Строительство военного флота России – задача многосложная и требующая привлечения значительных ресурсов. Фото с сайта www.mil.ru
Всегда с большим интересом знакомился в вашей газете с серьезными аналитическими статьями Александра Храмчихина, в том числе посвященными отечественному Военно-морскому флоту: «В деле обороны морских рубежей России есть проблемы», «На критическом уровне» и другими, в которых автор в целом объективно оценивал состояние сил флота и перспективные пути их развития.
Но очередная статья Храмчихина «Асимметричный флот» о состоянии отечественного надводного флота с выводом о ненужности для России авианосцев и других крупных надводных кораблей заставила меня взяться за перо и поделиться своими соображениями по данному вопросу.
Аргументация статьи, на мой взгляд, построена автором без системного подхода, с использованием только тактического доказательного инструментария на основе сравнительной стоимости решения тактических задач надводными кораблями, включая авианосцы. Но к решению такой стратегически важной государственной задачи нельзя подходить с «местечковым» мышлением и бухгалтерскими расчетами.
Системный взгляд заставляет смотреть на данную проблему с другой – геополитической – стороны, с учетом национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане и ее национальной морской политики в XXI веке как одной из ведущих морских держав мира.
РОССИЯ И МИРОВОЙ ОКЕАН
Развитие Российской Федерации в современном мире происходит на фоне новых вызовов и угроз национальной безопасности в Мировом океане, что в первую очередь связано с ее геополитическим положением и ролью в мировой политике. Россия возвратилась к статусу великой державы и не намерена останавливаться на этом пути. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах, в том числе связанных с деятельностью в Мировом океане. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления.
Вся история ведущих государств и их геополитическая деятельность неразрывно связана с борьбой за влияние в мире. Современный период не является исключением. Основными источниками ныне действующих вызовов и угроз безопасности Российской Федерации являются недружественные, неравноправные и даже враждебные действия Соединенных Штатов Америки и их союзников. Военно-политическое руководство США стремится любой ценой удержать мир в однополярном формате, не дать возможности России утвердиться как великой державе.
В международных отношениях не снижается роль фактора военной силы. Ведущие мировые державы, обладающие значительным военно-морским потенциалом и развитой системой базирования, продолжают наращивать военно-морское присутствие в стратегически важных районах Мирового океана.
Анализ современной геополитической и военно-стратегической обстановки и прогноз ее развития показывает, что в настоящее время сохраняются существующие и появляются новые риски, вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и ее устойчивому развитию, связанные с Мировым океаном, основными из которых являются:
– стремление ряда государств, прежде всего США и их союзников к доминированию в Мировом океане, к ограничению доступа Российской Федерации к ресурсам Мирового океана и ее полноценному выходу на жизненно важные морские транспортные коммуникации, а также к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил;
- экономическое, политическое, международно-правовое, информационное и военное давление на Российскую Федерацию в целях снижения эффективности ее морской деятельности в Мировом океане;
– стратегический курс США, направленный на борьбу за энергетические ресурсы и транспортные коммуникации в Арктике;
– незавершенность международного правового разграничения морских пространств в Арктике и попытки пересмотра базовых положений международного права, регулирующих деятельность в Арктике;
– попытки ослабления контроля Российской Федерации над Северным морским путем, наращивание военного присутствия зарубежных государств в Арктике и возрастание конфликтного потенциала в регионе;
– наличие и эскалация очагов вооруженных конфликтов на удаленных территориях, имеющих геополитическое значение для Российской Федерации и ее союзников, а также на территориях государств, имеющих выход к Мировому океану;
– существенная зависимость внешнеторговой деятельности Российской Федерации от морских и океанских перевозок, в том числе от морских трубопроводных систем.
При этом следует помнить, что значение Мирового океана для всего мира и Российской Федерации в XXI веке будет неуклонно расти в связи с истощением природных ресурсов суши, воздействием хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду, миграцией населения. Современный этап развития человечества характеризуется повышением интенсивности использования Мирового океана, расширением экономической и научной деятельности на континентальном шельфе и дне Мирового океана. Сегодня с полным основанием можно заключить, что развитие морской деятельности и усиление морского потенциала является одним из решающих условий устойчивого социально-экономического развития в XXI веке государств, имеющих выход к морю, включая и Российскую Федерацию.
Вековой опыт России, когда она вела борьбу за вхождение в число ведущих мировых держав, свидетельствует, что наиболее высокого положения Россия (СССР) достигала, став морской и океанской державой. Начиная с XVIII века Россия развивалась не только как сухопутная, но прежде всего как морская держава. Развитие и мощь флота создает особый потенциал континентальной России, придавая ей новое качество в успешном соперничестве с ведущими европейскими и мировыми державами. Только такой вектор развития позволял России стать в один ряд с теми, кто определяет большую геополитическую игру в мире. Не реализовав такой вектор развития, Россия навсегда могла бы остаться в границах Московского государства XVI–XVII веков.
