0
5565
Газета Вера и люди Интернет-версия

20.09.2017 00:01:00

Заново рожденные революцией

Михаэль Дорфман

Об авторе: Автор выражает благодарность пастору Льву Белову за помощь в подготовке материала.

Тэги: протестанты, харизматы, евангельские христиане, великое пробуждение, сша, белые христиане, баптисты


протестанты, харизматы, евангельские христиане, великое пробуждение, сша, белые христиане, баптисты Тысячи, иногда десятки тысяч человек собирались вместе, ставили палаточные городки, испытывали там религиозный экстаз и озарение. Картина 1940-х годов

Пулитцеровский лауреат, исследователь Фрэнсис Фицджеральд занимается евангеликами начиная с 1980 года. Недавно вышла ее новая книга «Евангелики: Борьба за формирование Америки» (Evangelincs: Struggle to Shape America). Презентация книги в Нью-Йорке превратилась в вечер вопросов и ответов, которые сами по себе составляют путеводитель по миру американского неопротестантизма.

«Великое пробуждение»

В 1970-е годы Фрэнсис Фицджеральд, прихожанка прогрессивной епископальной (так в Америке называют англикан) конгрегации, неожиданно попала в церковь Джерри Фалуэлла, как раз в то время, когда этот известный проповедник, основывая организацию «Моральное большинство», начинал свой поход в большую политику. Политически пассивные евангелики тогда впервые вышли на политическую арену и становились важным электоральным фактором американской жизни. Джерри Фалуэлл был фундаменталистом. Слово это в 1970-е годы еще не несло отрицательного оттенка.

Однако далеко не все евангельские христиане, или евангелики, – фундаменталисты. Сегодня евангелики составляют более 20% американского населения, и это огромное движение состоит из множества деноминаций и Церквей, которые невозможно стричь под одну гребенку. В нем существует множество течений и традиций, где и прогрессивный протестант может чувствовать себя как дома.

Что же определяет столь разных евангелических протестантов – меннонитов, пятидесятников, баптистов, плимутских братьев и даже «левых евангеликов»? Определение евангелизма не политическое, а религиозное. Всех их объединяет исключительное уважение к библейскому тексту. Хотя лишь некоторые верят, что Библию надо понимать буквально, но для всех библейский текст – это ключ ко всему и в вере, и в повседневной жизни. Второй основополагающий принцип – это осознание того, что жертва Христа на кресте – это главный элемент веры, в котором видят возможность личного искупления. Еще один важный принцип, от которого евангелики получили свое название, – это активная евангелизация, стремление обратить всех в свою веру. И самое важное, что отличает евангельских христиан, – провозглашение необходимости сознательно «родиться заново».

«Родиться заново» в их понимании – это вовсе не то же самое, что просто принять крещение. Евангелики понимают под этим мистический опыт, который в теории должен определить жизнь человека «до» и «после» нового рождения. «Заново рождаются» уже в зрелом возрасте, в результате сознательного решения, и верующий, как правило, отсчитывает свою жизнь от этого момента.

В каждом поколении прибывших в Америку пуритан происходили вспышки возрождения религиозной веры. Историки отмечают два периода так называемых великих пробуждений (great awakening), повлиявших на всех американских протестантов. Первое великое пробуждение в Америке произошло в 1730–1740-х годах, когда началось движение на Запад и людьми овладел дух предпринимательства. Пуританские общины распадались, и коллективизм, отличавший первых пуритан, больше не удовлетворял религиозных запросов и не поддерживал сложившейся религиозной иерархии. Джонатан Эдвардс и другие проповедники выработали тогда доктрину персональных отношений между человеком и Богом, определявших человеческую мораль. Такая доктрина шла вразрез со старыми европейскими христианскими традициями, считавшими необходимым посредничество духовенства.

