Мнение ответственного редактора «НВО» Вадима Соловьева (в центре) всегда было весомым в военно-экспертном сообществе. Фото из архива «Независимой газеты»
Возможно кто-то, пробежав взглядом заголовок этой статьи, скажет про себя – эка хватил автор заметки. Соглашусь, некоторое преувеличение есть, но не ахти какое большое и не для всех. Во всяком случае, для военного человека, для тех, кто занят в военно-промышленном комплексе это сравнение не покажется гротеском: 20 лет «Независимое военное обозрение» исповедует те же жизненные принципы, что и мушкетеры Дюма – честь, достоинство, преданность, самоотверженность, отвагу, «один за всех – все за одного».
Двадцать лет назад в нашем Отечестве появился принципиально новый тип военного издания,откровенно ставящий самые острые вопросы военного строительства, без прикрас, «без пристрастия и гнева», самоотверженно и с глубоким знанием дела освещающий повседневную деятельность Вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса.
ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ
Говорят, истинность события видится на расстоянии, с течением времени, когда уходит прочь все наносное и остается только суть. Поэтому сегодня с высокой долей объективности можно утверждать, что то, что сделал 20 лет назад Виталий Третьяков, основатель первой демократической газеты новой России, равнозначно по силе прогресса научному открытию, фундаментальному изобретению, знаковому прорыву в общественном сознании. Виталий Товиевич, заявивший о себе как о крупном реформаторе газетного дела, в период коренных преобразований в новой России предпринял еще один серьезный инновационный шаг, создав газету для военных и о военных.
События 1991 года придали импульс термоядерной силы для пробуждения оборонного сознания в среде военных. Тогда бурлило все российское общество, появлялись новые концепции, предлагались всевозможные идеи, направленные на прогрессивное развитие общества, страны в целом. Виталий Третьяков внутренним чутьем талантливого организатора российской прессы почувствовал, что настал час создания действенной информационной площадки для кипящего страстями оборонного сословия.
Генералы, полковники, майоры несли и присылали в редакцию свои материалы. Они хотели быть услышанными своим командованием, Министерством обороны, депутатами Верховного совета, а затем Законодательного собрания. Они предлагали очень здравые идеи по строительству новой Российской армии. Площадка собственно «Независимой газеты» становилась тесноватой для военных публикаций. А их число множилось и множилось.
В этих условиях Третьяков и принял свое историческое решение – регистрирует новое издание «Независимое военное обозрение». Этому шагу предшествовали долгие размышления главного редактора, редакционные совещания, беседы с сотрудниками-журналистами. Начался подбор кадров.
КАК СТАЛ ОТВЕТСТВЕННЫМ РЕДАКТОРОМ
В то время автора этих строк связывал с редакцией творческий контакт. Являясь внештатным сотрудником «Независимой газеты» по военно-оборонной тематике, уже имел опыт организаторской работы. Еще во время военной службы в Афганистане в Оперативной группе Министерства обороны на меня возлагались функции по организации работы с отечественными и зарубежными журналистами. Тогда таких структур, как пресс-центры и пресс-службы, и в помине не было в гражданских организациях Советского Союза и тем более в Вооруженных силах. Силовые структуры были намертво закрыты от глаз посторонних, тем более журналистов. Изредка Министерство обороны выстреливало из своих строго засекреченных арсеналов какое-нибудь интервью крупного военачальника, сотни раз выверенное политорганами и особистами по горизонтали и вертикали. Как правило, это были до крайней степени формализованные материалы, скучные и похожие, как близнецы-братья.
В Афганистан на вывод войск в 1988–1989 годы хлынул поток иностранных журналистов. Опыта работы с ними 40-я армия, понятно, никакого не имела. Не имело и Министерство обороны СССР. Эмпирическим путем искали наиболее эффективные формы и методы удовлетворения информационного голода иностранной прессы по поводу советских вооруженных сил, тем более находившихся в Афганистане в состоянии войны с бандформированиями. Насколько сложно продвигалась эта работа, можно судить хотя бы по такому факту: пресс-служба собственно в Министерстве обороны СССР была создана намного позднее, чем закончилась афганская эпопея. То есть советов и поддержки нам в Афганистане ждать было неоткуда.
