0
3580
Газета Вера и люди Интернет-версия

20.01.2016 00:01:00

Саудитов напугала тень Саддама

Тэги: аннимр, саудовская аравия, иран, шииты, сунниты, нефть, оппозиция, исламская революция, йемен


ан-нимр, саудовская аравия, иран, шииты, сунниты, нефть, оппозиция, исламская революция, йемен Саудовское правительство считает, что за деятельностью ан-Нимра (портрет на плакате в руках женщины) стоят иранские аятоллы. Фото Reuters

Казнь шиитского проповедника Нимра ан-Нимра в Саудовской Аравии в январе с.г. привела к углублению поляризации исламского мира и суннитско-шиитского противостояния. Вслед за казнью последовали погром посольства Саудовской Аравии в Тегеране и разрыв дипломатических отношений с Ираном со стороны саудовского королевства, Бахрейна, Сомали и Джибути. Поддержал саудитов и Пакистан. Эксперты сходятся во мнении, что казнь шиитского проповедника скажется на ситуации в Ближневосточном регионе в целом.

На территории Саудовской Аравии проживают около 10% шиитов. Важно, что проживают они компактно, причем именно в том регионе, где сосредоточены основные запасы нефти государства, а именно в Восточной провинции (Эш-Шаркии). Кроме того, что 90% населения Восточной провинции составляют шииты, Эш-Шаркия находится в стратегическом с геополитической точки зрения положении для Саудовской Аравии, гранича с Йеменом, Бахрейном и Ираком. Первые залежи нефти в регионе были обнаружены еще в 1932 году. Шииты потянулись в города, где становились основным источником рабочей силы для нефтяной отрасли страны, в отличие от бедуинов не питая презрения к физическому труду. Благодаря такому массовому социальному лифту к 1970-м годам в Эш-Шаркии сформировались шиитский средний класс и интеллигенция.

Исламская революция в Иране стала толчком  для развития шиитского самосознания в Саудовской Аравии. Во главе их движения встал шиитский проповедник Хасан ас-Саффар. Он поднял восстание, которое не удалось, и был вынужден эмигрировать из страны. Для властей эти события стали побудительным мотивом к изменению своей политики в Восточной провинции, где на административные должности стали назначаться шииты-технократы.

В 2003 году в связи со свержением баасистского режима Саддама Хуссейна в Ираке шииты королевства получили надежду на то, что и они, подобно иракским единоверцам, смогут сбросить бремя суннитского правления. К тому времени можно говорить о формировании в Восточной провинции нескольких течений общественно-политической мысли.

Умеренное крыло шиитской общественно-политической мысли было представлено возвратившимся в Саудовское королевство ас-Саффаром, преобразовавшим созданную им еще в 1981 году «Исламскую революционную организацию Аравийского полуострова» (ИРОАП) в «Исламское движение реформ». На впервые проведенных в 2005 году выборах в местные органы власти деятели, связанные с «Исламским движением реформ», получили большинство голосов.

Несогласные с вливанием шиитского движения Саудовской Аравии в ряды системной оппозиции создали организацию «Саудовская Хезболла». Эта организация выступала с позиции, принятой в качестве основной идеи иранской государственности концепции «вилаят-е факих», то есть «правление мусульманского законоведа».

Однако кроме радикалов и умеренных существовало небольшое движение шиитских религиозных деятелей, которые еще в 1970-х годах были оттеснены ас-Саффаром из руководства шиитской оппозиции. В результате эти активисты сосредоточились не на политической борьбе с суннитским правящим режимом, а на религиозной проповеди. По оценке доклада неправительственной организации International Crisis Group, именно к этому крылу принадлежал проповедник Нимр ан-Нимр, вскоре, однако, начавший сближаться с радикальным крылом, в частности, с организацией «Саудовская Хезболла». О радикализации взглядов ан-Нимра свидетельствует и его переход из шиитской религиозной школы иранского аятоллы Мухаммеда Ширази к несколько более радикальному аятолле из Ирака Мухаммеду Таки аль-Мударриси. В 2008 году Нимр ан-Нимр основал организацию «Фронт праведной оппозиции», целью которой была провозглашена «борьба с коррумпированным саудовским режимом».

