0
4335

25.02.2020 19:09:00

России нужен сбалансированный океанский флот

К стратегически важной задаче нельзя подходить с бухгалтерским расчетом

Тэги: вооружения, вмс, флот, вмф


вооружения, вмс, флот, вмф Строительство военного флота России – задача многосложная и требующая привлечения значительных ресурсов. Фото с сайта www.mil.ru

Всегда с большим интересом знакомился в вашей газете с серьезными аналитическими статьями Александра Храмчихина, в том числе посвященными отечественному Военно-морскому флоту: «В деле обороны морских рубежей России есть проблемы», «На критическом уровне» и другими, в которых автор в целом объективно оценивал состояние сил флота и перспективные пути их развития.

Но очередная статья Храмчихина «Асимметричный флот» о состоянии отечественного надводного флота с выводом о ненужности для России авианосцев и других крупных надводных кораблей заставила меня взяться за перо и поделиться своими соображениями по данному вопросу.

Аргументация статьи, на мой взгляд, построена автором без системного подхода, с использованием только тактического доказательного инструментария на основе сравнительной стоимости решения тактических задач надводными кораблями, включая авианосцы. Но к решению такой стратегически важной государственной задачи нельзя подходить с «местечковым» мышлением и бухгалтерскими расчетами.

Системный взгляд заставляет смотреть на данную проблему с другой – геополитической – стороны, с учетом национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане и ее национальной морской политики в XXI веке как одной из ведущих морских держав мира.

РОССИЯ И МИРОВОЙ ОКЕАН

Развитие Российской Федерации в современном мире происходит на фоне новых вызовов и угроз национальной безопасности в Мировом океане, что в первую очередь связано с ее геополитическим положением и ролью в мировой политике. Россия возвратилась к статусу великой державы и не намерена останавливаться на этом пути. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах, в том числе связанных с деятельностью в Мировом океане. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления.

Вся история ведущих государств и их геополитическая деятельность неразрывно связана с борьбой за влияние в мире. Современный период не является исключением. Основными источниками ныне действующих вызовов и угроз безопасности Российской Федерации являются недружественные, неравноправные и даже враждебные действия Соединенных Штатов Америки и их союзников. Военно-политическое руководство США стремится любой ценой удержать мир в однополярном формате, не дать возможности России утвердиться как великой державе.

В международных отношениях не снижается роль фактора военной силы. Ведущие мировые державы, обладающие значительным военно-морским потенциалом и развитой системой базирования, продолжают наращивать военно-морское присутствие в стратегически важных районах Мирового океана.

Анализ современной геополитической и военно-стратегической обстановки и прогноз ее развития показывает, что в настоящее время сохраняются существующие и появляются новые риски, вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и ее устойчивому развитию, связанные с Мировым океаном, основными из которых являются:

– стремление ряда государств, прежде всего США и их союзников к доминированию в Мировом океане, к ограничению доступа Российской Федерации к ресурсам Мирового океана и ее полноценному выходу на жизненно важные морские транспортные коммуникации, а также к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил;

- экономическое, политическое, международно-правовое, информационное и военное давление на Российскую Федерацию в целях снижения эффективности ее морской деятельности в Мировом океане;

– стратегический курс США, направленный на борьбу за энергетические ресурсы и транспортные коммуникации в Арктике;

– незавершенность международного правового разграничения морских пространств в Арктике и попытки пересмотра базовых положений международного права, регулирующих деятельность в Арктике;

– попытки ослабления контроля Российской Федерации над Северным морским путем, наращивание военного присутствия зарубежных государств в Арктике и возрастание конфликтного потенциала в регионе;

– наличие и эскалация очагов вооруженных конфликтов на удаленных территориях, имеющих геополитическое значение для Российской Федерации и ее союзников, а также на территориях государств, имеющих выход к Мировому океану;

– существенная зависимость внешнеторговой деятельности Российской Федерации от морских и океанских перевозок, в том числе от морских трубопроводных систем.