Второе великое пробуждение пришлось примерно на 1810-е годы, на время после Американской революции, когда религиозность в Америке сильно упала и очень малое количество людей регулярно посещало церковь, особенно на пограничных территориях. Тогда проповедники достигли американского Запада. Тысячи, иногда десятки тысяч человек собирались вместе, ставили палаточные городки, испытывали там религиозный экстаз и озарение. Евангелизм научился обращаться к чувствам людей, а не только к интеллекту.

Джерри Фалуэлл положил начало политизации евангеликов.	Фото из архива университета Либерти
Джерри Фалуэлл положил начало политизации евангеликов. Фото из архива университета Либерти

Во многом все американские съезды верующих нашего времени следуют традициям тех палаточных лагерей, однако сейчас они поддерживают церковный истеблишмент. В прошлом эти revivals были народными и означали как раз восстание против церковной иерархии и сложившегося порядка вещей, психологически освобождали людей.

Единство в многообразии

Фицджеральд решила не включать в свой труд «небелые» евангелические деноминации. Их традиции очень отличаются от традиций «белых» общин, большинство афроамериканских Церквей было создано значительно позже, чем «белые», уже после ликвидации рабовладения в 1860-х годах. Афроамериканцы иначе прочитывают Библию, например, история Исхода имеет куда большее значение в их теологии, чем у «белых» евангеликов. Да и политически чернокожие американцы действуют и голосуют совсем иначе, чем белые, что не способствует большой любви между этими двумя ветвями евангельского христианства.

Существует также большая разница между Севером и Югом. Ныне источник различий видят в расхождении позиций по отношению к рабовладению. Действительно, баптизм в Америке раскололся по отношению к этому вопросу еще в 1840-х годах, задолго до американской Гражданской войны. Однако на Юге сформировался оригинальный евангелизм не только среди баптистов, но и среди методистов и других деноминаций. Они по-своему прочитывают Библию. После Гражданской войны баптизм на Юге стал еще более консервативным, сельским и изолированным, в отличие от Севера, где существовала сильная интеллектуальная традиция.

Многие прогрессивные идеи в Америке родились в лоне евангелистских Церквей: освобождение рабов, всеобщее школьное образование, включая женщин и афроамериканцев, реформа тюрем, миссии среди индейцев и забота об иммигрантах. Однако все эти реформы на Юге остановились из-за проблемы рабства.

Вместе с тем вопросы расовой сегрегации глубоко живут в сознании евангеликов на Юге. После Гражданской войны эти тенденции еще усилились. Южане болезненно переживали унижение от поражения в войне. Последовавшая за Гражданской войной эпоха Реконструкции отдала южан на милость «грабительских баронов». Единственная сфера, где южане могли не чувствовать себя побежденными, была их религия. Они свысока смотрели на меркантильных северян и ощущали себя обладателями истины. Единственный путь победить они видели в том, чтобы обратить в свою веру всю Америку.

Евангелизм всегда отличался творческим и новаторским подходом к проповеди своего учения. Проповедник Дуайт Муди (1837–1899) был замечательным оратором, умевшим включать в свою проповедь все, что пользовалось успехом у публики, умел увлечь местных пасторов. Он также внес в спонтанную традицию массовых «пробуждений» элементы тщательного планирования и организации. Хотя Муди известен не этим, но Фицджеральд полагает, что он первым оценил коммерческие аспекты американской религиозности и заложил основы «теологии процветания».

В СМИ господствует точка зрения, что евангельские христиане в Америке становятся все более консервативными, в то время как большинство других религий (может быть, за исключением Католической церкви) – все более либеральными. Фицджеральд не видит оснований для таких выводов.

Еще в XIX веке наметилось все большее разделение между либеральными и консервативными евангеликами, последних тогда называли фундаменталистами. Фундаментализм в то время значил решимость выйти на борьбу ради установления «божественного порядка». Либеральных евангеликов рассматривали как пораженцев, теряющих суть своей религии.

