0
7427
Газета Интернет-версия

24.11.2022 20:46:00

Новый Обзор ядерной политики США удивляет

Критерии нанесения ударов непонятны даже специалистам

Тэги: реалии, сша, ядерная доктрина, основные положения


реалии, сша, ядерная доктрина, основные положения Глава Пентагона Ллойд Остин и президент США Джозеф Байден предпочитают размытые формулировки. Фото Reuters

В конце октября администрация президента США Джозефа Байдена наконец-то ознакомила своих сограждан с несекретной версией Обзора ядерной политики (ОЯП, NPR). Засекреченный вариант обзора был направлен Конгрессу в марте этого года, но его открытая публикация была отложена в связи с началом специальной военной операции (СВО) России на Украине.

В отличие от предыдущих ОЯП, новая редакция документа включена в Стратегию национальной обороны (СНО) наряду с Обзором противоракетной обороны (ОПО).

Потенциальными ядерными противниками Америки названы Россия, Китай, Северная Корея и Иран. РФ и КНР являются главным фактором в планах применения и развития ядерной триады Америки.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В ОЯП высказано предположение, что КНР «намерена обладать по меньшей мере 1000 доставляемых боеголовок к концу десятилетия». Более разнообразный ядерный арсенал «может предоставить КНР новые возможности», а во время кризиса или конфликта привести к «военным провокациям против союзников и партнеров США в регионе».

В обзоре звучат резкие высказывания в адрес России, в частности в связи с СВО. Говорится, что Россия диверсифицирует свой арсенал и рассматривает свое ядерное оружие как «щит, за которым можно вести неоправданную агрессию против соседей».

В 2021 году Разведуправление Минобороны (РУМО) США пришло к выводу, что Россия «обладает 1000–2000 нестратегических ядерных боеголовок».

А в апреле 2022 года Госдепартамент заявил, что эта оценка включает и списанное оружие, ожидающее демонтажа. В ОЯП также указывается, что Россия разрабатывает несколько новых ядерных систем, «чтобы подвергать риску США, их союзников и партнеров».

КНДР в последнее время оказалась в тени Китая и России в дебатах по обороне США. Но в обзоре говорится: «Любая ядерная атака Северной Кореи против США или их союзников и партнеров неприемлема и приведет к падению этого режима. Нет никакого сценария, при котором режим Кима мог бы применить ядерное оружие и выжить».

Хотя Иран не обладает ядерным оружием, не имеет обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и не представляет угрозы безопасности США, в ОЯП говорится, что США «полагаются на неядерное превосходство для сдерживания региональной агрессии со стороны Ирана до тех пор, пока Тегеран не овладеет ядерным оружием».

В ОЯП звучат формулировки, подтверждающие политику США в отношении ядерного оружия, но с некоторыми изменениями. Роль ядерного оружия заключается в том, чтобы: 1) сдерживать стратегические атаки, 2) обеспечивать гарантии безопасности союзников и партнеров и 3) достигать целей США, если сдерживание потерпит неудачу.

В обзоре повторяется формулировка 2010 года, что фундаментальная роль ядерного оружия США заключается в сдерживании ядерных атак и только в «экстремальных обстоятельствах». Ядерная стратегия Белого дома направлена на «поддержание очень высокой планки для применения ядерного оружия», и если применение его необходимо, следует стремиться «положить конец конфликту с минимально возможным ущербом на наилучших достижимых условиях для США и их союзников и партнеров». Также в обзоре говорится: «Ядерное оружие требуется для сдерживания не только ядерного нападения, но также и для узкого спектра других высокоэффективных атак стратегического уровня».

В ОЯП ясно звучит тезис, что ядерное оружие США может быть использовано против всего спектра угроз национальной безопасности Америки.

Во время своей президентской кампании Джозеф Байден неоднократно высказывался в пользу политики неприменения ядерного оружия США первыми и заявлял, что его существование является только фактором сдерживания. Но в нынешних условиях в ОЯП явно отвергаются оба эти варианта. В открытой версии обзора не объясняется, почему политика неприменения ядерного оружия против неядерных атак невозможна, но в ней несколько смягчается формулировка ОЯП 2018 года о повышенной роли ядерного оружия при отражении неядерных стратегических ударов.

В ОЯП декларируется, что Соединенные Штаты «не будут применять или угрожать применением ядерного оружия государствам», которые не обладают этим видом вооружений, являются участниками ДНЯО и действуют «в соответствии с их обязательствами по ядерному нераспространению».