Более двух с половиной лет прошло со времени утверждения президентом Российской Федерации «Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года» (указ президента РФ от 20. 07. 17 г. № 327), в которых президент России публично подтвердил понимание того, что Россия является не только великой континентальной, но и великой морской державой.
РАЗВИТИЕ ФЛОТОВ ВЕДУЩИХ МОРСКИХ ДЕРЖАВ МИРА
С учетом этого понимания и оценки указанных вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане рассмотрим перспективы развития военно-морских сил ведущих морских держав мира (США, Китая, Франции, Великобритании, Республики Кореи, Японии) в сравнении с отечественным Военно-морским флотом.
Оценка их развития до 2027 года включительно показывает, что состав ВМС ведущих морских держав мира подвергнется следующим основным количественным и качественным изменениям.
1. Корабельный состав ВМС США к 2027 году в количественном отношении возрастет на 8–9%, а его боевые возможности – не менее чем на 25% за счет вывода из боевого состава старых кораблей и совершенствования вооружений строящихся новых атомных авианосцев проекта «Дж. Форд», многоцелевых атомных подводных лодок проекта «Усовершенствованная Вирджиния», эсминцев УРО типа «Орли Берк» и фрегатов типа «Фридом» и «Индепенденс». При этом ВМС США способны провести одновременно на двух ТВД (на удаленных территориях) морские десантные операции оперативно-стратегического масштаба с высадкой до 40 тыс. морских пехотинцев в каждой.
2. ВМС Китая к 2027 году в своем боевом составе будут иметь не менее трех собственных полноценных авианосцев, один из них – возможно с атомной энергетической установкой, 7 ракетных атомных лодок (с баллистическими ракетами), 8 многоцелевых атомных и 67 (6) дизельных (неатомных) подводных лодок, 102 корабля дальней морской и океанской зоны, а также 46 крупных десантных кораблей. Китайские ВМС будут способны провести на одном ТВД морскую десантную операцию стратегического масштаба с высадкой до 200 тыс. человек.
3. Республика Корея с оборонным бюджетом в 2019 году в 41,5 млрд долл. планирует иметь к 2025 году один вертолетоносец и два легких авианосца (на базе дквд типа «Токто») с использованием палубных самолетов пятого поколения с коротким взлетом и вертикальной посадкой F-35В «Лайтнинг», закупленных у США. Кроме того, Корея намерена с 2021 года начать разработку проекта с последующим строительством собственной атомной подводной лодки.
4. ВМС Японии к 2027 году будут иметь 15 дизельных и 9 неатомных подводных лодок с воздухонезависимой энергетической установкой, пять вертолетоносцев и два легких авианосца типа «Идзумо» с использованием, как и Корея, палубных самолетов F-35В «Лайтнинг» пятого поколения, закупленных у США.
5. Сопоставимым с Россией оборонным бюджетом ВМС Франции к 2027 году будут иметь в боевом составе четыре пларб, семь многоцелевых атомных подводных лодок (из них три нового проекта), две мощные авианосно-ударные группы во главе с атомными авианосцами типа «Шарль де Голль».
6. Флот Великобритании к 2027 году будет насчитывать четыре новых пларб, шесть многоцелевых атомных подводных лодок и два авианосца («Куин Елизабет» и «Принц оф Уэльс») – носителей палубных самолетов F-35В пятого поколения.
Все вышеприведенные значения и характеристики подтверждают высокие темпы развития и существенный рост боевых возможностей флотов ведущих морских держав мира, большинство из которых к тому же являются потенциальными противниками Российской Федерации.
На их фоне развитие отечественного флота выглядит не столь успешным. К 2027 году в составе российского ВМФ количество многоцелевых атомных подводных лодок уменьшится почти в два раза (с 23 до 12), неатомных – в 1,4 раза, правда, при росте их ударных боевых возможностей; кораблей дальней морской и океанской зоны возрастет всего на 12% (с 42 до 47 единиц), в основном за счет фрегатов пр. 22350, хотя по-прежнему в 2027 году основу кораблей океанской зоны будут составлять крейсера и большие противолодочные корабли советской постройки со сроком службы 35–40 лет. Группировка морских стратегических ядерных сил практически не изменится и останется на уровне группировки пларб ВМС США, существенно превышая состав и возможности пларб Франции, Китая и Великобритании. Сегодняшний и перспективный состав морских десантных сил позволяют Северному, Тихоокеанскому, Балтийскому и Черноморскому флотам на каждом из четырех стратегических направлений проводить морские десантные действия тактического масштаба с высадкой до батальона морской пехоты.
