0
5061
Газета Интернет-версия

12.01.2009 00:00:00

Черный день "Черной акулы"

Тэги: вертолет


вертолет Ка-50 останется лишь в авиамузеях.
Фото автора

Накануне Нового года произошло два важных события в жизни российской фронтовой авиации. Сначала главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявил, что по итогам заседания государственной комиссии, рассмотревшей результаты испытаний новейших отечественных боевых вертолетов, на вооружение Военно-воздушных сил будут приняты две машины – Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор» – улучшенная версия знаменитой «вертушки» Ка-50 «Черная акула». А генеральный директор Дальневосточного авиационного завода «Прогресс», где собирают и «Акулу», и «Аллигатора», объявил о прекращении серийного производства Ка-50.

Вертолет, о котором лет 20 назад был снят даже приключенческий художественный фильм, видимо, прекращает свое существование и останется только в нескольких экземплярах. По сведениям «НГ», в 334-м Центре боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке сейчас находится восемь таких машин и еще недостроенных пять на самом заводе в дальневосточном городе Арсеньев. Но теперь их сборка вряд ли будет завершена.

Судьба «Черной акулы», которая вызывала фурор на международных авиасалонах, проявила себя в боях в Афганистане и Чечне, оказалась предрешенной. Хотя она еще в 1984 году выиграла закрытый конкурс, объявленный ЦК КПСС и Советом Министров СССР на замещение порядком выработавшего себя в ходе афганской войны ударного вертолета Ми-24. «Акула» действительно превосходила своего предшественника по всем тактико-техническим характеристикам. По мощи оружия, способности летать днем и ночью в любую погоду, решать самые разнообразные боевые задачи – от разведки противника до нанесения ему сокрушительных ударов по бронетехнике и живой силе сверхзвуковыми противотанковыми управляемыми и неуправляемыми ракетами, скорострельными пушками. Кроме того, Ка-50 мог, как истребитель, сражаться с другими вертолетами. У него впервые во фронтовой авиации стояло даже катапультное кресло. А главное – «Акула» имела соосное расположение винтов, регулирующих ее подъем и направление движения, и одного пилота, который выполнял обязанности летчика, штурмана и оператора огневых средств.

Эта уникальная особенность – пилот, выполняющий массу обязанностей, сыграла с «Акулой» роковую роль. Командование фронтовой авиации не принимало данной концепции. Всегда на вертолетах, что на отечественных, что на зарубежных, говорили генералы, функции летчика и штурмана-оператора были разъединены. И аргумент генерального конструктора Ка-50 Сергея Михеева, что в истребителе летчик решает задачи один за всех, не принимались. Одно дело истребитель, которого часто выводят на цель с земли, утверждали его оппоненты, а другое – вертолет, который должен сам искать себе «добычу». И хотя в начале 90-х годов прошлого века «Черная акула» была даже принята на вооружение, ее противники сделали все, чтобы она не появилась в войсках. Им помог и известный обвал с выделением финансовых средств на производство боевой техники. Ка-50 осталась только для авиасалонов и для новых бесконечных испытаний.

Наконец, ее создатели все-таки пошли, что называется, на попятный. Надо было спасать конструкторское бюро Камова, да и завод, где делали «Акулу». Они создали машину по той же соосной схеме, но уже с двумя пилотами. Она стала называться Ка-52 «Аллигатор». Новая «вертушка» умеет все то же самое, что и ее предшественница, но, кроме того, приобрела возможность быть командирской – осуществлять координацию действий ударной вертолетной группировки, искать и распределять между ними обнаруженные и вновь выявленные цели, поражать бронированную и небронированную технику противника. Штурман-испытатель 929-го Государственного летно-испытательного центра, что расположен в городе Ахтубинске Астраханской области, полковник Владимир Томилин сказал «НГ», что Ка-52 особенно ценен при проведении операций в горах. «Аллигатор» обладает повышенным потолком полета и редкостными маневренными качествами. Кроме того, может успешно дополнить несколько звеньев Ми-28Н, создав боевой комплекс, способный решать любые задачи. И только он может висеть на одном месте около 12 часов подряд, освещая местность на многие километры вокруг.

Поставка первых Ка-52 «Аллигатор» запланирована на 2009 год. Всего до 2012 года, как стало известно «НГ», планируется закупить 12 этих машин. Хотя, по словам генерала Зелина, в ближайшие четыре года в ВВС должно прийти до 100 вертолетов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Галисии и Стране Басков проходят выборы в местные парламенты

В Галисии и Стране Басков проходят выборы в местные парламенты

0
204
Болгарский премьер Бойко Борисов заявил, что не уйдет в отставку

Болгарский премьер Бойко Борисов заявил, что не уйдет в отставку

0
211
В Грузии количество подтвержденных случаев заражения COVID-19 достигло 986

В Грузии количество подтвержденных случаев заражения COVID-19 достигло 986

0
199
На границе Армении и Азербайджана возобновились артобстрелы

На границе Армении и Азербайджана возобновились артобстрелы

0
282

Другие новости

Загрузка...