0
2151
Газета Вера и люди Интернет-версия

19.10.2005 00:00:00

"Уважай червя как самого себя!"

Ирина Лаптева

Об авторе: Ирина Александровна Лаптева - индолог.

Тэги: джайн, живое, гармония, аскетизм


В феврале 1981 года в местечке Шраванабелагола в южноиндийском штате Карнатака наблюдалось небывалое скопление народа. Паломники собрались возле храмового пруда, где находилась статуя святого Гоматешвары, расположенная на 18-метровой высоте.

Гоматешвару омыли из тысячи медных кувшинов. На его голову вылили тонну молока, 150 л сока кокосовых орехов и настой шафрана. Затем его осыпали рисовой пудрой и ароматными пряностями. Сама премьер-министр Индии Индира Ганди с вертолета разбрасывала над статуей лепестки роз. Богачи соревновались за право вылить на голову изваяния кувшин с молоком. Первые семь кувшинов стоили счастливчикам по сто тысяч рупий каждый.

Таких почестей Гоматешвара удостоился за то, что при жизни, а это было тысячу лет назад, он явил миру чудо аскетизма во имя веры и тем самым достиг спасения. Он отрекся от царского престола и предался суровому подвижничеству. Однажды святой так долго стоял без движения, погрузившись в медитацию, что его тело оплели лианы, по которым тихо скользили змеи, а у ног вырос огромный муравейник. В разных местах Индии Гоматешваре воздвигли множество статуй. Жизнь этого подвижника - пример для всех джайнов, последователей индийской религии джайнизма.

Его основоположником считается Вардхамана, известный как Махавира (599-527 гг. до н. э.). Он родился в царской семье и до тридцати лет наслаждался всеми радостями, которые давало ему положение царевича. Вардхамана женился на Яшоде, дочери царя Калинги. Супруга родила ему дочь. Но после смерти родителей Вардхамана оставил семью и стал странствующим аскетом.

В течение 12 лет он постился и молился, чтобы победить свои желания, чувства и страсти. Сначала Вардхамана носил единственное платье, которое никогда не менял, но через тринадцать месяцев отказался и от него. Он тщательно избегал причинения вреда любым живым существам. В результате аскетических подвигов духовная сила Вардхаманы увеличилась, и он достиг просветления. Отныне аскет обладал "тремя драгоценностями": совершенной верой, совершенным знанием и совершенным поведением. Следующие тридцать лет Вардхамана провел странствуя по Индии и проповедуя свое учение. Вскоре он стал известен под именем Махавира ("Великий герой"). Махавира учил, что мир не создан богом, а существует вечно. Он подвержен изменениям: периоды возрождения и упадка последовательно сменяют друг друга. Согласно Махавире, мир населяют бесчисленные души - джива.

Душой наделены не только люди, но и животные, птицы, растения, камни, вода и природные явления. Все живые существа равны независимо от их размера, формы и степени духовного развития. Поэтому джайн уважает любого червя или овощ как самого себя.

Души отличаются по степени привязанности к материи - карме. Она подобна липкой поверхности, к которой пристает пыль и грязь. Карма - это то, что вынуждает души рождаться вновь и вновь, вселяясь в разные тела. Карму можно разрушить, и тогда душа освобождается и возносится в мир вечного блаженства. Но уничтожение кармы - процесс очень сложный и длительный. Нужно отбросить все лишнее, в том числе и одежду. Посредством умерщвления плоти, изучения священных текстов, медитации и праведного поведения можно избавиться от кармы. По легенде, в ночь, когда Махавира отошел в мир иной, преданный ему правитель зажег множество светильников. В память об этом событии джайны отмечают праздник огней - дивали. В этот день в домах и на улице вспыхивают миллионы огоньков, символизируя бессмертие души. По традиции ни один уголок не должен остаться неосвещенным.

Заслуги Махавиры признают все индийцы. В день его рождения в стране закрываются бойни. А когда в 1974 году отмечалось 2500-летие со времени обретения Махавирой спасения, в стране было организовано грандиозное празднество. Правительство Индии на проведение торжеств выделило пять миллионов рупий. По улицам Дели прошла многолюдная процессия. Рядом с нагими аскетами шествовали пышно убранные слоны и лошади с седоками в богатых нарядах. Процессию сопровождали танцоры и музыканты.

Главный обет джайнов-аскетов - непричинение ущерба живым существам. Они закрывают повязкой губы и процеживает питьевую воду, чтобы случайно не проглотить какую-нибудь мошку, и подметают перед собой дорогу, чтобы ненароком не раздавить муравья. Джайны - строгие вегетарианцы. Монахам разрешено употреблять в пищу только овощи и плоды, растущие над поверхностью земли. Аскеты живут подаянием, постоянно странствуют, не задерживаясь нигде дольше семи дней. Высшей формой аскетизма у джайнов считается добровольная смерть от голода. В октябре 1987 года таким образом ушел из жизни монах Бадри Прасад Махарадж.

У джайнов-мирян только одна жена, они не едят мяса и плодов, содержащих много семян, не употребляют спиртных напитков и пьют лишь теплую кипяченую воду. Необходимость избегать работы, связанной с уничтожением живых существ, определяет джайнам и выбор рода занятий. В основном они задействованы в торговой и банковской сферах. Среди джайнов много глав крупных промышленных концернов, владельцев банков и ювелирных магазинов, а также ученых. Джайны-предприниматели славятся исключительной честностью и порядочностью. Деловой этике в джайнских семьях обучают с детства.

Богатство джайнов не противоречит принципу нестяжательства. Состоятельные люди считаются не владельцами, а попечителями и распорядителями благ в интересах общины. Богатые люди покровительствуют наукам и искусству, занимаются благотворительностью, строят школы, приюты и храмы. Старейший джайнский храм в Дели - Дал Мандир - расположен в восточной части знаменитого базара Чандни Чоук. Рядом с храмом функционирует Птичий госпиталь, в котором джайны-монахи лечат больных и раненых пернатых. В лечебнице их кормят, лечат и дают им витамины. Поэтому после "выписки" здоровые птицы отказываются покидать госпиталь и долго кружат над крышей здания.

Среди популярных мест паломничества в штате Раджастхан выделяется гора Абу, почитаемая как центр мира. На ее вершине сооружен беломраморный храм Дильвара. Простота его внешнего облика контрастирует с великолепием внутренней отделки. На стенах храма высечены сюжеты из джайнских легенд. Искусство древних мастеров было столь совершенным, что мраморные фигуры неотличимы от живых людей. Паломники часто заговаривают с изваяниями, принимая их за посетителей.

У подножия другой священной горы Шатрунджая в штате Гуджарат раскинулся целый храмовый город джайнов - Валитана. За 900 лет на этом месте возвели 863 храма. Здесь паломники совершают ритуальное восхождение на гору, высота которой составляет около четырех километров.

Несмотря на то что джайнизм зародился во времена Будды, в отличие от буддизма он никогда не был распространен за пределами страны. Путем аскета может следовать далеко не каждый человек.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1542
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1742
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1853
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4207

Другие новости