Бомбардировщики Ту-22М3 перешли на гиперзвук
В России завершаются испытания новой ракеты, предназначенной для вооружения бомбардировщиков Ту-22М3. По словам источника ТАСС в оборонно-промышленном комплексе, это новое изделие, способное развивать гиперзвуковую скорость. Интрига заключается в том, что оно не относится к линейке крылатых ракет Х-32, недавно включенных в состав вооружения самолета, и, как отмечает информационное агентство, оно «совершенно другое». По некоторым данным, речь может идти о ракете комплекса «Кинжал». Ту-22М3 (по обозначению НАТО Backfire – «Обратный огонь» или «Неприятные последствия») – один из самых используемых российских дальних бомбардировщиков. Начиная с войны в Афганистане и до сирийской кампании Воздушно-космических сил эти машины выполняют основные миссии по подавлению позиций противника. Минобороны неоднократно демонстрировало кадры сброса самолетами неуправляемых авиационных боеприпасов с высоты 5 тыс. м. Точность поражения целей обеспечивала новая специальная вычислительная подсистема СВП-24 «Гефест». Ее установка стала одним из первых этапов модернизации машин, а Сирия – полигоном для демонстрации возросших возможностей бомбардировщика. Впрочем, еще пару лет назад бывший главком ВКС Виктор Бондарев анонсировал куда более серьезные изменения. По его словам, к 2018 году Ту-22М3 должны были получить крылатые ракеты Х-32 – модернизированные версии изделия Х-22 «Буря». При весе около 6 т, длине в 12 м ракета несла фугасную или ядерную боевую часть весом в тонну. В 1990-х годах на базе Х-22 был проведен российско-немецкий эксперимент по достижению гиперзвуковой скорости. Х-32 унаследовала не только внешний вид своей предшественницы. На ней используется существенно улучшенный стартовый и маршевый двигатель, стоят новая радиолокационная головка наведения, автономная инерциальная и спутниковая система навигации, в систему управления машины введены элементы искусственного интеллекта. По некоторым данным, дальность ее полета составляет теперь 1 тыс. км, а скорость увеличилась до 5400 км/ч – это более 5 Махов и вплотную выводит машину на гиперзвуковой рубеж. Но, как и в случае с новыми аэробаллистическими ракетами «Кинжал», стоящими на вооружении высотных перехватчиков МиГ-31К, эта скорость достигается не за счет собственной работы двигателя изделия, а именно из-за возможностей носителя разогнать и вывести машину на оптимальную траекторию полета. Создание новых – гиперзвуковых – ракет говорит, что бомбардировщику в очередной раз расширили диапазон применения, добавив мощности. В настоящий момент Ту-22М3 способен поднять в воздух до двух ракет Х-32 или четыре «Кинжала».
Глубина погружения
Россия успешно провела испытания необитаемого аппарата «Витязь». Подводный робот опустился в Марианскую впадину, достигнув глубины в 10 028 м. По словам гендиректора Фонда перспективных исследований (ФПИ) Андрея Григорьева, проект стал развитием отечественных достижений в области создания глубоководных морских автономных комплексов, в том числе не имеющих ограничений по глубине погружения. «Витязь» – одна из составных частей комплекса сверхглубоководного погружения, работа над которым ведется с сентября 2017 года. В его состав входят автономный необитаемый аппарат, глубоководная донная станция и аппаратура пункта управления. Корабельное оборудование комплекса обеспечивает информационный обмен судна-носителя с подводным аппаратом и донной станцией в режиме реального времени по гидроакустическому каналу. Оборудование позволяет аппарату производить обзорно-поисковую и батиметрическую съемку района, забор проб, гидролокационную съемку рельефа дна, осуществлять измерения гидрофизических параметров морской среды. В отличие от работавших ранее в Мариинской впадине аппаратов Kaiko и Nereus «Витязь» функционирует полностью автономно. Благодаря использованию в системе управления аппарата элементов искусственного интеллекта он может самостоятельно обходить препятствия, находить выход из ограниченного пространства и решать другие интеллектуальные задачи.
«Витязь» создан в конструкторском бюро «Рубин» – фирме, специализирующейся на создании атомных подводных лодок. Именно здесь спроектировали все наши стратегические ракетные крейсера. Питерцы вели работы по подводным беспилотным системам. Их функционал в исследованиях дна Мирового океана и разработки на нем полезных ископаемых неоднократно подчеркивался на различных форумах и выставках. В рамках одного из Арктических форумов был даже представлен проект автономной роботизированной подводной станции. В ее составе находились атомный реактор и целая группа роботов. Как отмечали разработчики, такой объект способен обеспечить полностью дистанционное присутствие человека на дне Мирового океана.
комментарии(0)