0
2517
Газета События НВО Интернет-версия

15.05.2020 00:01:00

Новости недели с комментариями Дмитрия Литовкина

Тэги: Ту22М3, Х22, Х32, МиГ31К, Кинжал, Рубин, Витязь, Kaiko, Nereus, Белгород, Хабаровск, проект 09852, Пасейдон, Лошарик


Бомбардировщики Ту-22М3 перешли на гиперзвук

В России завершаются испытания новой ракеты, предназначенной для вооружения бомбардировщиков Ту-22М3. По словам источника ТАСС в оборонно-промышленном комплексе, это новое изделие, способное развивать гиперзвуковую скорость. Интрига заключается в том, что оно не относится к линейке крылатых ракет Х-32, недавно включенных в состав вооружения самолета, и, как отмечает информационное агентство, оно «совершенно другое». По некоторым данным, речь может идти о ракете комплекса «Кинжал». Ту-22М3 (по обозначению НАТО Backfire – «Обратный огонь» или «Неприятные последствия») – один из самых используемых российских дальних бомбардировщиков. Начиная с войны в Афганистане и до сирийской кампании Воздушно-космических сил эти машины выполняют основные миссии по подавлению позиций противника. Минобороны неоднократно демонстрировало кадры сброса самолетами неуправляемых авиационных боеприпасов с высоты 5 тыс. м. Точность поражения целей обеспечивала новая специальная вычислительная подсистема СВП-24 «Гефест». Ее установка стала одним из первых этапов модернизации машин, а Сирия – полигоном для демонстрации возросших возможностей бомбардировщика. Впрочем, еще пару лет назад бывший главком ВКС Виктор Бондарев анонсировал куда более серьезные изменения. По его словам, к 2018 году Ту-22М3 должны были получить крылатые ракеты Х-32 – модернизированные версии изделия Х-22 «Буря». При весе около 6 т, длине в 12 м ракета несла фугасную или ядерную боевую часть весом в тонну. В 1990-х годах на базе Х-22 был проведен российско-немецкий эксперимент по достижению гиперзвуковой скорости. Х-32 унаследовала не только внешний вид своей предшественницы. На ней используется существенно улучшенный стартовый и маршевый двигатель, стоят новая радиолокационная головка наведения, автономная инерциальная и спутниковая система навигации, в систему управления машины введены элементы искусственного интеллекта. По некоторым данным, дальность ее полета составляет теперь 1 тыс. км, а скорость увеличилась до 5400 км/ч – это более 5 Махов и вплотную выводит машину на гиперзвуковой рубеж. Но, как и в случае с новыми аэробаллистическими ракетами «Кинжал», стоящими на вооружении высотных перехватчиков МиГ-31К, эта скорость достигается не за счет собственной работы двигателя изделия, а именно из-за возможностей носителя разогнать и вывести машину на оптимальную траекторию полета. Создание новых – гиперзвуковых – ракет говорит, что бомбардировщику в очередной раз расширили диапазон применения, добавив мощности. В настоящий момент Ту-22М3 способен поднять в воздух до двух ракет Х-32 или четыре «Кинжала».

Глубина погружения

Россия успешно провела испытания необитаемого аппарата «Витязь». Подводный робот опустился в Марианскую впадину, достигнув глубины в 10 028 м. По словам гендиректора Фонда перспективных исследований (ФПИ) Андрея Григорьева, проект стал развитием отечественных достижений в области создания глубоководных морских автономных комплексов, в том числе не имеющих ограничений по глубине погружения. «Витязь» – одна из составных частей комплекса сверхглубоководного погружения, работа над которым ведется с сентября 2017 года. В его состав входят автономный необитаемый аппарат, глубоководная донная станция и аппаратура пункта управления. Корабельное оборудование комплекса обеспечивает информационный обмен судна-носителя с подводным аппаратом и донной станцией в режиме реального времени по гидроакустическому каналу. Оборудование позволяет аппарату производить обзорно-поисковую и батиметрическую съемку района, забор проб, гидролокационную съемку рельефа дна, осуществлять измерения гидрофизических параметров морской среды. В отличие от работавших ранее в Мариинской впадине аппаратов Kaiko и Nereus «Витязь» функционирует полностью автономно. Благодаря использованию в системе управления аппарата элементов искусственного интеллекта он может самостоятельно обходить препятствия, находить выход из ограниченного пространства и решать другие интеллектуальные задачи.

«Витязь» создан в конструкторском бюро «Рубин» – фирме, специализирующейся на создании атомных подводных лодок. Именно здесь спроектировали все наши стратегические ракетные крейсера. Питерцы вели работы по подводным беспилотным системам. Их функционал в исследованиях дна Мирового океана и разработки на нем полезных ископаемых неоднократно подчеркивался на различных форумах и выставках. В рамках одного из Арктических форумов был даже представлен проект автономной роботизированной подводной станции. В ее составе находились атомный реактор и целая группа роботов. Как отмечали разработчики, такой объект способен обеспечить полностью дистанционное присутствие человека на дне Мирового океана.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пашинян прильнул к России

Пашинян прильнул к России

Артур Аваков

Евросоюз не ответил Армении взаимностью

0
4883

Другие новости