Пресвитер закавказских молокан Сергей
Казаков предпочитает традиционную русскую одежду. |
– Сергей Васильевич, как вы стали священнослужителем в своей общине?
– Если использовать сравнение с армией, я начал свое служение рядовым солдатом. Господь дал мне талант исполнения духовных песен. Мой отец, ныне покойный, был певцом, и он меня учил. Весь наш род занимался песнопением. У нас был пресвитером Прокофьев Василий Терентьевич, старец, Господь его забрал. Прошел совет братьев и сестер. Он выпал на время пандемии. Большие собрания запрещались. Мы обратились к представителю власти, чтобы он разрешил такое собрание. Участвовало около 50 человек. Они доверили мне духовное руководство ивановской молоканской общиной.
– Какие преимущества имеет пресвитер перед обычным верующим?
– На пресвитере лежит большая ответственность за всю общину. Пресвитер должен быть, как Христос. На тайной вечере Господь, препоясавшись полотенцем, омывал ноги своим ученикам, дав тем самым понять, что все люди для Него равны. Пресвитер должен знать псалмы, молитвы, уметь петь. Поучаем, причем не только словом Священного Писания, еще даем советы и назидания, чтобы каждый пришел к Богу. Без Бога нет спасения. Наш призыв – к тому, чтобы люди, которые еще не уверовали, познали бы истину Спасителя, покаялись бы перед ним в своих грехах. Нет ни одного человека без греха.
– Спасение возможно, разумеется, только в рамках общины молокан?
– Господь создал Церковь на Земле. А что такое Церковь? Это не то, что считают, скажем, в православии: церковь как строение, позолоченные купола. Церковь – это мы, камни живые. Одни к одному сложены – и построяется Церковь из людей. Поэтому человек должен стать членом общины, то есть камешком в Церкви Христовой. Когда случится Второе пришествие, Христос в первую очередь придет за своей невестой, за Церковью. А как человек, будучи вне общины, может быть в Церкви Христа?
– Учение, которое вы излагаете, где-то записано?
– Это все из Священного Писания.
– Но толкования передаются устно?
– Обязательно. Передаются мышление, понятия. Одно прочитанное пять человек поймут по-разному.
– Рамки какие-то нужны?
– Да. Каждое вероисповедание видит в слове Божьем то, что видит. И преподает своим прихожанам. Но книг с изложением вероучения у нас нет.
– А какое издание Библии вы используете? Синодальный перевод?
– Да, хотя на этой Библии изображен православный крест, но мы кресту не верим. Мы верим в Бога живаго, в Святую Троицу. У нас нет водного крещения. Мы это объясняем тем, что Иоанн Предтеча призывал народ Израиля к покаянию и крестил в реке Иордан. К нему пришел Христос, единственный без греха, потому что был зачат не от мужа, не от семени. Иоанн сказал: мне надобно у Тебя креститься, ты Агнец, чистый, непорочный, Тебе нет надобности в крещении. Но Христос ему ответил словами: так должен исполниться Закон. На тот момент у израильского народа было несколько законов, например о принятии только чистой пищи. Тех, кто кушает свинину, я не осуждаю, но разъясняю. Многие говорят, что закон о чистой пище был только для израильского народа, хотя Священное Писание говорит нам об этом задолго до того, как израильский народ стал израильским. Это было еще обращение к Ною перед потопом. Господь уже тогда разделил животных на чистых и нечистых. Еще был нравственный закон о том, что люди должны жениться по одному разу, не расходиться. Возвращаясь к тому, с чего мы начали, отмечу, что был закон о крещении в воде. Господь некоторые из этих законов исполнил. До этого приносили в жертву агнцев, горлиц, голубей за свои грехи. То есть нет прощения без кровопролития. И на сегодняшний день это есть. Христос пролил свою кровь за всех людей. После этого свершился закон, что уже нам, людям, не нужно приносить жертвы. Тем самым Христос завершил исполнение закона водного крещения. Иоанн сказал: идет за мной сильнейший меня, который будет крестить Духом Святым. Поэтому мы должны креститься Духом Святым. Поэтому мы называемся «духовные христиане-молокане». Мы крестимся во смерть Иисуса Христа, погружаемся в Его учение. Христос обволакивает нас своим учением. Поэтому мы не признаем водного крещения и креста. В молельном доме у нас нет изображений Христа, нет никаких икон.