После участия в афганской войне я при поддержке мощного информационного комплекса Иновещания Гостелерадио создавал первую широковещательную радиостанцию Вооруженных сил СССР «Славянка» - предтече нынешней радиостанции «Звезда», куда перешли многие журналисты из «Славянки».
И вот Виталий Третьяков предложил мне, военному журналисту, но уже полковнику запаса, возглавить «Независимое военное обозрение».
В ФАВОРЕ У ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ И ГОССЕКРЕТАРЕЙ
Первоначально раскрутка «НВО» проходила в единых газетных тетрадках «Независимой газеты». На повестку дня вставал вопрос о самостоятельном распространении, то есть самостоятельной жизни еженедельника как всякой другой газеты.
Куратором «НВО» от Третьякова по тем временам был заместитель главного редактора Андрей Полещук. Журналист и организатор от бога, под стать главному редактору. Но его творческая судьба не сложилась должным образом. Под давлением семейных обстоятельств он был вынужден покинуть Россию. Перебрался в США, думал работать в ведущих американских СМИ, но местные спецслужбы не поверили в его благонадежность. Полещук пытался какое-то время поддерживать связь с газетой, но судьба пути-дороги развела.
Идея «НВО» действительно оказалась гениальной. Признание в этом приходилось слышать не раз и от главного потребителя информации – российских военных различных рангов, представителей военно-промышленного комплекса, от коллег-журналистов и даже иностранцев. Издание уникально прежде всего тем, что имеет возможность «без гнева и пристрастия» высказываться по всем актуальным проблемам военной политики и жизни как нашей российской, так и зарубежной.
С первых дней существования «НВО» позиционировало себя как некая часть инструмента гражданского контроля над силовыми ведомствами. Понимали это силовики и ценили за то еженедельник. Людям в погонах была крайне необходима трибуна без прежних, набивших оскомину клише. Они находили ее прежде всего в «НВО».
Благодаря материалам, публиковавшимся в военном еженедельнике, каждый министр обороны РФ в то время стремился укрепить отношение с Виталием Третьяковым и теми, кто делал еженедельник. Приглашения на аудиенции в святая святых, в высокие министерские кабинеты, случались нередко. «НВОшники» представлялись к наградам.
В свою очередь, общественность также высоко оценивала «НВО»: Виталию Третьякову за создание информационного моста между силовыми структурами и российским обществом Союз журналистов присудил титул «человек года».
«НВО» сыскало популярность не только в родном Отечестве, но и за рубежом. Как рассказывали сотрудники Госдумы, побывавшие в Вашингтоне, свежие номера этой газеты они видели на рабочем столе госсекретаря США Кондолизы Райс. Приходилось не раз получать информацию о том, что российский военный еженедельник известен многим сильным мира сего.
ПОЧТИ КАК В ГЕНШТАБЕ
Со временем «НВО» приобрело довольно высокий профессиональный и творческий потенциал. Контр-адмирал Валерий Алексин, генерал-майор Николай Плотников, полковник Михаил Ходаренок прошли полный курс обучения в Академии Генштаба, обладали богатым опытом службы в войсках и искали свое второе профессиональное «я» на должности в редакции «НВО». Вряд ли какая-либо другая редакция военного издания Министерства обороны имела в своем штате такое количество выпускников самого главного военно-учебного заведения России.
Золотой медалист Академии РВСН полковник Сергей Сокут, также штатный сотрудник «НВО», оставил о себе яркий след в военной журналистике. Виктор Мясников, член Союза российских писателей, автор полутора десятка книг, в том числе сборника очерков по истории вооружения ,пришел в «НВО» в 2003 году – большой литературой и военной журналистикой занимается одинаково серьезно по сей день. В газете ведает сферой оборонно-промышленного комплекса, досконально знает все его проблемы, поскольку сам отработал несколько лет в цехе оборонного предприятия.
Владимир Иванов в прошлом – полковник Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ. Ведет и по сей день раздел спецслужб и высказывается по общеармейским вопросам. Часто цитируется по материалам, связанным с анализом процессов, происходящих в иностранных армиях, главным образом США и странах Западной Европы.
