Сергей Иванов все обещает принять «Булаву» на вооружение.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Очередное, десятое по счету испытание морской стратегической баллистической ракеты «Булава-30» (РСМ-56 для использования в международных договорах, SS-NX-30 по классификации НАТО) закончилось в минувший вторник неудачей. По сообщениям источников в оборонно-промышленном комплексе, после пуска из акватории Белого моря с борта тяжелого ракетного крейсера «Дмитрий Донской» (проект 941 «Акула», или Typhoon по западной классификации) ракета самоликвидировалась из-за сбоя в третьей ступени.
Пресс-служба ВМФ традиционно не опровергает и не подтверждает неудачи с запуском «Булавы». По ее сообщению, которое приводят информационные агентства, «пуск произведен в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса. Результаты стрельбы анализируются». Ждать этих результатов в открытой печати придется долго. Они, как правило, не раскрываются. Ни об одном из предыдущих испытательных полетов SS-NX-30, большинство из которых тоже закончились неудачей, никаких сведений в СМИ не просочилось. Военные и конструкторы тщательно блюдут свои тайны.
Но проблема здесь не в удовлетворении общественного любопытства. Твердотопливная ракета «Булава» должна стать основным оружием трех строящихся сегодня на Северном машиностроительном предприятии (г. Северодвинск Архангельской области) атомных подводных крейсеров следующего поколения (проект 955 класс «Борей») – «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Причем если на первом из этого списка стратегическом подводном крейсере должно размещаться 12 таких ракет с 6–10 разделяющимися ядерными головными частями индивидуального наведения, способными преодолеть любую систему ПРО, то на двух остальных и последующих за ними АПЛ этого проекта, если они будут, таких ракет должно стать 16. Неудачи с испытанием РСМ-56 ставят под сомнение скорое появление этих субмарин в составе Военно-морского флота России, решение ими задачи стратегического сдерживания вероятного противника.
Беспокойство усиливается еще и из-за того, что на самом высоком уровне общественности не раз заявлялось, что к концу нынешнего 2008 года, а потом и будущего – 2009-го – «Булава» и «Юрий Долгорукий» будут приняты на вооружение. Вице-премьер Сергей Иванов даже говорил о том, что российские предприятия оборонно-промышленного комплекса приступают к серийному изготовлению образцов стратегической ракеты «Булава». «Финансирование идет в штатном порядке», – заверил он. Но, видимо, проблема с комплексом не только в финансировании.
Правда, перед принятием его на вооружение было обещано произвести еще несколько испытательных пусков. Глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов говорил, что для доводки ракеты потребуется 12–14 подобных испытаний. Сергей Иванов гарантировал на будущий год еще три-четыре запуска. Если вычесть из «обещания» Перминова уже состоявшиеся 10 пусков, то как раз и получатся еще четыре. Они и должны решить судьбу РСМ-56, а заодно и строящегося уже более 12 лет «Юрия Долгорукого».