Согласно опросам, с женщиной-священнослужителем комфортно подавляющему большинству христиан на Западе. Фото с сайта www.churchofengland.org
Роль женщин в деятельности религиозных организаций Запада растет с каждым годом, хотя в ряде случаев они возглавляют церкви, а в других даже не разрешено посвящение их в сан. Но насколько в действительности распространено женское пасторство?
Ответ на этот вопрос попыталась дать Эйлин Кэмпбелл-Рид, профессор практического богословия Центральной баптистской духовной семинарии в Нэшвилле, штат Теннесси. В октябре с.г. она опубликовала доклад под названием «Положение женщин-священнослужителей в США. Обновление статистики». При содействии трех ассистентов-выпускников она связалась с религиозными организациями, изучила данные о женском служении в Интернете и получила сведения от теологических учебных заведений США и Канады. По ее словам, доклад призван заполнить пробел в данных о женском духовенстве, который отмечается уже около 20 лет, с тех пор как были опубликованы последние масштабные исследования, посвященные этому вопросу.
Кэмпбелл-Рид собирала сведения от крупных христианских деноминаций в США. В результате она выяснила, что если в 1960-х годах женщин среди американских пасторов была незначительная доля (2,3%), то сегодня они составляют 20,7% от всего духовенства США. Для более детального сравнения она использовала данные 1994 года и пришла к выводу, что во многих крупных деноминациях США число женщин-пасторов с этого времени удвоилось, а в некоторых даже утроилось. Сегодня в США женщины составляют наибольшую долю в духовенстве в церкви унитариев-универсалистов – 57% (по сравнению с 1994 годом – 30%), и только у унитариев-универсалистов женщин в духовенстве больше, чем мужчин. Женщины сравнялись по численности с мужчинами еще в одной организации – Объединенной церкви Христа, там они составляют 50% (по сравнению с 25% в 1994 году).
В остальных религиозных организациях они составляют меньшинство. Так, в Церкви Христа («Ученики Христа») доля женщин в духовенстве равна 40%, что на 22% больше, чем в 1994 году. Значительный рост наблюдается в Епископальной церкви США и Евангелическо-лютеранской церкви в Америке. Доля женского священства здесь возросла с 12 и 11% до 37%, составив, таким образом, чуть более трети в обеих церквах. В Объединенной методистской церкви доля женщин среди священнослужителей возросла с 15 до 29%. Около четверти духовенства женщины составляют в таких деноминациях, как Церковь «Братство» (26% по сравнению с 12% в 1994 году), Церковь Бога (или «Семья», 25% по сравнению с 10%), Ассамблея Бога (23% по сравнению с 8%). 20% священнослужителей Свободной методистской церкви также женщины, что на 19% больше показателя 1994 года. Довольно мало служительниц в баптистских церквах США: всего 13%. В отличие от остальных деноминаций баптисты показывают совсем незначительный рост числа женщин в духовенстве: всего 1% с 1994 года. Также незначительное число женщин-пасторов можно встретить у методистов, последователей Джона Уэсли (7%).
При этом в большинстве основных деноминаций есть разница между количеством белых и темнокожих женщин в духовенстве. Последние, по словам автора, остаются в явном меньшинстве. Те из них, кто добрался в своих религиозных группах до высших эшелонов власти, сделали это после очень долгих лет службы.
В докладе автор отмечает, что в настоящее время женщины служат пасторами почти в каждой христианской организации, за исключением двух крупнейших: Римско-католической церкви и Южной баптистской конвенции. Однако Кэмпбелл-Рид добавляет, что некоторые женщины-пасторы перешли именно из этих традиций в другие, чтобы проявить себя в служении. Например, женщины, бывшие членами Южной баптистской конвенции, присоединяются к пастырским штатам отколовшихся групп. Так, в прогрессивном Альянсе баптистов женщины составляют 40% пасторов этой конгрегации. Она обратила внимание и на тот факт, что начиная с 2015 года в католических церквах США церковнослужители-миряне превысили число священников, а 80% этих служащих – женщины.
Кэмпбелл-Рид также анализирует участие женщин и их лидерство в американских семинариях. В 1972–1973 годах, когда Ассоциация теологических школ впервые начала сообщать данные по гендеру, женщины составляли всего 3% преподавателей кафедр. К 1998 году численность преподавательниц на кафедрах семинарий ассоциации возросла до 20% педагогического состава. Но к 2017 году нового значительного увеличения их доли не произошло: женщины составляют всего чуть менее 25% преподавателей и деканов. В прошлом году среди президентов семинарий доля женщин составляла 11%.
Рассматривая состав учащихся в семинариях, Кэмпбелл-Рид отмечает, что в 1973 году среди зачисленных в учреждения ассоциации доля девушек составляла 5%, а уже к 1998 году 33% студентов были женского пола. Однако в последние 20 лет, по словам автора, наблюдается стагнация в этом плане.
В семинариях, принадлежащих протестантскому мейнстриму, половина зачисленных в 2017 году – женщины. Студентки, которые учатся в 10 крупнейших евангелических семинариях, составляют около 25% от общего числа учащихся. В 10 крупнейших католических учебных заведениях женщины занимают 29–36% мест в разных учебных программах за последние два десятилетия. Но студенток, обучающихся по программам магистратуры в этих заведениях, стало меньше на 7% по сравнению с 17% в 1998 году. Также автор обнаружила количественный разрыв соотношения белых и темнокожих женщин в семинариях. Начиная с 2008 года темнокожие женщины чаще поступают в религиозные учебные заведения.
Каково в целом отношение в США к женщинам-пасторам? Некоторый ответ на этот вопрос могут дать данные, приведенные в прошлогоднем исследовании центра Barna Group под названием «Государство пасторов». Респондентам был задан вопрос о том, комфортно ли им в церкви с женщиной в качестве священника или пастора. Из всех участников положительно ответили 79%. Большинство женщин (84%) заявили, что их устраивает священнослужитель-женщина, так же думают 75% мужчин. Среди протестантов 71% прихожан спокойно воспринимают женщин на церковной кафедре, такое же восприятие имеют и 62% «практикующих христиан». Более всех консервативны евангелики, среди них положительно к женщинам-пасторам относится меньшинство – 39%. Но исследователей поразило то, что более лояльно, чем протестанты, к женщинам-священнослужителям относятся католики, так, 80% из них заявили, что им было бы комфортно рядом с женщиной-священником.
Необходимо отметить, что Кэмпбелл-Рид и ее помощники зависели от данных, предоставляемых крупными религиозными организациями, поэтому неудивительно, что в докладе не затрагивается процентное содержание женского духовенства в пределах многих независимых или внеконфессиональных церквей страны. Таким образом, 20% женщин в духовенстве США – достаточно условные данные, относящиеся к крупным церквам. В исследовании «Государство пасторов» центра Barna сообщается, что женщин-пасторов примерно 9%, но там также указывается, что за последние 25 лет численность женщин в духовенстве утроилась, что подтверждает слова Кэмпбелл-Рид о двукратном (местами – трехкратном) росте числа священнослужительниц в США.
комментарии(0)