0
18521
Газета Вера и люди Интернет-версия

15.03.2022 17:00:00

Свободомыслие понесло утрату

Екатерина Коростиченко

Об авторе: Екатерина Игоревна Коростиченко – научный сотрудник сектора современной западной философии Института философии РАН.

Тэги: религия, религиоведение, мгу, философский факультет, вера, свободомыслие, атеизм, история, общество, теология, материализм, тажуризина


религия, религиоведение, мгу, философский факультет, вера, свободомыслие, атеизм, история, общество, теология, материализм, тажуризина

10 марта 2022 года ушла из жизни Зульфия Абдулхаковна Тажуризина – специалист в области философии религии, истории и теории свободомыслия. Она родилась в 1932 году в Казани, в семье служащих. Окончила философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова (1955 год), позже там же получила степень кандидата наук (1966 год). С 1965 по 2014 год работала на кафедре философии религии и религиоведения; доктор философских наук, профессор. Автор более 60 научных работ, подготовила 15 кандидатов наук.

Кандидатская диссертация Зульфии Абдулхаковны посвящена учению Николая Кузанского о бытии и познании. Докторская – «Свободомыслие в отношении религии как явление духовной культуры» – защищена в 1992 году. В последние годы на кафедре философии религии и религиоведения МГУ Тажуризина читала курс лекций по истории и теории свободомыслия.

Понятие свободомыслия в отношении религии Тажуризина определяла как «признание и осуществление права разума на критическое рассмотрение религии и свободное исследование действительности». Это определение стало классическим и, по сути, единственным в своем роде. Тажуризина, в отличие от многих исследователей, рассматривала свободомыслие не только в его частных проявлениях, но и как органичный и необходимый элемент духовной культуры человечества. Она ввела уникальную в своем роде классификацию свободомыслия, дифференцируемую по содержанию и степени последовательности форм: богоборчество, религиозный нигилизм, агностицизм, индифферентизм, антиклерикализм, скептицизм, гуманизм, атеизм и др. Этим не исчерпывается весь спектр проявлений свободомыслия в отношении религии. Зульфия Абдулхаковна совершенно справедливо отмечала, что свободомыслие может быть явным и скрытым, стихийным и осмысленным, убежденным и сомневающимся.

Самой непоследовательной и неустойчивой формой критики религии она считала богоборчество – неприязнь к сверхъестественным силам, которые при этом человек признает как существующие. Богоборец в своих душевных метаниях может вернуться к религии или же развиться до скептика или даже атеиста. Библейский Иов, греческий Прометей – яркие примеры: и тот и другой ставили под вопрос божественную справедливость, благость и гуманность. Но если Иов в конечном итоге утвердился в своей вере, то Прометей до сих пор ассоциируется в культуре с личностью, превозмогающей тиранию божеств. На противоположном полюсе неверия Тажуризина расположила атеизм – самый критичный в своих оценках религии тип. Но и атеизм не однороден, многообразен в своих проявлениях. Она выделяла стихийный, теоретический (как правило, это материализм, опирающийся на естествознание), догматический и вульгарный. Последние два в разной степени сочетают элементы стихийного и теоретического. Атеистические черты также можно обнаружить и в скептицизме, религиозном индифферентизме, гуманизме.

Для многих людей, называющих себя атеистами, было бы откровением узнать, что они, по строгому взгляду исследователя, не являются таковыми, ибо большинство не выходят за пределы порицания церкви и духовенства, поверхностной критики религии.

Тажуризина считала, что пренебрежение историей свободомыслия существенно обедняет тех, кто критикует религию. Кроме того, она была убеждена в том, что историю свободомыслия нужно изучать и религиоведам, которые редко могут похвастаться глубокими знаниями в этом предмете. Какая из религиоведческих дисциплин, кроме свободомыслия, может познакомить с критикой религии Макиавелли и Бейля, Бабефа и декабристов? Например, все историки философии знают о политической философии Макиавелли, но мало кто знаком с его размышлениями о причинах трансформации религиозного сознания в нерелигиозное. Тажуризина очень настороженно относилась к тенденции по исключению истории свободомыслия из учебников и учебных планов. Она полагала, что такая практика приведет в конечном итоге к утрате объективного, научного подхода к религии. Однако отказ рассматривать историю и теорию свободомыслия как часть религиоведения – это реалии сегодняшней науки о религии. Но религиоведение как дисциплина вышло из критики теологии. В целом свободомыслие в отношении религии послужило методологическим основанием религиоведения.

Тажуризина была последовательна и открыта в своих взглядах, даже когда они входили в противоречие с мнениями популярными или распространенными. Как настоящий ученый, она мало интересовалась академическими интригами и подковерной борьбой (например, ее не взяли в Институт научного атеизма) – иначе, вероятно, ее формальный статус был бы еще значительнее. Однако ее педагогический талант, увлеченность научной работой, тщательность и честность исследователя послужили основой для воспитания учеников, которые продолжают ее дело. Пожалуй, такое бессмертие Зульфия Абдулхаковна, будучи непреклонным и сознательным атеистом, могла бы признать. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1262
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
514
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
481
От Амальрика до Якира

От Амальрика до Якира

Мартын Андреев

Грани и оттенки инакомыслия

0
1073

Другие новости