При этом следует помнить, что значение Мирового океана для всего мира и Российской Федерации в XXI веке будет неуклонно расти в связи с истощением природных ресурсов суши, воздействием хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду, миграцией населения. Современный этап развития человечества характеризуется повышением интенсивности использования Мирового океана, расширением экономической и научной деятельности на континентальном шельфе и дне Мирового океана. Сегодня с полным основанием можно заключить, что развитие морской деятельности и усиление морского потенциала является одним из решающих условий устойчивого социально-экономического развития в XXI веке государств, имеющих выход к морю, включая и Российскую Федерацию.

Вековой опыт России, когда она вела борьбу за вхождение в число ведущих мировых держав, свидетельствует, что наиболее высокого положения Россия (СССР) достигала, став морской и океанской державой. Начиная с XVIII века Россия развивалась не только как сухопутная, но прежде всего как морская держава. Развитие и мощь флота создает особый потенциал континентальной России, придавая ей новое качество в успешном соперничестве с ведущими европейскими и мировыми державами. Только такой вектор развития позволял России стать в один ряд с теми, кто определяет большую геополитическую игру в мире. Не реализовав такой вектор развития, Россия навсегда могла бы остаться в границах Московского государства XVI–XVII веков.

Более двух с половиной лет прошло со времени утверждения президентом Российской Федерации «Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года» (указ президента РФ от 20. 07. 17 г. № 327), в которых президент России публично подтвердил понимание того, что Россия является не только великой континентальной, но и великой морской державой.

РАЗВИТИЕ ФЛОТОВ ВЕДУЩИХ МОРСКИХ ДЕРЖАВ МИРА

С учетом этого понимания и оценки указанных вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане рассмотрим перспективы развития военно-морских сил ведущих морских держав мира (США, Китая, Франции, Великобритании, Республики Кореи, Японии) в сравнении с отечественным Военно-морским флотом.

Оценка их развития до 2027 года включительно показывает, что состав ВМС ведущих морских держав мира подвергнется следующим основным количественным и качественным изменениям.

1. Корабельный состав ВМС США к 2027 году в количественном отношении возрастет на 8–9%, а его боевые возможности – не менее чем на 25% за счет вывода из боевого состава старых кораблей и совершенствования вооружений строящихся новых атомных авианосцев проекта «Дж. Форд», многоцелевых атомных подводных лодок проекта «Усовершенствованная Вирджиния», эсминцев УРО типа «Орли Берк» и фрегатов типа «Фридом» и «Индепенденс». При этом ВМС США способны провести одновременно на двух ТВД (на удаленных территориях) морские десантные операции оперативно-стратегического масштаба с высадкой до 40 тыс. морских пехотинцев в каждой.

2. ВМС Китая к 2027 году в своем боевом составе будут иметь не менее трех собственных полноценных авианосцев, один из них – возможно с атомной энергетической установкой, 7 ракетных атомных лодок (с баллистическими ракетами), 8 многоцелевых атомных и 67 (6) дизельных (неатомных) подводных лодок, 102 корабля дальней морской и океанской зоны, а также 46 крупных десантных кораблей. Китайские ВМС будут способны провести на одном ТВД морскую десантную операцию стратегического масштаба с высадкой до 200 тыс. человек.

3. Республика Корея с оборонным бюджетом в 2019 году в 41,5 млрд долл. планирует иметь к 2025 году один вертолетоносец и два легких авианосца (на базе дквд типа «Токто») с использованием палубных самолетов пятого поколения с коротким взлетом и вертикальной посадкой F-35В «Лайтнинг», закупленных у США. Кроме того, Корея намерена с 2021 года начать разработку проекта с последующим строительством собственной атомной подводной лодки.

