0
1121
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

11.06.2010 00:00:00

Частная истина

Тэги: музей, петербург, искусство


музей, петербург, искусство В экспозиции «Нового музея».
Фото предоставлено Новым музеем

В Петербурге на Васильевском острове открылся первый в городе частный художественный музей. Институция, получившая незатейливое название «Новый музей», посвящена современному искусству. Разговоры о том, что Петербургу необходим отдельный музей современного искусства, ведутся с середины 1990-х – эта тема настолько давняя, что может быть приравнена к вечной. Конечно, есть галереи, есть городские музеи, регулярно выставляющие современных художников. В Русском музее есть респектабельный Отдел новейших течений, обладающий прекрасной коллекцией классиков нового искусства от Энди Уорхола до Джефа Кунса и выставляющий современных художников российских и зарубежных (он, пожалуй, наиболее эффективно играет роль того музея, о котором мечтают его апологеты). Но отдельного музея до сих пор не было, и, пока городские власти раздумывали, частные коллекционеры взяли инициативу в свои руки.

«Новый музей» представляет собрание бизнесмена Аслана Чехоева, который на открытии неоднократно заявлял, что «взрослым» музеям он не конкурент. Действительно, не лукавил. Три этажа здания на 6-й линии (еще один этаж занимает музейный кафе-бар) – это всего лишь выставка частной коллекции. Название «музей» ей дано скорее от обратного: в противовес галереям, которые не только выставляют искусство, но продают его, «Новый музей» ничего продавать не намерен.

В качестве эксперта при составлении экспозиции выступил маститый московский галерист Сергей Попов, и это очень заметно. В кругах современного искусства Попова иногда иронично называют московским геронтофилом – в том смысле, что он фокусируется в первую очередь на «втором авангарде», неофициальном и полуофициальном искусстве позднесоветской поры. Многие из мастеров тех лет уже ушли в мир иной, другие разъехались по всему свету, а их искусство принадлежит скорее истории, чем современности. Это, кстати, неизбежно будут ставить в вину «Новому музею»: в собрании большая часть принадлежит вещам, к современности отношения уже не имеющим. Масла в огонь подольет еще и первая временная выставка, которую планируют открыть через полгода. Это будет ретроспектива нонконформиста 1970-х Евгения Михнова-Войтенко, художника весьма достойного, но принадлежащего давно ушедшей эпохе.

Упор в коллекции сделан не на современность, а на тот пласт истории российского искусства, откуда эта современность впоследствии выросла. Здесь много работ признанных классиков: корифеи соц-арта Виталий Комар и Александр Меламид, экспрессионист Анатолий Зверев, концептуалисты Виктор Пивоваров и Игорь Макаревич, лидеры левого крыла Союза художников СССР Наталья Нестерова и Владимир Немухин, ветераны «бульдозерной выставки» Оскар Рабин и Белла Левикова. Короче, если писать учебник по истории арт-андерграунда 1970–1980-х, за иллюстрациями далеко ходить не придется.

Музей, однако, в своем названии несет слово «современное», и тут все несколько более расплывчато. В коллекции есть произведения всех обязательных нынешних звезд: Олега Кулика, группы «АЕС+Ф», дуэта Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, спорного Алексея Беляева-Гинтовта и даже недавно прославившейся Ани Желудь. Но большинство из них представлены не лучшими своими работами. Такое ощущение, что их собирали по поименному списку, для галочки. Впрочем, современные художники сейчас на пике активности, будут новые работы, которыми сможет пополнится коллекция.

В целом же перекос в сторону историчности, как и в любую другую сторону, – святое право коллекционера: собрание частное и отражает индивидуальный вкус и личные предпочтения своего владельца. Другое дело, что при таком раскладе частных музеев должно быть много. Чтобы перед глазами у зрителя была не одна версия истории отечественного искусства, а разнообразие их – и чтобы в споре между ними рождалась истина. Или несколько истин.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1496
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1704
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1810
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4140

Другие новости