– Кто такие старцы, в чем их предназначение?
Молитвенный дом духовных христиан
села Ивановки. Фото автора |
– Возглавляете богослужение за алтарем, видимо, вы, пресвитер, рядом лидеры общины, а по сторонам, на лавочках…
– Остальные члены общины. Богослужение начинается с благословения при входе. Затем читают Священное Писание, пропевают псалмы. Содержание чтимого и пропетого соответствует дню, в который совершается богослужение, праздничное или обычное. Затем беседуем о прочитанном и услышанном. Вот есть проблема, что люди хотят быть с Христом в радости, в Воскрешении, а в муках Он одинок. Поэтому мы призываем брать в дни Страстной недели отгул, чтобы пострадать с Господом.
– В каком смысле пострадать?
– В отличие от православных во время поста, который они называют Великим, мы вообще не принимаем пищу и питье до темноты. Тут мы совпадаем с тем, как держат свой пост Рамадан наши братья-мусульмане. В православии они что-то кушают, исключая животные продукты. Всю Страстную седмицу мы держим такой пост.
– Это влияние исламского окружения или исконно молоканский обычай?
– Нет, это наше, это было, когда наши предки еще находились в российских губерниях, до изгнания на Кавказ.
– Руководство колхоза идет навстречу, когда верующим надо посетить молельный дом? У вас же большинство в колхозе?
– На протяжении нескольких лет первый день Пасхи, понедельник, считается в колхозе нерабочим днем.
Пресвитер Сергей Казаков исполняет духовное песнопение молокан. Видео Андрея Мельникова |
– В советское время численность общины увеличивалась. Потом наступил период неразберихи, началась первая карабахская война, очень многие покинули наше село. На сегодняшний день пошло, так сказать, уже с плюсом. Появляются новые члены общины, новые братья и сестры. Сейчас сложность в том, что из-за пандемии коронавируса закрыт дом молитвы, но местные власти идут нам навстречу, дают возможность собираться в небольшом количестве в нескольких местах. Я посещаю поочередно каждое собрание наших братьев и сестер.
– Есть ли специальные церковные школы?
– Специальных школ нет, но есть люди, которые занимаются с детьми. Разучивают псалмы, заучивают молитвы, разъясняют Священное Писание. У нас этим занимается специальный детский пресвитер.
– Есть ли специальный молитвослов?
– В основном при богослужении звучат псалмы Давида. Есть «избранные» молитвы, когда строки берутся из разных мест Священного Писания и составляются особые гимны. Их наши предки пронесли с собой. Как Господь позволил слагать молитвы царю Давиду, так же и нашим предкам в какой-то момент Он дал возможность придумать особые молитвы. Они передавались из уст в уста. В наше время, слава Богу, техника развита, мы их распечатываем на ксероксе и желающим раздаем.
– Вы можете привести пример такой «избранной» молитвы?
– «И ныне Господи, Отец наш есмь ты, мы же дело рук Твоих, не помяни нас во время беззакония, и ноне призри, яко люди Твои все мы славим Тебя, Господи, благодарим Отца небесного за все твои благодеяния и милости. И воздадим Тебе честь, Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь!» Это вот такая краткая. Есть и побольше.
– Значение имеют не только слова, но и напевы?
– Да, наши напевы очень сложны. С того времени, как они пропевались первыми нашими предками, которые ступили сюда, на эту землю, они стали более доступными для восприятия. В старину псалмы были очень непонятны для слушающих. Это объясняется тем, что, когда они жили в российских губерниях, церковнослужители государственной церкви не должны были понимать, о чем поется, чтобы не было притеснений. Хотя и сейчас человек, который никогда не слышал молоканского пения, с трудом разбирает, что мы поем.
комментарии(0)