На Винзаводе в Цехе Красного открылась выставка с незатейливым и понятным названием «Берлинская стена». Вернисаж проходил, что также понятно, 9 ноября и был приурочен к двадцатилетию падения злополучной стены, что вновь и вновь падала в пыль десятки раз в этот день по всем телеканалам. С содержанием тоже все просто. Москвичам показали уникальную частную коллекцию француза Сильвестра Вержера под названием «Художники в поддержку свободы». Вместо полотен – равные дольки бывшей несвободы, кусочки стены, обломки зла, расписанные каждый в соответствии с представлениями конкретного автора о свободе.
Так вышло четыре формы художественного свидетельства – обличение системы, существующей с обеих сторон Стены. Это объединяет работы Бориса Заборова, Гриши Брускина, Дениса Оппенхейма, Владимира Великовича, Лючиано Кастелли.
Фроманже, Кабаков, Класен обвиняют строителей и охранников. Арман, Чиллида, Кни, Булатов, Лонго и Нуар ликуют по поводу падения и выражают художественно предчувствия будущего обновления.
И, наконец, свобода в абсолюте – полное отрицание первичного значения бетонного холста, искусство ради искусства в опытах Даниэля Бюрена, Сола Левитта, Ричарда Лонга.
Вернисаж был странно немноголюдным. И напрасно, потому что заполнить культурологическую лакуну в плане живописи можно будет вплоть до 13 декабря, а вот живую музыку не вернуть. На открытии играли стипендиаты Фонда Мстислава Ростроповича. В память о том, как когда-то, 20 лет назад, сам маэстро играл сюиты Баха у подножия Стены. Было это в день ликования 11 ноября.
Предварял открытие выставки на Винзаводе диспут «Художники в поддержку свободы». Правда, художников представлял один лишь Борис Заборов. (Родился в 1935 году в Минске, живет и работает в Париже.) Его работа «Лицом к лицу» стала эмблемой московского показа коллекции, которую до этого Сильвестр Вержер уже демонстрировал в парижском Гран-Пале и в Историческом музее Deutsches Historisches Museum в Германии.
Кусок Стены, расписанный Заборовым, – пожалуй, самое лаконичное из представленных произведений, – означает встречу художника со Стеной. Буроватый абрис человеческого профиля встречает по ту сторону Стены самое себя. Разделение ничего не значило – человек остается человеком. Художник – художником. Свободный – свободным.
Художник был немногословен. Он рассказал собравшимся, что когда-то, приехав в Берлин, поселился в отеле, из окна которого была видна Стена. От нее было просто некуда деваться. Отсюда и сюжет его работы.
А вот коллекционер Вержер философствовал. Сославшись на Сенеку, он сказал, что зло только тогда достигает своей цели, когда люди допускают мысль, что все так, как должно быть. Сказал, что сопротивление творчеством он, безусловно, считает важным делом, но разрушение Стены – это по большому счету самоликвидация. Просто сумма человеческих мыслей, эмоций и чувств, точно знающих, что так быть не должно, вытеснила это каменное зло и стерла его с лица земли.
Коллекционером Вержер, по его словам, стал почти случайно. Первые работы он обнаружил в 1990-м, начал участвовать в их экспонировании в разных городах мира, а в 1993 году подал заявление о приобретении всей коллекции в Высокую палату правосудия в Лондоне. В 1996 году Вержер показывал свое приобретение в Лионе. Тогда на вернисаже побывал Михаил Горбачев.
Сейчас коллекция Вержера насчитывает 48 экспонатов и постоянно пополняется. По экономическим соображениям он хранит ее в Берлине, хотя сам живет в Париже. В Берлине же хранятся куски Стены, использующиеся для новых работ, попадающих в коллекцию. К 20-й годовщине падения Стены Вержер заказал четыре новых опуса Яну Керсале, Хуану Гарди Артигасу, Исао и Ситни.