4. ВМС Японии к 2027 году будут иметь 15 дизельных и 9 неатомных подводных лодок с воздухонезависимой энергетической установкой, пять вертолетоносцев и два легких авианосца типа «Идзумо» с использованием, как и Корея, палубных самолетов F-35В «Лайтнинг» пятого поколения, закупленных у США.

5. Сопоставимым с Россией оборонным бюджетом ВМС Франции к 2027 году будут иметь в боевом составе четыре пларб, семь многоцелевых атомных подводных лодок (из них три нового проекта), две мощные авианосно-ударные группы во главе с атомными авианосцами типа «Шарль де Голль».

6. Флот Великобритании к 2027 году будет насчитывать четыре новых пларб, шесть многоцелевых атомных подводных лодок и два авианосца («Куин Елизабет» и «Принц оф Уэльс») – носителей палубных самолетов F-35В пятого поколения.

Все вышеприведенные значения и характеристики подтверждают высокие темпы развития и существенный рост боевых возможностей флотов ведущих морских держав мира, большинство из которых к тому же являются потенциальными противниками Российской Федерации.

На их фоне развитие отечественного флота выглядит не столь успешным. К 2027 году в составе российского ВМФ количество многоцелевых атомных подводных лодок уменьшится почти в два раза (с 23 до 12), неатомных – в 1,4 раза, правда, при росте их ударных боевых возможностей; кораблей дальней морской и океанской зоны возрастет всего на 12% (с 42 до 47 единиц), в основном за счет фрегатов пр. 22350, хотя по-прежнему в 2027 году основу кораблей океанской зоны будут составлять крейсера и большие противолодочные корабли советской постройки со сроком службы 35–40 лет. Группировка морских стратегических ядерных сил практически не изменится и останется на уровне группировки пларб ВМС США, существенно превышая состав и возможности пларб Франции, Китая и Великобритании. Сегодняшний и перспективный состав морских десантных сил позволяют Северному, Тихоокеанскому, Балтийскому и Черноморскому флотам на каждом из четырех стратегических направлений проводить морские десантные действия тактического масштаба с высадкой до батальона морской пехоты.

В связи с тем что президент Российской Федерации в «Основах государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года» утвердил задачу – до 2030 года закрепить российский Военно-морской флот на втором месте в мире не по количественному составу, а по боевым возможностям, автором выполнен сравнительный расчет боевых возможностей ВМС США, Китая и ВМФ России по шести основным оперативным задачам.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВМФ

Что следует предпринять в первоочередном порядке, чтобы выправить складывающуюся негативную ситуацию?

Опираясь на выполненные расчеты и долговременный прогноз развития военно-политической обстановки в мире, можно выделить следующие приоритеты развития корабельных сил ВМФ, которые наиболее приемлемы для нашего оборонного бюджета.

Первое: на данный момент основу ударных сил ВМФ составляют подводные лодки. К примеру, наибольшую угрозу территории США и ударным группировкам его военно-морских сил несут российские атомные подводные лодки, вооруженные высокоточным оружием большой дальности (ВТО БД). Кроме того, только подводные лодки (атомные и неатомные) способны нарушать морские (океанские) перевозки потенциальных противников (США, европейских стран и Японии), экономика которых в значительной степени зависит от перевозок морем импортных и экспортных грузов.

В настоящее время в боевом составе ВМФ находится 26 многоцелевых атомных подводных лодок, из которых в строю – лишь 12. Поэтому в первую очередь необходимо увеличить темпы строительства подводных лодок пр. 885м, доведя их к 2027 году до 10, а также до 2030 года подвергнуть ремонту и модернизации все имеющиеся в составе ВМФ многоцелевые атомные подводные лодки пр. 949а, пр. 971 и пр. 945А, вооружив их ВТО БД, в том числе гиперзвуковым.

Второе: стратегически важным дополнением к атомному подводному флоту являются неатомные подводные лодки. Их скорость и непрерывное время нахождения под водой ниже, чем у атомных, но значительно ниже стоимость постройки. При этом они несут ту же номенклатуру вооружений, что и атомные лодки.

