Президент Украины Петр Порошенко на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) подписал принятый Верховной радой закон № 8068 «О национальной безопасности Украины», ориентированный на стандарты НАТО.
Украинская власть и ее международные партнеры работали над «историческим» документом больше двух лет, и теперь, как считает глава государства, он обеспечит «возвращение Украины в семью европейских народов, европейское политическое, экономическое, правовое пространство, вплоть до получения членства в ЕС и НАТО».
Новый закон опубликован 7 июля в парламентской газете «Голос Украины», он заменит прежние нормы, заложенные в ранее действовавших документах и не предусмотренные для военного времени, в условиях которого страна фактически находится последние четыре года.
В соответствии с новым законом президент Украины, который одновременно является Верховным главнокомандующим, имеет право объявить войну, а также ввести военное или чрезвычайное положение. Он позволяет президенту сконцентрировать управление Вооруженными силами Украины (ВСУ) в своих руках и принимать решения о всеобщей или частичной мобилизации, издавать указы, директивы по вопросам обороны, возглавлять СНБО, назначать и увольнять секретаря СНБО и его заместителей, а также назначать и увольнять высшее командование ВСУ по рекомендациям главнокомандующего.
Петр Порошенко, вступив в 2014 году в должность президента Украины, первым указом назначил себя Верховным главнокомандующим и, согласно новым канонам, им и остается. Но грядущие выборы нового украинского президента в 2019 году уже сейчас могут способствовать обострению ситуации. Один из конкурентов Порошенко на предстоящих президентских выборах Юлия Тимошенко считает, что военное положение президент Украины может ввести для срыва выборов. А принятый закон позволяет ему это сделать.
Администрация Порошенко стремится к заветной мечте вступления в НАТО и утвержденным законом приводит ВСУ к стандартам блока, что станет своеобразным заделом для обсуждения вопроса о вступлении страны в члены альянса на саммите последнего, который состоится за несколько дней до встречи президентов РФ и США.
Согласно новому постулату, в состав сектора безопасности и обороны Украины войдут Минобороны, ВСУ, МВД, Нацгвардия, Нацполиция, Госпогранслужба, Государственная миграционная служба, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям, Служба безопасности Украины (СБУ), Управление госохраны, Госслужбы спецсвязи и защиты информации, Государственная специальная служба транспорта, аппарат СНБО, разведка, центральный орган исполнительной власти по военно-промышленной политике и др.
Подобно тому как это принято в военных структурах европейских государств, министр обороны и его заместители будут выбираться из числа гражданских лиц. Глава МО не будет контролировать боевые действия, а займется обеспечением интересов военных в высших коридорах власти и общей деятельностью министерства. Статья о назначении гражданского министра обороны и его заместителей вступает в силу с 1 января 2019 года.
Закон о нацбезопасности уже действует со следующего дня его опубликования, кроме вышеупомянутой статьи о назначении руководства Минобороны и статьи о реорганизации ВСУ и Генерального штаба, которая начнет действовать с 1 января 2021 года. В дальнейшем будут осуществляться два отдельных назначения – главнокомандующего и начальника Генштаба ВСУ. В настоящее время должности главнокомандующего ВСУ и начальника Генерального штаба ВСУ объединены. Главнокомандующий станет самым высоким военным должностным лицом, подчиненным президенту и министру обороны, на него будет возложена вся полнота полномочий по руководству Вооруженными силами Украины. Но финансовые вопросы по линии министерства будет курировать лично президент.
Жесткий контроль над финансами, судя по всему, необходим, в том числе и в свете огромной долговой нагрузки, которая образовалась в последние годы у Киева. В частности, долг Украины только Международному валютному фонду (МВФ) составляет 11,9 млрд долл. и ставит ее на второе место по задолженности перед МВФ после Греции.
Западные партнеры, как утверждают эксперты, больше всего настаивали на внесении в украинский закон о национальной безопасности разделов, подтверждающих обеспечение контроля за финансовыми потоками, так как выделенные денежные средства расходуются не слишком эффективно и совершенно непрозрачно. Президент и другие гражданские высокопоставленные лица, в том числе члены парламента и правительства, а также общественность смогут теперь контролировать сферу обороны и видеть, как расходуются полученные на армию средства через специально созданные комиссии и комитеты. Исключение составляют только проекты с грифом «Государственная тайна», к которым могут иметь доступ депутаты Верховной рады, имеющие специальные разрешения (допуск). Согласно документу, совокупные расходы на национальную оборону составят не менее 5% от запланированного объема ВВП, причем как минимум 3% – на финансирование собственно ВСУ, тогда как размер расходов на оборонно-промышленный комплекс составит не менее 0,5%.
В законе прописаны все стратегические программы, которые должны стать векторами безопасности в долгосрочной перспективе. В этот перечень входят стратегия военной безопасности, стратегия национальной безопасности, стратегия развития оборонно-промышленного комплекса и еще ряд подобных документов, а вступление в Евросоюз и НАТО является главным приоритетом Киева.
По мнению Петра Порошенко, подготовка и принятие закона явились очень сложной работой, и, очевидно, продолжительной и затратной. Что, конечно, должны оценить на саммите НАТО. Хотя, как мы видим на примере стремящейся в альянс Грузии, принимать «проблемные страны» там не хотят. Так что, как представляется, пока не будет решен вопрос с Донбассом, надеяться украинскому руководству на членство в НАТО не стоит. Да и с членством в ЕС тоже, судя по всему, теперь выйдет приличная задержка. Если вообще что-то выйдет…
комментарии(0)