Использование ядерного оружия, отмечается в ОЯП, должно соответствовать Закону о вооруженных конфликтах (LOAC) и тезису, что ядерные удары не будут наноситься по гражданскому населению. Ядерным атакам будут подвергаться только те регионы, в которых располагаются формирования ВС противника и стратегически важные объекты его гражданской и военной инфраструктуры.

Программы модернизации ядерной триады будут продолжены. Они включают совершенствование структуры ядерных сил, систем командования, управления и связи (NC3), а также производственной и обеспечивающей инфраструктуры. По сути, это та же программа ядерной модернизации, которая поддерживалась двумя предыдущими администрациями. Но есть и различия. В ОЯП определяются «существующие и планируемые ядерные возможности, которые больше не требуются для удовлетворения потребностей в сдерживании». Среди них – вывод из эксплуатации гравитационной бомбы B83-1 и отмена работ по ядерной крылатой ракете морского базирования (SLCM-N), которые пытался поддержать Конгресс.

В недавнем заявлении администрации Байдена говорится: «Администрация решительно выступает против продолжения финансирования программы создания ядерной крылатой ракеты морского базирования и предназначенных для нее боеголовок». Отмечается, что «дальнейшие инвестиции в разработку SLCM-N отвлекут ресурсы и внимание от более высоких приоритетов модернизации ядерной триады и инфраструктуры США, которые уже работают на полную мощность после десятилетий отложенных инвестиций».

В обоснование отмены SLCM-N в ОЯП излагаются существующие и будущие возможности ВС США, обеспечивающие региональное сдерживание России и Китая. Они включают боеголовку малой мощности для баллистической ракеты морского базирования Trident II D5 W76–2, стратегические бомбардировщики глобального базирования, крылатые ракеты воздушного базирования и истребители двойного назначения F-35A, оснащенные управляемой термоядерной бомбой с изменяемой мощностью B61–12. Отмечается, что боеголовка W76–2 «является важным средством сдерживания ограниченного применения ядерного оружия».

В обзоре также декларируется, что «США будут работать с заинтересованными союзниками в обеспечение гарантии того, что переход ВС НАТО на современные истребители двойного назначения и бомбы B61–12 будет выполнен эффективно и с минимальными нарушениями боевой готовности войск».

В Тихоокеанском регионе, отмечается в обзоре, должна быть обеспечена эффективная «синхронизация ядерных и неядерных элементов сдерживания». К ядерным возможностям США необходимо подключить обычные силы союзников и партнеров, которые могут поддержать миссию ядерного сдерживания.

ИНТЕГРАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛОВ

Хотя интеграция ядерного и обычного потенциала в планировании стратегического сдерживания ведется уже много лет, в обзоре говорится о ее углублении. В нем «подчеркивается связь между обычными и ядерными элементами коллективного сдерживания и обороны» и указывается на необходимость применения «комплексного подхода к сдерживанию, который направлен на использование ядерного и неядерного потенциала для адаптации сдерживания к конкретным обстоятельствам». Это не только должно сделать сдерживание более гибким, но и менее ориентированным на ядерное оружие в тех случаях, когда это возможно.

Согласно ОЯП, обычные ВС «могут дополнять ядерные силы в планах и операциях стратегического сдерживания способами, которые соответствуют их возможностям» и согласуются с формами и методами их использования.

Важной частью этой интеграции является более эффективная синхронизация ядерного и неядерного планирования, учений и операций. Интеграция возможностей обычных вооружений в процесс сдерживания будет способствовать уменьшению зависимости от ядерного оружия в ответ на неядерные стратегические атаки противника. Увеличение роли обычных сил в планировании сдерживания также позволит обеспечить более глубокое и эффективное объединение союзников и партнеров США.

Существенной проблемой интеграции ядерных и обычных вооружений в стратегическом сдерживании, отмечается в ОЯП, является обеспечение того, чтобы она «не стирала грань между ядерной и обычной войнами».

Несмотря на некоторое смягчение формулировок предыдущих ОЯП, новый обзор, как и другие военно-стратегические документы США, объективно демонстрирует агрессивный характер внешней политики Вашингтона и его стремление к мировому господству. А конкретные действия, такие как размещение ядерного оружия в Европе и появление стратегических бомбардировщиков США в Австралии, только подтверждают этот факт.

ОЦЕНКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Американский аналитик и эксперт по проблемам ядерного оружия, директор Ядерного информационного центра Федерации американских ученых (ФАУ, FAS) Ханс Кристенсен и исследователь Мэтт Корда дали свою оценку ядерного стратегического документа Белого дома.

По сравнению с предыдущими версиями ОЯП тональность и содержание ядерной стратегии президента Байдена наиболее близки к аналогичному документу, разработанному администрацией Барака Обамы в 2010 году. Но в него включены дополнения и исправления, обусловленные развитием ВС России и Китая, а также изменением международной обстановки в связи с позицией и действиями Москвы и Пекина на мировой политической арене.

По мнению Кристенсена и Корды, достаточно резкие заявления, прозвучавшие в обзоре в адрес Москвы, обусловлены высоким ядерным потенциалом России и ее «агрессивным поведением» на мировой арене. А опасения угрозы со стороны Пекина определяются высокими темпами роста его ядерного арсенала.

По прогнозам авторов ОЯП, «в 2030-х годах Соединенные Штаты впервые в своей истории столкнутся с двумя крупнейшими ядерными державами в качестве стратегических конкурентов и потенциальных противников». Это перекликается с предыдущими заявлениями военных лидеров США, в том числе бывших и нынешних начальников Стратегического командования. Как отмечают эксперты, СНО США «в значительной степени ориентирована на Китай». Поэтому неудивительно, что ОЯП объявляет Китай «общей проблемой для планирования обороны США и растущим фактором в оценке национальных сил ядерного сдерживания».

Несмотря на проблемы, создаваемые Вашингтону Россией и Китаем, в ОЯП не были включены пожелания ястребов Пентагона и ядерных лоббистов военно-промышленного комплекса Америки, прилагающих значительные усилия для расширения ядерного арсенала США путем добавления новых видов таких вооружений и откладывания сроков вывода из эксплуатации устаревших типов баллистических и тактических ракет. Эти недостатки нынешняя администрация Белого дома пытается компенсировать введением корректировок в существующую структуру ВС и усилением интеграции процессов обычного и ядерного планирования.

Хотя Джозеф Байден в ходе своей президентской избирательной кампании решительно высказывался в пользу принятия политики отказа США от использования ядерного оружия первыми и придания этим вооружениям статуса только сдерживающей силы, в новой ядерной стратегии Вашингтона отвергается и то, и другое.

С точки зрения контроля над вооружениями и снижения рисков уничтожения жизни на планете, отмечают эксперты, ОЯП вызывает разочарование. Предыдущие усилия по сокращению ядерных арсеналов и роли, которую играет ядерное оружие, были сведены на нет возобновившейся стратегической конкуренцией на планете и противодействием со стороны наиболее яростных сторонников наращивания ядерной мощи внутри страны.

Несмотря на это в обзоре делается вывод о том, что все еще существует возможность уменьшения роли ядерного оружия в сценариях, когда его применение может быть маловероятным.

Американская ядерная доктрина, в отличие от российской, написана непонятно, в том числе в вопросе нанесения ударов. Об этом заявил заместитель секретаря Совета безопасности РФ Александр Венедиктов в интервью ТАСС. «В этом отличие нашей доктрины от американского Обзора ядерной политики. У нас все прописано четко, а у них – размыто, непонятно. Эксперты до сих пор до конца не могут понять, в каких именно случаях американцы оставляют за собой право нанесения ударов, в том числе превентивных», – сказал Венедиктов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он печатал Ахматову и Шаламова

Он печатал Ахматову и Шаламова

Виктор Песенный

Из Тифлиса в Гарвард: русский просветитель Михаил Карпович

0
77
Поставка Киеву ракет большей дальности означает перенос боевых действий на территорию России

Поставка Киеву ракет большей дальности означает перенос боевых действий на территорию России

Наталья Приходко

Соединенные Штаты готовят для Украины новый военный пакет

0
475
США вовлекают Индию в технологическую войну против Китая

США вовлекают Индию в технологическую войну против Китая

Владимир Скосырев

Байден пытается вбить клин между Москвой и Дели

0
377
ФБР взяло в разработку лидеров сирийских курдов

ФБР взяло в разработку лидеров сирийских курдов

Игорь Субботин

Враги Эрдогана оказались в черных списках на авиатранспорте

0
316

Другие новости