Из-за значительного уменьшения на флотах дизельных подводных лодок в сравнении с советским периодом – более чем в 10 раз (в настоящее время в ВМФ в строю и на испытаниях находится всего 22 лодки) Военно-морской флот Российской Федерации утратил господство в подводной среде даже в ближней морской зоне. Данное обстоятельство существенно влияет на боевую устойчивость ударных сил флотов, в том числе ракетных подводных лодок стратегического назначения Северного и Тихоокеанского флотов.

К сожалению, восполнить недостаточный состав дизельных подводных лодок за счет лодок пр. 636. 3, фактически являющихся усовершенствованным вариантом дизельных лодок проекта 877, затруднительно (они проблему не решат). Нужны принципиально новые подводные лодки с воздухонезависимой энергетической установкой или, в соответствии с новой терминологией – неатомные подводные лодки. Время непрерывного нахождения неатомных пл под водой в 5–7 раз превышает время обычных дизельных лодок. Неатомные подводные лодки успешно строят и эксплуатируют уже более 10 лет Германия и Швеция. С 2015–2017 годов Япония, Южная Корея и Турция строят их на своих судоверфях по лицензии Германии. С помощью специалистов Франции Пакистан приступил к их строительству в 2019 году. Следует в срочном порядке решить эту принципиально важную проблему, в кратчайшие сроки освоить на отечественных судоверфях строительство неатомных подводных лодок.

Третье: не вдаваясь далее подробно в структуру и количественный состав ВМФ, который должен быть сбалансированным и включать не только подводные силы, но другие рода сил и войск, определимся с ролью и местом авианосцев в составе нашего ВМФ.
Роль и место авианосцев в составе отечественного ВМФ

Для мирового военно-морского экспертного сообщества положение о том, что каждая мировая держава должна иметь авианосцы – аксиома. Подтверждением является то, что сегодня все значимые морские державы имеют и продолжают строить авианосцы: США – 11 атомных авианосцев, Китай – 2 и заложил третий, Франция – 2 атомных, один из них – в стадии завершения постройки, Англия – 2 авианосца, Индия – 1. Даже Республика Корея с оборонным бюджетом, сравнимым с оборонным бюджетом России, планирует иметь к 2021 году на базе дквд типа «Токто» один легкий авианосец, а к 2025 году – один вертолетоносец и два легких авианосца с использованием палубных самолетов пятого поколения с коротким взлетом и вертикальной посадкой F-35В «Лайтнинг», закупленных у США. Япония в настоящее время уже имеет четыре эсминца-вертолетоносца типа «Идзумо», а к 2027 году планирует иметь в составе своего флота пять вертолетоносцев и два легких авианосца типа «Идзумо» с использованием, как и Корея, палубных самолетов F-35В «Лайтнинг», закупленных у США.

Почему, несмотря на сравнительно высокую стоимость их постройки и эксплуатации, никто не хочет отказываться от авианосцев?

Убежден, что место и роль авианосцев проявляется прежде всего в мирное время. Причем не как основной ударный и оборонительный компонент, а как главный атрибут военно-политического решения задач обеспечения национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации в условиях мира. Создавая национальный авианосный флот, Российская Федерация решает следующие задачи в мирное время:

– многократно повышает возможности отечественного ВМФ в осуществлении силовых операций мирного времени, в действиях по разрешению вооруженных конфликтов и в специальных операциях на удаленных территориях и в стратегически важных районах Мирового океана (пример – Сирия);

– неограниченно обеспечивает военно-морское присутствие в Мировом океане для обеспечения национальных интересов, демонстрации силы и решимости ее применения для разрешения возникающих международных конфликтов на ранних фазах их развития и стабилизации военно-политической обстановки, защиты торгового и рыбопромыслового флота;

– усиливает свое влияние в мире как великая держава: наличие авианосцев дает возможность России распространять влияние на другие регионы мира, где присутствуют наши национальные интересы;

