Фрагмент проекта "Я горжусь!". Художник зафиксировал эстетику момента.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Золотые ризы увешаны советскими наградами. Но они вышиты комичным бисером и гипертрофированы, как больная печень. Это работа актуального художника Цветкова из проекта «Я горжусь!». Претендует на премию Кандинского.
Около риз остановись. И оглянись.
Художник зафиксировал эстетику момента. Искристую набожность, спецназовскую духовность.
Церковь уже стала частью неорусского истеблишмента, с пудовыми свечами в прямом эфире и мнениями иерархов по любому поводу. Серафима Саровского «назначают» покровителем российских ядерщиков, митрополит Кирилл с самым благостным лицом освящает православный храм на коммунистической Кубе, а Алексий Второй в личной эпистоле просит президента освободить РПЦ от налогов на имущество и выделить беспроцентную ссуду, чтобы преодолеть тяготы смутного кризисного времени. (Впрочем, наличие такого письма пресс-служба Патриархии отрицает.)
Но это все деятельность хозяйственная или политическая. А что дух?
А дух рыщет, где хочет.
В недавнем номере русского Vogue сделали замечательную фотосессию модели Наташи Поли. Она, если кто не знает, на самом деле Наташа Полевщикова из Перми, папа – милиционер.
Среди фотографий мое внимание особо привлекла одна, на целый разворот. Стоит Наташа в церкви, со свечой в руках. Лицо в чарующем полумраке, но сосредоточенность очевидна. Не до Гуччи девушке – помолиться пришла. А что фотограф увязался, так и бог с ним!
Но мой русский взгляд скользит ниже – нет, не по ногам девушки, они в кадр не попали. Взгляд изучает подпись к фото. А там не строки из православного философа Ивана Ильина, нет – там информация о предметах одежды, в которых девушка решила помолиться. Какой фирмы плащ, какой марки платье и платочек.
– Скажите, ведет ли эта дорога к храму?
– Девочка, это не дорога, это подиум.
Жаль, ни один батюшка кадр своим участием не осенил. Уж стилист бы и его принарядил достойно. Кстати, пару лет назад одна европейская ювелирная фирма специально к нашему Рождеству выпустила изделие – большой православный крест, усыпанный бриллиантами. Маркетинг кроется в деталях.
Однако тренд очевиден: и глянец теперь осознал, где истинные ценности. А то совсем было с пути сбились.
Но остается невспаханным Куликово поле отечественного кинематографа. Непонятно, о чем думает тот же Никита Сергеевич и другие лица, отвечающие у нас за всю Россию, со всеми потрохами и патриархами.
Кинотеатры заполняются, но зрительный нерв натянут не в том регистре.
Нужен совершенно новый герой. Не брат, не царь, не адмирал. Нужен идеальный герой, благовонный сосуд, в котором сольются сила духовная и физическая.
Кто может стать таким? Только священнослужитель. Лучше всего монах. Бесстрашный, как Данила Багров, пассионарный, как маг Антон Городецкий, мудрый, как товарищ Сталин.
Что-то такое уже стал разрабатывать, разминать чуткий режиссер Лунгин, но на его острове слишком штормит интеллигентской рефлексией. А нам нужен крепкий, добротный поп-боевик. Но с семенами разума и добра в деснице.
Словом, скрестить Тарковского с Тарантино. Тарковтино. Тарантиковский.
Кстати, и актуальные исторические параллели, если кому надо, под рукой.
Скажем, в 976 году нашей эры мятежник Варда Склир захватил столицу Византии и жизнь самой императрицы была под угрозой. Правительница Зоя призвала на помощь грузинского князя Торникия, доблестного воина. Но Торникий уже монашествовал в Афоне и отказался. Однако мудрый наставник повелел ему все же бороться с врагом. Тот собрал войско из соотечественников и разбил Склира. Так грузины спасли Византию, столь любимую нашим отцом Тихоном.
Но что нам грузины? У нас был свой Пересвет.
Пусть нового киногероя для ясности восприятия так и зовут. Уже вижу первый кадр: ведет службу в провинциальном храме добрый Пересвет. И тут являются злодеи, брюнеты, конечно, с нехорошим акцентом. Ругаются громко по мобильному («какие деньги-шменьги, а?») и хамят православным. Терпит-терпит Пересвет, а потом разворачивает могучие плечи и крушит супостатов всем, что под руку попадется. Для поражения чернявых бесов и кадило послужит разящим оружием.