В связи с тем что президент Российской Федерации в «Основах государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года» утвердил задачу – до 2030 года закрепить российский Военно-морской флот на втором месте в мире не по количественному составу, а по боевым возможностям, автором выполнен сравнительный расчет боевых возможностей ВМС США, Китая и ВМФ России по шести основным оперативным задачам.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВМФ
Что следует предпринять в первоочередном порядке, чтобы выправить складывающуюся негативную ситуацию?
Опираясь на выполненные расчеты и долговременный прогноз развития военно-политической обстановки в мире, можно выделить следующие приоритеты развития корабельных сил ВМФ, которые наиболее приемлемы для нашего оборонного бюджета.
Первое: на данный момент основу ударных сил ВМФ составляют подводные лодки. К примеру, наибольшую угрозу территории США и ударным группировкам его военно-морских сил несут российские атомные подводные лодки, вооруженные высокоточным оружием большой дальности (ВТО БД). Кроме того, только подводные лодки (атомные и неатомные) способны нарушать морские (океанские) перевозки потенциальных противников (США, европейских стран и Японии), экономика которых в значительной степени зависит от перевозок морем импортных и экспортных грузов.
В настоящее время в боевом составе ВМФ находится 26 многоцелевых атомных подводных лодок, из которых в строю – лишь 12. Поэтому в первую очередь необходимо увеличить темпы строительства подводных лодок пр. 885м, доведя их к 2027 году до 10, а также до 2030 года подвергнуть ремонту и модернизации все имеющиеся в составе ВМФ многоцелевые атомные подводные лодки пр. 949а, пр. 971 и пр. 945А, вооружив их ВТО БД, в том числе гиперзвуковым.
Второе: стратегически важным дополнением к атомному подводному флоту являются неатомные подводные лодки. Их скорость и непрерывное время нахождения под водой ниже, чем у атомных, но значительно ниже стоимость постройки. При этом они несут ту же номенклатуру вооружений, что и атомные лодки.
Из-за значительного уменьшения на флотах дизельных подводных лодок в сравнении с советским периодом – более чем в 10 раз (в настоящее время в ВМФ в строю и на испытаниях находится всего 22 лодки) Военно-морской флот Российской Федерации утратил господство в подводной среде даже в ближней морской зоне. Данное обстоятельство существенно влияет на боевую устойчивость ударных сил флотов, в том числе ракетных подводных лодок стратегического назначения Северного и Тихоокеанского флотов.
К сожалению, восполнить недостаточный состав дизельных подводных лодок за счет лодок пр. 636. 3, фактически являющихся усовершенствованным вариантом дизельных лодок проекта 877, затруднительно (они проблему не решат). Нужны принципиально новые подводные лодки с воздухонезависимой энергетической установкой или, в соответствии с новой терминологией – неатомные подводные лодки. Время непрерывного нахождения неатомных пл под водой в 5–7 раз превышает время обычных дизельных лодок. Неатомные подводные лодки успешно строят и эксплуатируют уже более 10 лет Германия и Швеция. С 2015–2017 годов Япония, Южная Корея и Турция строят их на своих судоверфях по лицензии Германии. С помощью специалистов Франции Пакистан приступил к их строительству в 2019 году. Следует в срочном порядке решить эту принципиально важную проблему, в кратчайшие сроки освоить на отечественных судоверфях строительство неатомных подводных лодок.
Третье: не вдаваясь далее подробно в структуру и количественный состав ВМФ, который должен быть сбалансированным и включать не только подводные силы, но другие рода сил и войск, определимся с ролью и местом авианосцев в составе нашего ВМФ.
Роль и место авианосцев в составе отечественного ВМФ
Для мирового военно-морского экспертного сообщества положение о том, что каждая мировая держава должна иметь авианосцы – аксиома. Подтверждением является то, что сегодня все значимые морские державы имеют и продолжают строить авианосцы: США – 11 атомных авианосцев, Китай – 2 и заложил третий, Франция – 2 атомных, один из них – в стадии завершения постройки, Англия – 2 авианосца, Индия – 1. Даже Республика Корея с оборонным бюджетом, сравнимым с оборонным бюджетом России, планирует иметь к 2021 году на базе дквд типа «Токто» один легкий авианосец, а к 2025 году – один вертолетоносец и два легких авианосца с использованием палубных самолетов пятого поколения с коротким взлетом и вертикальной посадкой F-35В «Лайтнинг», закупленных у США. Япония в настоящее время уже имеет четыре эсминца-вертолетоносца типа «Идзумо», а к 2027 году планирует иметь в составе своего флота пять вертолетоносцев и два легких авианосца типа «Идзумо» с использованием, как и Корея, палубных самолетов F-35В «Лайтнинг», закупленных у США.