Геннадий Старых в штате редакции с десяток лет, основные обязанности – решение рекламно-финансовых проблем «НВО», но время от времени берется и за перо.
Вокруг «НВО» за первые 15 лет сформировалась сильная экспертная группа. Это не только отставные высокопоставленные генералы, но и ученые мирового уровня. Такие как директор Института США и Канады Российской академии наук, член-корреспондент РАН Сергей Рогов и его заместитель генерал-майор Павел Золотарев, бывший начальник штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений, член-корреспондент РАН Алексей Арбатов, начальник Управления международных связей аппарата Совета Федерации Федерального собрания Андрей Бакланов, президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, доктор технических наук, профессор генерал-майор Владимир Дворкин, преданный друг и советчик «НВО» контр-адмирал Олег Кустов, известный эксперт по проблемам безопасности, писатель Олег Нечипоренко, доктор политических наук генерал-майор Сергей Печуров, ведущий эксперт Кабинета истории внешней разведки Владимир Антонов, кандидат технических наук Михаил Растопшин, кандидат технических наук Вячеслав Володин, историк Александр Широкорад и многие другие.
Не могу не сказать о плодотворном сотрудничестве с двумя офицерами Военного института: кандидатом философских наук Александром Савинкиным и Игорем Домниным. Они являли собой подвижников в деле возрождения боевого духа российского воинства, изучали работу военных теоретиков прошлого, в частности Свечина, искали пути внедрения непреходящих идей в повседневную практику жизни и деятельности войск. С энергией энтузиастов способствовали становлению «НВО» с самых первых дней. Очень любили это издание, считали, по сути дела, своим, родным.
Крепкие отношения сформировались с военной научной общественностью. Участник шести войн генерал армии Махмут Гареев, президент Академии военных наук, являлся нашим постоянным автором. Махмут Ахметович – настоящий друг газеты. Памятны его критика за какие-то журналистские подходы, увлеченные споры, искренняя радость по поводу наших творческих удач.
Цвет военной науки был представлен публикациями на страницах «НВО». А в штате редакции работали члены Академии военных наук, профессора. То есть разговор получался на одном языке.
ВОЕННО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТРИУМФ
Кстати, о языке. Виталий Третьяков на одной из редакционных летучек в ответ на критику журналистов, не нюхавших пороха, резонно подметил: «Знаете, у военных, как у вполне определенной социальной касты, свой язык. И «НВО» его отчетливо ловит». Приходилось неоднократно слышать со стороны, что одно из отличительных свойств еженедельника это удачное сочетание профессионального военного языка с литературным. В этом состояла заслуга, помимо всего прочего, и штата редакторов, ответственных секретарей и корректоров собственно «Независимой газеты», через руки которых за первые 15 лет функционирования «НВО» прошел каждый из 600 номеров «НВО».
К 2000 году тираж «НВО» пробился через рубеж в 30 тыс. экземпляров. Затем настал момент, когда число посещений интернет-версии газеты, по данным счетчиков Mail.ru, достигло отметки в полмиллиона за месяц. Большую профессиональную гордость вызывал тот факт, что по рейтингу популярности среди всех российских газет «Независимое военное обозрение» перемещалось во втором десятке стабильно, без срывов, иногда приближаясь к первому десятку. При условии, что «НВО» являлось представителем цеховой (специализированной) прессы, в то время как рядом, сверху и снизу рейтинга, присутствовала многотематическая, наиболее массовая печать.
Как-то Вадим Кузьмин, отвечавший в редакции «Независимой газеты» за распространение, доверительно сообщил, что популярность (продажи) «НВО» выше, чем собственно «НГ». На редакционном корпоративе, кажется, по случаю Нового года, подняв тост, я предположил, что близятся те времена, когда «НГ» и «НВО» поменяются местами: «Независимая газета» перейдет в ранг приложения к «Независимому военному обозрению». Виталий Третьяков с улыбкой слушал аргументацию тоста, похмыкивая в усы. Но поднятый бокал выпил с удовольствием. Видимо, Третьяков ощутил в те минуты, что его военное детище состоялось, и не беда, что превзошло само главное издание – «Независимую газету». При любом раскладе он триумфатор. И мы, редакция «Независимого военного обозрения», разделяли его триумф.