Дискуссии были связаны с дарвиновской теорией эволюции и пришедшей из Германии научной библейской критикой, бросившими густую тень сомнения на буквальное прочтение Библии. Противоречия достигли кульминации во время «обезьяньего процесса», когда штат Теннесси привлек в 1925 году к суду учителя Джона Скобса за нарушения запрета преподавать теорию эволюции. Однако противоречия между либеральными и консервативными евангеликами зрели давно и касались фундаментальных вопросов доктрины их Церквей. Обе стороны страстно защищали свои позиции, и по крайней мере в двух деноминациях – баптистов и пресвитерианцев – это вылилось в ожесточенные схватки во время церковных съездов. После победы Скобса и его адвоката Кларенса Дарроу на «обезьяньем процессе» газеты поспешили объявить о конце евангелистского фундаментализма, однако до сих пор в американском обществе есть силы, противящиеся преподаванию теории эволюции и требующие учить детей креационизму.

Америка является наиболее религиозной страной западного мира благодаря строгому разделению между религией и государством. Вместо одной государственной религии, получающей финансирование из казны, здесь религии должны быть изобретательными и конкурентоспособными «ловцами человеков». Это верно и по отношению к евангелизму.

Евангельские христиане не имеют иерархии или церковной организации, поэтому большую роль играют личности. Филлис Шлэфли, Пэт Робертсон, Джерри Фалуэлл и другие во многом определили путь, по которому пошли евангельские христиане. Огромную роль в истории евангельских христиан сыграл проповедник Билли Грэм. Он вырос в лоне фундаменталистской Церкви, но когда решил евангелизировать Америку, то не мог сделать это с помощью фундаменталистов, сильно ограниченных в своей доктрине. Билли Грэм сумел собрать вместе много различных консервативных протестантских деноминаций, которые никогда до того не сотрудничали друг с другом. Грэму удалось создать современный образ евангельского христианства, такого, каким его знают во всем мире, – консервативного, но не фундаменталистского. Он одним из первых религиозных проповедников оценил силу телевидения, и это изменило всю стратегию религиозной проповеди в Америке.

Оплот консерватизма

Книга Фрэнсис Фицджеральд называется «Борьба за формирование Америки». Однако зачем евангеликам заботиться о ее формировании, если на все – промысел Божий?

В Америке господствует мнение, что до «Морального большинства» Фалуэлла евангелики самоизолировались и не влияли на политику. Однако это касается лишь части евангеликов, в основном пятидесятников. «Реформированный протестантизм» кальвинистской традиции всегда охотно и активно участвовал в политике и общественной жизни, брал на себя ответственность за мирские дела, не только духовные. «Ассамблея Бога» и пятидесятники дольше всего противились политизации, но и они в конце концов заняли консервативные позиции по многим вопросам общественной жизни.

Евангелики неоднозначно приняли радикальные изменения американской жизни 1960-х годов: движение за гражданские права чернокожих, запрет на совершение молитв в общественных школах, избрание президента-католика Джона Кеннеди. Евангелики образца 1960–1970-х выглядят необыкновенно умеренными по сравнению с нынешним поколением и в вопросе абортов, и в вопросе молитв в школах. В 1960-е они просто не ожидали от власти ничего хорошего, не уважали официальные формы религиозности и не испытывали особой печали по поводу отмены молитв в учебных заведениях.

Аборты тоже особо не занимали евангельских христиан. Борьбу за запрет абортов возглавляла тогда Католическая церковь, к которой они не питали никаких симпатий. Сегодня борьба за запрет абортов – это общий политический знаменатель, объединяющий всех евангеликов в Америке. Многие другие вопросы, бывшие в прошлом объектом политической борьбы, сошли с повестки дня, включая права геев и однополые браки. Запретить аборты в Америке может только Верховный суд, но республиканские законодатели в своих штатах делают все возможное, чтобы затруднить женщинам доступ к абортам. Например, из-за постоянных законодательных ограничений закрывается последняя клиника, делавшая аборты в штате Кентукки. Вопрос абортов расколол Америку, способствовал превращению таких либеральных штатов, как Канзас, в консервативные. Джерри Фалуэлл и его «Моральное большинство» утверждали, что евангелики всегда активно боролись против терпимого отношения к прерыванию беременности и вышли на борьбу сразу после решения Верховного суда, легализовавшего аборты в 1973 году. Однако исторические документы свидетельствуют, что евангелики начали борьбу за запрет и ограничение абортов только в 1980-х, и до самого конца десятилетия большинство евангеликов были равнодушны к существованию специализированных клиник. Лишь массивные пропагандистские кампании «Христианской правой» и «Морального большинства» сумели сплотить их на борьбу.

