ВВС США и корпорация BAE Systems совершенствуют системы тестирования и программы, помогающие определить направления модернизации для авиационных бомбардировочных платформ. Разрабатываемая система получила наименование «тестер бомбардировочных вооружений» (Bomber Armament Tester, BAT). Она предназначена для работы с самолетами дальнего радиуса действия B‑1B, B‑2 и B‑52H. Разработка касается совершенствования конструкции высокоточных ракет класса «воздух‑поверхность» и планирующих самонаводящихся бомб, систем ориентирования и стабилизаторов, обеспечивающих корректировку траектории полета тестируемого боеприпаса. Весь процесс полета боеприпасов к цели тестируется компьютерными программами, задача этой многосложной и кропотливой работы – доведение функционирования всех элементов конструкции бомб до заданной эффективности. Кроме того, полученные результаты, как ожидает командование ВВС и подрядчики, помогут определить оптимальные направления, в которых стоит вести дальнейшие исследования для усовершенствования бомбового вооружения, тактики его использования в расчете на применение всех новейших образцов, в том числе находящихся на стадии разработок, – перспективных боеприпасов и тех, что могут возникнуть в будущем.
НОВОЕ ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ
Ранее Пентагон широко анонсировал создание универсального нового бомбардировщика B‑21, который должен полностью заменить не только устаревший B‑1B Lancer, но и B‑2 Spirit. По мнению разработчиков, это даст возможность унифицировать дальнюю стратегическую бомбардировочную авиацию ВВС США и работать с ней в долгосрочной перспективе. На первых порах ВВС планируют приобрести как минимум 100 самолетов B‑21 по цене 550 млн долл. за единицу. Интересно, что по плану B‑21 не заменит B‑52 Stratofortress, который Пентагон собирается эксплуатировать вплоть до 2040‑х. А эта машина была принята на вооружение в 1955 году. Американские летчики в шутку называют B‑52 бессмертным.
Теперь, спустя очень короткий срок, военно‑аналитическая пресса США отмечает, что B‑2 в ближайшее время будет модернизирован и вооружен новой планирующей и самонаводящейся модификацией ядерной бомбы B‑61, получившей дополнительный индекс «модель‑12». Как известно, эту бомбу уже интегрировали в некоторые типы истребителей четвертого поколения ( F‑16 A/B/C/D, PA‑200 Tornado, F‑15E), а также самолет пятого поколения F‑35А (модификация «Блок‑4»). Кстати, рассматривается вариант замены этими бомбами крылатых ракет воздушного базирования ALCM, носителями которых являются B‑52. Как отмечает журнал Warrior Maven, в настоящее время арсенал B‑2 составляют 2000‑фунтовые боеприпасы (Joint Direct Attack Munition, JDAM) и 5000‑фунтовые JDAM, планирующие бункерные бомбы с функцией самонаведения, управляемые ракеты класса «воздух‑поверхность» (Joint Air‑to‑Surface Standoff Missile) бомбы GBU.
Новая тестовая система также будет применяться для работ по модернизации ракетного вооружения JASSM‑ER и 30 000‑фунтовой бомбы (Massive Ordnance Penetrator), предназначенной для разрушения сверхпрочных фортификационных сооружений. ВВС США и BAE Systems считают, что этот внушительный арсенал требует дополнительно тестирования с использованием новейшей системы BAT, а бюджет этого мероприятия составит немалую сумму.
Вооружение бомбардировщика B‑52 также будет подвергнуто модернизации. Планируется расширить его возможности по размещению различных типов ракет и бомб в фюзеляже и на внешних подвесках. На это рассчитана программа по модернизации вооружений, известная как Internal Weapons Bay Upgrade (IWBU). Помимо боеприпасов JDAM бомбардировщик сможет нести высокоточные боеприпасы систем JDAM и JASSM. После модернизации B‑52 сможет нести во внутренних отсеках до восьми новейших высокоточных боеприпасов и получит шесть внешних точек подвески под каждым крылом. То есть часть боеприпасов, ранее размещаемых снаружи, будет убрана в фюзеляж, что позволить самолету расходовать меньше горючего и удлинит его боевой радиус действия. Модернизацию планируется завершить к 2022 году. Стоимость этих работ оценивается в 313 млн долл.
РЕАНИМАЦИЯ B‑1B
Бомбардировщики B‑1B получат новое противокорабельное вооружение класса Long Range Anti‑Ship missile (LRASM). Эти ракеты имеют длину около 4, 27 м и вес приметно 1134 кг. Они могут подвешиваться на F‑18 и запускаться с палубы военных кораблей из универсальных пусковых установок Мк‑41. Совместными усилиями Lockheed Martin, DARPA и исследовательского управления ВМС (Office of Naval Research) ракеты LRASM подвергаются значительной модернизации. Они получат более мощную боевую часть и новую систему самонаведения и ориентирования, на которую не будут влиять погодные условия. Дальность поражения этими ракетами составит примерно 370,4 км. Как известно, боевая готовность американских дальних сверхзвуковых бомбардировщиков с изменяемой стреловидностью крыла B‑1B находится на критически низком уровне, об этом были опубликованы материалы сразу в двух американских изданиях: в газете Air Force Times и в журнале Air Force Magazine. Парк ВВС США насчитывает 62 самолета данного типа (изначально их было 157), из оставшегося числа только менее десяти машин способны подняться в воздух. Ранее также сообщалось, что модернизация B‑1B не планируется, поскольку на его замену ведется разработка нового «стратега» B‑21. Кстати, эксперты указывают, что этот перспективный универсальный бомбардировщик внешне практически не отличить от B‑2. Последний планируется модернизировать, как и B‑1B.
Так в чем же дело? Новый перспективный универсальный бомбардировщик B‑21, которому пелись дифирамбы, уже по каким‑то показателям не устраивает американских военных? А может быть, дело в том, что он не только внешне не отличается от своего предшественника, но и лишь является его модернизацией. Возможно и другое – в Пентагоне сейчас верховодят те, кто не верит в перспективность дальней авиации.
комментарии(0)