Пуск ракеты Falcon. Фото с сайта www.spacex.com
Наша страна стояла у истоков космонавтики: первый спутник и первый космонавт были наши. Но сегодня Россия – догоняющая в космической гонке. Запущенные несколько десятилетий назад американские зонды «Вояджер» вот-вот выйдут за пределы Солнечной системы, они до сих пор живы и исправно передают сигналы на Землю. Японцы провели фантастический эксперимент по изучению грунта, взятого с астероида. Мы о таких достижениях можем пока только мечтать. Из 150 самых мощных спутников связи на геостационарной орбите российских – только 13. А, к примеру, прописанный в крошечном Люксембурге оператор SES имеет 55 таких спутников. Как же так получилось? Где споткнулась отечественная космонавтика?
Есть несколько причин нашего отставания. Одна носит характер, так сказать, врожденный. Это особенность советской космической программы. Когда появились первые успехи (наш спутник, полет Гагарина, первые зонды к Луне, Марсу, Венере), восторжествовала такая линия: главное – что-то запустить. Например, ракету мощнее, спутник побольше. Соревнование между нашими главными конструкторами в основном происходило в этой области. А вот чтобы сделать какую-то осмысленную, полезную нагрузку, уникальные приборы – этим очень мало занимались. На это было потрачено очень мало научных и материальных ресурсов.
От ведущих космических держав мы отстаем по следующим направлениям:
1. Не осваиваем Луну из-за отсутствия собственных межпланетных аппаратов. Печально известный аппарат «Фобос-Грунт» был запущен в ноябре 2011 года, однако из-за сбоя он не смог покинуть околоземную орбиту и в январе 2012 года сгорел в атмосфере. До этого в 1996 году был неудачный запуск автоматической станции «Марс-96». Вот, собственно, и всё. При этом запуска аппаратов дальше Марса у России нет даже в планах.
2. Россия не исследует космос с помощью беспилотных аппаратов, так как их у нас попросту нет. Американская программа беспилотных аппаратов принесла блестящие результаты в изучении ближнего и дальнего космоса. Аппараты-роботы летают по всей Солнечной системе на планеты и их спутники, а также к кометам и астероидам.
3. Бюджет космической отрасли в России почти в 10 раз меньше американского. Проблема финансирования имеет далеко идущие последствия. Например, с этим напрямую связан вопрос привлечения в отрасль высококлассных специалистов.
4. Отсутствие частной космонавтики, которая за счет конкурентной среды побуждает участников рынка развивать технологии. Компания Илона Маска Space X, впервые в мире осуществившая посадки первой ступени на землю и на морскую платформу после орбитальных запусков, сейчас оценивается в 12 млрд долл. В России власти практически полностью контролируют отрасль, «Даурия» в основном выполняет заказы Роскосмоса.
5. Отсутствие школы для высококлассных специалистов космической отрасли. Летчик-космонавт Анатолий Соловьев – мировой рекордсмен по времени работы в открытом космосе (80 часов) – признался, что в России произошло размывание специалистов как в самой космонавтике, так и в других отраслях, работающих на космос. Например, в Роскосмосе заработные платы остаются неконкурентоспособными, а довершает картину обязательная в большинстве случаев форма секретности: космические инженеры не выезжают за границу. То, что было мелочью для советского человека – никто никуда не ездил, – становится странным и необоснованным ограничением для миллениала, что не способствует привлечению кадров.
Российская космическая программа зависит от крупных госпредприятий, где у работников уже нет советской мотивации, позволявшей посвящать космосу всю жизнь, а новой так и не создано.
Космическими технологиями в Соединенных Штатах успешно занимались и занимаются наши соотечественники. Например, выпускник физмата МГУ, интернетовский миллиардер Юрий Мильнер. А ранее Роальд Сагдеев – академик АН СССР с 1968 года, в 1973–1988 годах директор Института космических исследований АН СССР, народный депутат Верховного Совета СССР (1987–1991), Герой Социалистического Труда (1986). Сейчас он на пенсии.
Если сравнивать космические программы США, России, Китая, Европы, Японии, вырисовывается следующая ситуация.
Сейчас американцы далеко впереди. На втором месте Европейское космическое агентство. У европейцев тоже много очень интересных проектов – и астрономических, и планетных, и прикладных, в том числе по исследованию Земли из космоса. Кстати, несмотря на довольно-таки сложные внешние условия, ЕКА сотрудничает с Роскосмосом, например по проекту «Экзомарс».
Японская космическая программа значима в меньшей степени. Ее масштабы и затрачиваемые средства – микроскопические по сравнению с американскими и европейскими.
Китай осуществил уникальную посадку планетохода на обратной стороне Луны. Кроме того, произведя в прошлом году 37 космических пусков, Китай впервые стал мировым лидером по этому показателю. В ближайших планах – полноценная орбитальная станция и высадка людей на Луну с последующей ее колонизацией.
Что касается России, то ее сейчас на карте стран – межпланетных исследователей нет!
Говоря об отставании России в области космических исследований, следует подчеркнуть, что эта отрасль напрямую связана с проблемой национальной безопасности. Милитаризация космоса – это императив сегодняшнего дня. Об этой теме следует говорить отдельно, так как отставание в космосе напрямую связано с потерей нами собственной безопасности, а это уже не шутки, ведь тот, кто владеет космосом, владеет всем миром. Суммы, необходимые отечественной космонавтике, вне всякого сомнения, внушительны, но принимать решение правительству России все-таки придется.
комментарии(0)