– демонстрирует возможности отечественной кораблестроительной отрасли и повышает привлекательность российских морских вооружений у иностранных заказчиков.
Таким образом, в современных геополитических условиях главное значение приобрело применение авианосцев именно в мирное время. Их наличие в составе двух наших океанских флотов (Северного и Тихоокеанского) позволит ВМФ эффективно участвовать в мирное время в стратегическом сдерживании, адекватно реагировать и осуществлять быстрое наращивание сил в удаленные районы Мирового океана, откуда может исходить угроза национальным интересам и военной безопасности Российской Федерации.

Кроме того, авианесущий флот является одним из символов мощи и авторитета государства, важнейшим фактором, повышающим идеологическое и психологическое воздействие на население страны, национальную гордость и патриотизм, а также имидж руководства Российской Федерации.

Но не только в мирное, но и в военное время в условиях региональной или крупномасштабной войны авианосно-ударные группы способны эффективно решать ряд важных оперативных и оперативно-стратегических задач: участвовать в отражении ударов средств воздушного нападения противника с океанских и морских направлений, осуществлять эффективное воздушное прикрытие районов боевых действий группировок морских стратегических ядерных и неядерных сил, содействовать сухопутным войскам, действующим на приморском направлении, поражать амфибийно-десантные силы противника на переходе морем и в районе высадки, а также осуществлять оперативное прикрытие своих морских десантных сил (обеспечивать господство в районе высадки морского десанта).

Расчеты показывают, что нахождение авианосца в составе группировки прикрытия сил и войск Северного и Тихоокеанского флотов в региональной (крупномасштабной) войне повышает боевую устойчивость ракетных крейсеров стратегического назначения в безъядерный период на 40–60%, других корабельных сил – на 30–40%.

Сегодня Россия оказалась за одним столом с теми, кто определяет большую геополитическую игру, в которой главную роль играет сила государства. А сильная Россия не может существовать без сильного флота. У нас есть что защищать в Мировом океане. Поэтому России объективно нужен сильный и сбалансированный океанский флот, включая авианесущие корабли, способный достойно ответить на многочисленные вызовы национальным интересам России. Крупнейшие в мире территориальные размеры и протяженность морских границ Российской Федерации, огромные масштабы и разнообразие морских природных энергетических, минеральных и биологических ресурсов, качество и количество российского народонаселения определяют естественный путь развития Российской Федерации как великой континентальной и морской державы. Другого пути у России нет. Только такой путь обеспечит России эффективное развитие и лидирующее место в мировом сообществе. В противном случае в недалеком будущем США и Китай будут единолично править в мире и диктовать России свои условия, игнорируя ее интересы в Мировом океане.

Указанные обстоятельства, а также заявленная на самом высшем уровне необходимость создания морского авианесущего комплекса (смотри п. 45 «Основ государственной политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2030 года») требуют принятия решения в ускоренном порядке начать строительство авианосцев для отечественного Военно-морского флота.

Закладка нового авианосца в год 350-летия со дня рождения Петра Великого, стараниями которого Россия стала морской державой, явилась бы достойным событием юбилейного 2022 года.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пришел служить на флот – ничему не удивляйся

Пришел служить на флот – ничему не удивляйся

Сергей Черных

История о том, как одна офицерская семья сдавала багаж

0
709
Из истории британского пиратства

Из истории британского пиратства

Владимир Лодкин

Почему «Веселый Роджер» и сегодня развевается над королевским флотом

0
2344
Москва не готова воздействовать на Пекин по разоружению

Москва не готова воздействовать на Пекин по разоружению

Юрий Паниев

Первый раунд переговоров по контролю над вооружениями между РФ и США не лал результатов

0
636
Тайная миссия «Витязя»

Тайная миссия «Витязя»

Дмитрий Литовкин

Новый подводный дрон проложил дорогу на стратегическую глубину

0
5573

Другие новости

Загрузка...