Религиозный консерватизм не мешал в то время политической гибкости. Тогдашние евангелики охотно вступали в коалиции, которые сейчас немыслимо себе представить. Они пошли на сотрудничество с феминистками по вопросу о сухом законе, а с профсоюзами – по вопросу всеобщего выходного дня в воскресенье. Евангелики поддерживали забастовки почтовых служащих против разноски почты по воскресеньям. Хотя и профсоюзы, и еще в большей степени феминистки тогда были левыми в общественных вопросах, но занимали расистские позиции. Активисты движения за избирательные права женщин резко возражали против избирательных прав афроамериканцев, да и коалиция за сухой закон и запрет наркотиков включала в себя ку-клукс-клан. Клансмены, как и феминистки, заявляли, что пьянство, марихуана и кокаин «делают негров насильниками». Общим был и антикатолический пыл: католиков – ирландцев, поляков и итальянцев – изображали как запойных пьяниц, чей пример заразителен для набожных протестантов-англосаксов.

Далеко не все евангелики – это политически консервативная «Христианская правая». Наоборот, движение «Христианская правая» было создано из невозможных еще в недавнем прошлом союзников – консервативных евангеликов и католиков. Избрание президента-католика Кеннеди в 1960 году запустило процесс политизации евангеликов. Избрание в 1977 году в президенты первого консервативного евангелика Джимми Картера на время сплотило всех евангельских христиан. Картер оказался на левом фронте американской политики, и позже казалось невероятным, что его кандидатуру сначала поддерживали такие правые евангелистские деятели, как Пэт Робертсон. Через четыре года все они изменили свое мнение и атаковали Картера как «предателя».

Консервативные политики не раз пользовались кодовыми выражениями, по-своему понимаемыми евангеликами. Рональд Рейган говорил об «империи зла», Джордж Буш заявлял, что терроризм – это зло. Для евангеликов эти высказывания означали моральную ясность. Они поверили, что такая же моральная ясность наступит и в отношении абортов, однополых браков, эвтаназии и в других внутриполитических вопросах. Однако ни Рейган, ни Буш не оправдали ожиданий и не выполнили обещаний. «Моральное большинство» и «Христианская правая» не добились никаких законодательных или административных мер, поддерживавших их повестку.

Евангелики раз за разом показывают, что в политике они не стадо, послушное своим пастырям. В начале праймериз на последних президентских выборах около 50 ведущих евангелических проповедников решили поддержать Теда Круза, и они верили, что поведут за собой паству. Однако большинство белых евангеликов на праймериз проголосовали за Дональда Трампа. На всеобщих выборах уже и руководству пришлось последовать за своей паствой. Опросы, проведенные после выборов, показывают, что многие евангелики, которые не голосовали за Трампа по религиозным и моральным соображениям, сейчас его поддерживают.

Последний вопрос, который интересует как раз либеральных политологов: победит ли евангельских христиан демография? Удельный вес в населении США «белых» евангеликов постоянно сокращается. Это связано с закономерностью: чем выше достаток, тем меньше детей. В начале XX века подавляющее большинство евангеликов были бедняками, а теперь многие вошли в средний класс. Если посчитать число белых евангеликов без латиноамериканцев, которых все больше в евангелических Церквах, то их будет еще меньше. Однако Америка – страна смешения рас, и, за исключением афроамериканцев, дети смешанных пар идентифицируют себя как белые, и пока не видно признаков того, что тенденция изменится.  

Нью-Йорк


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
965
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
930
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
745
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
496

Другие новости