После столкновений шиитов с суннитской полицией на кладбище Аль-Баки в Медине, где похоронено много сподвижников пророка Мухаммеда, в 2009 году Нимр ан-Нимр написал губернатору Восточной провинции петицию с требованием свободы вероисповедания для шиитского меньшинства страны. Два года спустя, после начала протестного движения в Саудовской Аравии, во время пятничной проповеди в мечети ан-Нимр призвал к отделению Восточной провинции от саудовского государства. «О нашей гордости забыли, и если о ней не вспомнят, мы призовем к сецессии», – заявил тогда шиитский проповедник. «Достоинство для нас важнее сохранения целостности этого государства», – продолжил он. Именно эти действия проповедника привели к его окончательному разрыву с умеренным течением шиитского движения Саудовской Аравии.

Чтобы избежать немедленного ареста, шейху пришлось пуститься в бега. Однако множество шиитов выразило поддержку его словам на оппозиционных сайтах. В 2012 году кувейтский шиитский проповедник Ясир аль-Хабиб призвал к созданию единого шиитского государства, включающего территории Эш-Шаркии, Бахрейна, Кувейта и иракской провинции Басра. В связи с этим ан-Нимр вновь выступил с призывом к сецессии Восточной провинции, за которым последовала волна выступлений в поддержку этой идеи в Восточной провинции, за что ан-Нимр и был арестован, а в 2014 году приговорен к смертной казни.

Широкая поддержка ан-Нимра шиитами саудовской провинции, по-видимому, объясняется общим тоном его проповедей. Согласно докладу о встрече американского дипломата с шейхом, направленному в ЦРУ в августе 2008 года, опубликованному на сайте Wikileaks, шейх ан-Нимр считал себя умеренным шиитским проповедником, выступающим за честное принятие политических решений, открытые выборы и американские идеалы свободы и справедливости. В защиту своей, возможно, чересчур ригористской линии поведения шейх указал на то, что именно такая стратегия привлекает к его фигуре симпатии шиитской саудовской молодежи. Политическое кредо ан-Нимра, если верить докладу, можно сформулировать как сочетание концепции «вилаят-е факих» и исламской традиции шура, то есть наличия при правителе совещательного органа.

Такая смесь из демократических и религиозных идей, поданная в резкой максималистской форме, оказалась притягательной для шиитской молодежи. Учитывая, что возможности трудоустройства этой категории населения в нефтедобывающей отрасли сужаются, а многие другие социальные лифты, такие как служба в армии, для них закрыты или, как получение образования, связаны с большими трудностями, чем для суннитского большинства, протестный потенциал группы, видимо, достаточно высоко оценивается правительством Саудовской Аравии. Об этом говорит и тот факт, что помимо ан-Нимра был арестован и его возможный духовный преемник 17-летний племянник Али ан-Нимр, которому в октябре 2015 года тоже был вынесен смертный приговор (его пока не казнили).

В связи с тем, что казнь ан-Нимра не была приведена в исполнение немедленно после оглашения приговора, распространилась такая версия: власти Саудовской Аравии использовали проповедника как разменную монету для снижения влияния Ирана на сирийское урегулирование. Эта версия хотя и выглядит убедительной, может оказаться ошибочной. «Не думаю, что это было саудовской провокацией», – комментирует профессор РГГУ Григорий Косач. Зато, как считает специалист, как иранская, так и саудовская стороны воспользовались неожиданным развитием ситуации. «Мне кажется, что то, что мы наблюдали, было столкновением в самом иранском правящем истеблишменте. Итог же того, во что это вылилось, был по полной программе использован Саудовской Аравией, – считает Косач. – Используя нападения на свои диппредставительства, Саудовская Аравия преследовала далеко идущую цель, которая состояла в том, чтобы до минимума сократить влияние Ирана на предстоящие переговоры по Сирии. Теперь говорить о том, начнутся ли эти переговоры, вообще преждевременно. И одним из факторов, который воздействует на вероятные проволочки с ними, является ситуация между Саудовской Аравией и Ираном».

Так или иначе, именно политические обстоятельства, а не тонкости богословских воззрений Нимра ан-Нимра поставили трагическую точку в его трудной судьбе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1351
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1637
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1687
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1320

Другие новости