Саудовское правительство считает, что за деятельностью ан-Нимра (портрет на плакате в руках женщины) стоят иранские аятоллы. Фото Reuters
Казнь шиитского проповедника Нимра ан-Нимра в Саудовской Аравии в январе с.г. привела к углублению поляризации исламского мира и суннитско-шиитского противостояния. Вслед за казнью последовали погром посольства Саудовской Аравии в Тегеране и разрыв дипломатических отношений с Ираном со стороны саудовского королевства, Бахрейна, Сомали и Джибути. Поддержал саудитов и Пакистан. Эксперты сходятся во мнении, что казнь шиитского проповедника скажется на ситуации в Ближневосточном регионе в целом.
На территории Саудовской Аравии проживают около 10% шиитов. Важно, что проживают они компактно, причем именно в том регионе, где сосредоточены основные запасы нефти государства, а именно в Восточной провинции (Эш-Шаркии). Кроме того, что 90% населения Восточной провинции составляют шииты, Эш-Шаркия находится в стратегическом с геополитической точки зрения положении для Саудовской Аравии, гранича с Йеменом, Бахрейном и Ираком. Первые залежи нефти в регионе были обнаружены еще в 1932 году. Шииты потянулись в города, где становились основным источником рабочей силы для нефтяной отрасли страны, в отличие от бедуинов не питая презрения к физическому труду. Благодаря такому массовому социальному лифту к 1970-м годам в Эш-Шаркии сформировались шиитский средний класс и интеллигенция.
Исламская революция в Иране стала толчком для развития шиитского самосознания в Саудовской Аравии. Во главе их движения встал шиитский проповедник Хасан ас-Саффар. Он поднял восстание, которое не удалось, и был вынужден эмигрировать из страны. Для властей эти события стали побудительным мотивом к изменению своей политики в Восточной провинции, где на административные должности стали назначаться шииты-технократы.
В 2003 году в связи со свержением баасистского режима Саддама Хуссейна в Ираке шииты королевства получили надежду на то, что и они, подобно иракским единоверцам, смогут сбросить бремя суннитского правления. К тому времени можно говорить о формировании в Восточной провинции нескольких течений общественно-политической мысли.
Умеренное крыло шиитской общественно-политической мысли было представлено возвратившимся в Саудовское королевство ас-Саффаром, преобразовавшим созданную им еще в 1981 году «Исламскую революционную организацию Аравийского полуострова» (ИРОАП) в «Исламское движение реформ». На впервые проведенных в 2005 году выборах в местные органы власти деятели, связанные с «Исламским движением реформ», получили большинство голосов.
Несогласные с вливанием шиитского движения Саудовской Аравии в ряды системной оппозиции создали организацию «Саудовская Хезболла». Эта организация выступала с позиции, принятой в качестве основной идеи иранской государственности концепции «вилаят-е факих», то есть «правление мусульманского законоведа».
Однако кроме радикалов и умеренных существовало небольшое движение шиитских религиозных деятелей, которые еще в 1970-х годах были оттеснены ас-Саффаром из руководства шиитской оппозиции. В результате эти активисты сосредоточились не на политической борьбе с суннитским правящим режимом, а на религиозной проповеди. По оценке доклада неправительственной организации International Crisis Group, именно к этому крылу принадлежал проповедник Нимр ан-Нимр, вскоре, однако, начавший сближаться с радикальным крылом, в частности, с организацией «Саудовская Хезболла». О радикализации взглядов ан-Нимра свидетельствует и его переход из шиитской религиозной школы иранского аятоллы Мухаммеда Ширази к несколько более радикальному аятолле из Ирака Мухаммеду Таки аль-Мударриси. В 2008 году Нимр ан-Нимр основал организацию «Фронт праведной оппозиции», целью которой была провозглашена «борьба с коррумпированным саудовским режимом».
