввиду, что робот может причинить неадекватный нападению вред.

Вот, например, одно из последних творений компании Foster-Miller - робот «MAARS» на гусеничном ходу, оборудованное пулеметом M240B. В описании говорится, что машина в состоянии отличить союзников и гражданских от противников, благодаря системе очерчивания живых зон. Аппарат также защищен от перепрограммирования со стороны врага. Второе вполне можно себе представить: действительно, современные технологии вполне могут защитить такую машину от дистанционного захвата противником. Но вот как он будет реально отличать своих от чужих, не совсем ясно. Особенно это касается гражданских лиц. Таким образом, даже малейшая неисправность в системе опознавания может привести к тому, что орудие робота повернется против союзников, и ему не закричишь: «Не стреляй, свои!». Такую команду он может просто не принять. Однако «MAARS», скорее, опытная разработка. Более популярна в войсках модель той же фирмы «TALON SWORDS». На сайте компании-производителя заявляется, что роботы оборудуются пулеметами M240 или M249. Аппараты проходили полевые испытания в составе американского контингента войск в Ираке и в 2007 году были приняты для использования в этой стране. Так что роботы-убийцы – это уже реальность. Причем автономность аппаратов военного назначения постоянно совершенствуется и вряд ли этим роботам будут знакомы знаменитые азимовские законы роботехники, которые призваны защищать человека от роботов.

Любая страна с более или менее развитой научной и технологической базой так или иначе занимается похожими разработками. Об этом тоже сказано в докладе Шарки. Приводятся цифры ассигнований на нужды военных роботов, где ведущую роль занимают США. В декабре 2007 Минобороны Штатов обнародовало «График роботизированных систем 2007-2013» (Unmanned Systems Roadmap 2007-2013), который, по сути, является программой разработки и строительства военных роботов. До 2010 года американцы планируют потратить на это дело 4 миллиарда долларов, а в общей сложности «цена вопроса» - 24 миллиарда. С учетом перспективности направления и некоторых успехов на этой ниве, сомнительно, что США просто так возьмут и прикроют этот сегмент оборонных ассигнований.

Ответ России на угрозу нападения полчищ железных воинов, вероятно, будет, как обычно, «ассиметричным». Хотите смейтесь, хотите нет, но в 2006 году Президенту РФ в ходе Интернет-конференции прислали вопрос: «Собирается ли Российская Федерация использовать для обороны своих рубежей огромных боевых человекоподобных роботов?» Это российские поклонники гигантских японских боевых аниме-роботов («меха») решили узнать, каковы планы нашей оборонной промышленности по этому поводу и очень обиделись, когда Владимир Путин проигнорировал их вопрос, который набрал в рейтинге популярности чуть ли не самое большое количество голосов. По окончании конференции Путин все же отреагировал: "Может быть, дойдет и до роботов. Но без участия человека это невозможно. Главное - это пограничник".

Справедливости ради стоит сказать, что разработки роботизированного оружия ведутся и в России. Прежде всего, это относится к БПЛА (беспилотный летательный аппарат). В настоящее время любой БПЛА (что у них, что у нас) - это самолетик на радиоуправлении, похожий на те, что запускают моделисты-энтузиасты. Разве что управление самолетиком может производиться на большом удалении от объекта посредством самых современных видов передачи сигнала. Однако, похоже, что и БПЛА ждет в России незавидная участь.

«Независимое военное обозрение» по этому поводу писало: «2 июня Военно-промышленная комиссия (ВПК) при правительстве России «в основном одобрила проект Государственной программы развития вооружений на 2007–2015 годы» (ГПВ-2015). ВПК отказала также в разработке беспилотных авиационных комплексов. Это, по мнению ряда экспертов, позволит США, Франции и Израилю, где работы по созданию БПЛА ведутся полным ходом, уйти в большой отрыв от отечественных авиастроителей. Эксперты слишком оптимистичны, все эти страны давно ушли в большой отрыв, а в России БПЛА вообще не будет на вооружении. Созданный еще 15 лет назад многоцелевой реактивный беспилотник Ту-300 успешно похоронен отечественными конкурентами при поддержке высших чиновников, курирующих авиационную отрасль. Два фронтовых комплекса «Пчела-2», отметившись в Чечне и на выставках, куда-то исчезли. Если учесть, что сейчас не создаются перспективные вооружения и почти не ведутся научные исследования в военной сфере, принципиально новых видов вооружения не будет. Прибавим к этому отсталую элементную базу, прекращение разработок новых боеприпасов, взрывчатых смесей, твердого топлива».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
803
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1404
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1589
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1144

Другие новости