0
4312
Газета Вера и люди Интернет-версия

03.02.2016 00:01:00

Синкретизм религий доводит до исступления

Тэги: индонезия, исламизм, шива, будда, ява, терроризм


индонезия, исламизм, шива, будда, ява, терроризм Спектакли на сюжет «Махабхараты» дают представление о воинственности яванских шива-буддистов. Фото Reuters

Недавно в Индонезии произошла очередная серия терактов. По данным, опубликованным в индонезийских СМИ, теракты были совершены выходцами с острова Ява. Это далеко не самый исламизированный регион Индонезии, однако именно он стал основным «поставщиком» исламских террористов в новейшей истории Индонезии. Известный индонезийский исламовед Азумарди Азра считает: чтобы понять природу исламского экстремизма в Индонезии, нужно в первую очередь разобраться в характере жителей ее самого густонаселенного острова. Традиционно яванский характер ассоциируется с такими качествами, как дипломатичность, уступчивость и вежливость. По этой логике, казалось бы, индонезийские террористы должны происходить, например, из Аче, жители которого известны своей воинственностью – они воевали за свою независимость с завоевателями-голландцами около 40 лет.

Тем не менее Азумарди Азра говорит: чтобы по-настоящему понять характер яванца, нужно вспомнить нрав героев традиционного индонезийского театра теней – ваянга – братьев Пандавов из индийского эпоса «Махабхарата» или одной из многочисленных его индонезийских переработок. Из пятерых братьев Пандавов в их яванской трактовке только трое обладают покладистым характером, а вот Арджуна и Бима свирепы. Азумарди Азра считает, что проистекает это из такой традиционной для яванского характера черты, как чувствительность к малейшим оскорблениям.

Другой индонезийский исследователь Бамбанг Праново полагает, что у настоящего яванца есть три степени отрицания происходящего: «не стоит», «не надо» и, наконец, амок – состояние слепой немотивированной агрессии. Эта модель соответствует этапам развития исламского экстремизма в современной Индонезии. Первое поколение террористов, большинство из которых были яванцы – воспитанники песантрена (мусульманской школы) Нгруки (например, Абу Дуджана, Амрози и Абу Иршад) – прошли первую стадию «не стоит притеснять мусульман» в годы исламской реакции Сухарто, вторую стадию – «не надо» – во время их участия в афганском конфликте, наконец, в Индонезии они впали в амок. После подавления исламского радикализма при Сусило Бамбанге Юдойоно накал амока спал до стадии «не стоит». Стадию «не надо» новое поколение яванских террористов прошло уже в Сирии, а добравшись до родной Индонезии, они снова впали в неистовство.

Теории Азры и Праново не противоречат друг другу: гнев Бимы и Арджуны тоже не возникал на пустом месте. К Биме враги (братья Кауравы) подпускали ядовитых змей и пытались его утопить, прежде чем в нем пробудилась ярость, заставляющая пить кровь своих врагов. Таким образом, согласно независимо появившимся теориям современных индонезийских ученых, чтобы понять истоки индонезийского терроризма, нужно в первую очередь осознать движущие силы яванского характера.

Индонезия – государство с крупнейшим в мире мусульманским населением, большинство яванцев – мусульмане. Однако под исламской оболочкой часто обнаруживается смесь из пережитков анимистических верований, культа предков и особой религии, известной под названием культа Шивы-Будды.

Относительно появления индуизма в Индонезии сомнений и вопросов не возникает. Индуизм составляет огромный пласт индонезийской культуры. По-видимому, источником государственности для ранних политий Индонезии были как раз государства Индостана. В истории Индонезии целый исторический период называется эпохой «индуанизированных» государств. Первые свидетельства о появлении буддизма на землях индонезийского архипелага относятся к VII веку, когда, по свидетельству китайского монаха И-Цзина, в столице средневекового индонезийского государства Шривиджаи на острове Суматра сложилась серьезная буддийская школа.

Синкретичный культ Шивы-Будды начал складываться во времена недолгого объединения Явы под началом одной династии в государстве Матарам. Завершил оформление культа Шивы-Будды царь яванского средневекового государства Сингасари по имени Кертанагара, который, по легенде, был сыном бога Брахмы. Именно в государстве Кертанагары впервые в индонезийской истории была сделана попытка «собирания» индонезийских земель вокруг единого центра. Для того чтобы создать единое сильное государство, нужна была мощная консолидирующая идеология, которая в условиях восточного Средневековья не могла не формулироваться в религиозных терминах. До него царь Кертаджая уже пытался создать единую государственную идеологию, но, поскольку центральное положение в ней занял пункт о божественности правителя, представители как индуистского, так и буддийского жречества остались неудовлетворенными. Кертанагара учел ошибки предшественника и решил потрафить как буддистам, так и индуистам, введя в 1275 году культ Шивы-Будды. Себя же правитель объявил земным воплощением сочетания Будды созерцания – Дхьяни-Будды и самого свирепого аспекта Шивы – Бхайравы.

Практически одновременно с этим (по некоторым свидетельствам, раньше, по другим – позже) на территорию Индонезии приходит ислам, который начинает распространяться от прибрежных торговых городов к внутренней части островов Индонезийского архипелага. Однако как в свое время индуизм и буддизм впитали в себя пережитки анимистических верований, например, Шива персонифицировался в образе местного верховного божества Батары Гуру, так и ислам под воздействием шива-буддийского субстрата претерпел значительные изменения.

Исследователь религии Индонезии Клиффорд Гиртц даже выделил три социокультурных типа яванских мусульман. Сантри – наиболее «исламизированные» мусульмане, абанган – в основном сельские жители, в сознании которых ислам тесно переплетался с традиционными анимистическими верованиями и культом предков, и, наконец, прияйи – в основном выходцы из знатных семей, практикующие ислам со значительной долей пережитков культа Шивы-Будды.

Например, первый президент и отец нации Сукарно в своей автобиографии пишет о том, что он и мусульманин, и христианин, и вообще, в конце концов, пантеист. Все это несмотря на полученное им исламское образование. Начинает он свою автобиографию с того немаловажного факта, что родился на рассвете, что, по мнению его матери-балийки, свидетельствовало о его будущей выдающейся судьбе. Кроме того, о значительном влиянии культа Шивы-Будды на индонезийцев говорит тот факт, что популярности Сукарно немало способствовала любвеобильность первого президента (у него было семь жен и бесчисленное количество любовниц), служащая, по мнению индонезийцев, свидетельством наличия у правителя божественной силы шакти – концепция тантрического толка буддизма.

Не стоит думать, что пережитки культа Шивы-Будды изжиты из умов современных индонезийцев. В голову человеку залезть сложно, но можно прочитать современную индонезийскую литературу, в которой даже в книгах на исламские мотивы главные герои обязательно общаются с духами.

То есть индонезийцы совершают теракты не всегда потому, что они ярые мусульмане, а часто из-за особого сочетания в их головах исламских правил и норм с хиндо-буддийским субстратом. В нынешнем оплоте индо-буддизма на острове Бали, практически не испытавшем исламского влияния, культ Шивы-Будды, напротив, породил ту самую религиозную толерантность, которой так гордятся индонезийцы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1353
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1639
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1690
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1323

Другие новости