После столкновений шиитов с суннитской полицией на кладбище Аль-Баки в Медине, где похоронено много сподвижников пророка Мухаммеда, в 2009 году Нимр ан-Нимр написал губернатору Восточной провинции петицию с требованием свободы вероисповедания для шиитского меньшинства страны. Два года спустя, после начала протестного движения в Саудовской Аравии, во время пятничной проповеди в мечети ан-Нимр призвал к отделению Восточной провинции от саудовского государства. «О нашей гордости забыли, и если о ней не вспомнят, мы призовем к сецессии», – заявил тогда шиитский проповедник. «Достоинство для нас важнее сохранения целостности этого государства», – продолжил он. Именно эти действия проповедника привели к его окончательному разрыву с умеренным течением шиитского движения Саудовской Аравии.
Чтобы избежать немедленного ареста, шейху пришлось пуститься в бега. Однако множество шиитов выразило поддержку его словам на оппозиционных сайтах. В 2012 году кувейтский шиитский проповедник Ясир аль-Хабиб призвал к созданию единого шиитского государства, включающего территории Эш-Шаркии, Бахрейна, Кувейта и иракской провинции Басра. В связи с этим ан-Нимр вновь выступил с призывом к сецессии Восточной провинции, за которым последовала волна выступлений в поддержку этой идеи в Восточной провинции, за что ан-Нимр и был арестован, а в 2014 году приговорен к смертной казни.
Широкая поддержка ан-Нимра шиитами саудовской провинции, по-видимому, объясняется общим тоном его проповедей. Согласно докладу о встрече американского дипломата с шейхом, направленному в ЦРУ в августе 2008 года, опубликованному на сайте Wikileaks, шейх ан-Нимр считал себя умеренным шиитским проповедником, выступающим за честное принятие политических решений, открытые выборы и американские идеалы свободы и справедливости. В защиту своей, возможно, чересчур ригористской линии поведения шейх указал на то, что именно такая стратегия привлекает к его фигуре симпатии шиитской саудовской молодежи. Политическое кредо ан-Нимра, если верить докладу, можно сформулировать как сочетание концепции «вилаят-е факих» и исламской традиции шура, то есть наличия при правителе совещательного органа.
Такая смесь из демократических и религиозных идей, поданная в резкой максималистской форме, оказалась притягательной для шиитской молодежи. Учитывая, что возможности трудоустройства этой категории населения в нефтедобывающей отрасли сужаются, а многие другие социальные лифты, такие как служба в армии, для них закрыты или, как получение образования, связаны с большими трудностями, чем для суннитского большинства, протестный потенциал группы, видимо, достаточно высоко оценивается правительством Саудовской Аравии. Об этом говорит и тот факт, что помимо ан-Нимра был арестован и его возможный духовный преемник 17-летний племянник Али ан-Нимр, которому в октябре 2015 года тоже был вынесен смертный приговор (его пока не казнили).
В связи с тем, что казнь ан-Нимра не была приведена в исполнение немедленно после оглашения приговора, распространилась такая версия: власти Саудовской Аравии использовали проповедника как разменную монету для снижения влияния Ирана на сирийское урегулирование. Эта версия хотя и выглядит убедительной, может оказаться ошибочной. «Не думаю, что это было саудовской провокацией», – комментирует профессор РГГУ Григорий Косач. Зато, как считает специалист, как иранская, так и саудовская стороны воспользовались неожиданным развитием ситуации. «Мне кажется, что то, что мы наблюдали, было столкновением в самом иранском правящем истеблишменте. Итог же того, во что это вылилось, был по полной программе использован Саудовской Аравией, – считает Косач. – Используя нападения на свои диппредставительства, Саудовская Аравия преследовала далеко идущую цель, которая состояла в том, чтобы до минимума сократить влияние Ирана на предстоящие переговоры по Сирии. Теперь говорить о том, начнутся ли эти переговоры, вообще преждевременно. И одним из факторов, который воздействует на вероятные проволочки с ними, является ситуация между Саудовской Аравией и Ираном».
Так или иначе, именно политические обстоятельства, а не тонкости богословских воззрений Нимра ан-Нимра поставили трагическую точку в его трудной судьбе.