Почему, несмотря на сравнительно высокую стоимость их постройки и эксплуатации, никто не хочет отказываться от авианосцев?
Убежден, что место и роль авианосцев проявляется прежде всего в мирное время. Причем не как основной ударный и оборонительный компонент, а как главный атрибут военно-политического решения задач обеспечения национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации в условиях мира. Создавая национальный авианосный флот, Российская Федерация решает следующие задачи в мирное время:
– многократно повышает возможности отечественного ВМФ в осуществлении силовых операций мирного времени, в действиях по разрешению вооруженных конфликтов и в специальных операциях на удаленных территориях и в стратегически важных районах Мирового океана (пример – Сирия);
– неограниченно обеспечивает военно-морское присутствие в Мировом океане для обеспечения национальных интересов, демонстрации силы и решимости ее применения для разрешения возникающих международных конфликтов на ранних фазах их развития и стабилизации военно-политической обстановки, защиты торгового и рыбопромыслового флота;
– усиливает свое влияние в мире как великая держава: наличие авианосцев дает возможность России распространять влияние на другие регионы мира, где присутствуют наши национальные интересы;
– демонстрирует возможности отечественной кораблестроительной отрасли и повышает привлекательность российских морских вооружений у иностранных заказчиков.
Таким образом, в современных геополитических условиях главное значение приобрело применение авианосцев именно в мирное время. Их наличие в составе двух наших океанских флотов (Северного и Тихоокеанского) позволит ВМФ эффективно участвовать в мирное время в стратегическом сдерживании, адекватно реагировать и осуществлять быстрое наращивание сил в удаленные районы Мирового океана, откуда может исходить угроза национальным интересам и военной безопасности Российской Федерации.
Кроме того, авианесущий флот является одним из символов мощи и авторитета государства, важнейшим фактором, повышающим идеологическое и психологическое воздействие на население страны, национальную гордость и патриотизм, а также имидж руководства Российской Федерации.
Но не только в мирное, но и в военное время в условиях региональной или крупномасштабной войны авианосно-ударные группы способны эффективно решать ряд важных оперативных и оперативно-стратегических задач: участвовать в отражении ударов средств воздушного нападения противника с океанских и морских направлений, осуществлять эффективное воздушное прикрытие районов боевых действий группировок морских стратегических ядерных и неядерных сил, содействовать сухопутным войскам, действующим на приморском направлении, поражать амфибийно-десантные силы противника на переходе морем и в районе высадки, а также осуществлять оперативное прикрытие своих морских десантных сил (обеспечивать господство в районе высадки морского десанта).
Расчеты показывают, что нахождение авианосца в составе группировки прикрытия сил и войск Северного и Тихоокеанского флотов в региональной (крупномасштабной) войне повышает боевую устойчивость ракетных крейсеров стратегического назначения в безъядерный период на 40–60%, других корабельных сил – на 30–40%.
Сегодня Россия оказалась за одним столом с теми, кто определяет большую геополитическую игру, в которой главную роль играет сила государства. А сильная Россия не может существовать без сильного флота. У нас есть что защищать в Мировом океане. Поэтому России объективно нужен сильный и сбалансированный океанский флот, включая авианесущие корабли, способный достойно ответить на многочисленные вызовы национальным интересам России. Крупнейшие в мире территориальные размеры и протяженность морских границ Российской Федерации, огромные масштабы и разнообразие морских природных энергетических, минеральных и биологических ресурсов, качество и количество российского народонаселения определяют естественный путь развития Российской Федерации как великой континентальной и морской державы. Другого пути у России нет. Только такой путь обеспечит России эффективное развитие и лидирующее место в мировом сообществе. В противном случае в недалеком будущем США и Китай будут единолично править в мире и диктовать России свои условия, игнорируя ее интересы в Мировом океане.
Указанные обстоятельства, а также заявленная на самом высшем уровне необходимость создания морского авианесущего комплекса (смотри п. 45 «Основ государственной политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2030 года») требуют принятия решения в ускоренном порядке начать строительство авианосцев для отечественного Военно-морского флота.
Закладка нового авианосца в год 350-летия со дня рождения Петра Великого, стараниями которого Россия стала морской державой, явилась бы достойным событием юбилейного 2022 года.
комментарии(0)