0
1181
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

28.01.2011 00:00:00

Провокация в школе

Элина Квон

Об авторе: Элина Квон - журналист.

Тэги: выставка, школа, современное искусство, москва


В обычной средней школе на юго-западе Москвы открылась выставка современного искусства «Спальный район. Школа № 109. Открытый урок». Задумка простая: инсталляция, размещенная на всех этажах школы, – это своеобразный мастер-класс для учеников школы. А также для всех, кто интересуется современным искусством и не пожалеет два часа времени, чтобы добраться на удаленную от центра улицу Академика Бакулева.

Я, так же как и многие, понятия не имела, где эта улица. И добиралась до школы-галереи как раз два часа. Самый обыкновенный спальный район, на самой обыкновенной конечной остановке. Рядом со школой – небольшой загон для лошадей с одним-единственным скучающим конем. Казалось бы, что может произойти в этом сонном царстве? Именно на такую реакцию рассчитывали кураторы выставки Марина Звягинцева и Юрий Самодуров. «Вам ведь интересно, зачем мы это сделали? – спрашивал директор школы Евгений Ямбург, выступая с небольшой приветственной речью в актовом зале. – Чтобы расширить сознание школьников, ведь разговор в современном мире невозможен без современного искусства. А еще ради провокации».

Этот же вопрос «зачем?» встречается на четвертом этаже школы в качестве одного из экспонатов. Он выполнен самой Мариной Звягинцевой в сотрудничестве с учениками и представляет собой канаты в виде букв, прикрепленных к одной большой сетке. «Вы сами делали свои браслеты?» – спрашиваю у учеников. «Один браслет я сделала сама, другой мне подарила подруга».

Марина Звягинцева излучает обаяние и щедро раздает улыбки, несмотря на то что знает, кто такие дети и что может произойти с творениями ее коллег-художников. «Уважаемые школьники, пожалуйста, перестаньте обдирать объекты! Неужели вы такие нищие, что ни ластика, ни линейки купить не можете?» – гласит табличка рядом с работами группы «Пульсарт». На них действительно множество линеек, карандашей и ластиков, и художники знали, на что идут, вешая это в школе. «Здесь еще была маленькая курочка, но от нее теперь остались только ножки», – говорит мне девочка лет 14 про работу Би Флауэрс «Порядок». С первого взгляда я не понимаю, что эта работа означает. «Не переживайте, вот там внизу табличка, все написано». Про курочку в пояснительной табличке нет ничего, а значит, ее можно оторвать. Логично.

Логично для школьников, конечно. Они воспринимают современное искусство прямолинейно и наивно. Некоторое количество работ, выполненных ими и также выставленных в кабинетах школы, это подтверждает. «Тяга к знаниям» 15-летнего Кармазина Василия в буквальном смысле являют собой силу тяжести, обозначенную на картоне в виде стрелки, устремляющейся к учебникам. «Классные мемуары» пытаются обыграть двойной смысл прилагательного «классный»: на стене висит ряд дневников одного из учеников, с 1-го по 10-й класс. Последний дневник пуст, а первый заполнен родителями. Современно? Да. Провокационно? Ну как сказать, хотя незаполненным последним дневником автор явно на что-то намекает.

На первом этаже, если пройти по коридору в сторону классов, в небольшом промежутке раскинулось дерево. Его ветви упираются в потолок, оно по-настоящему сказочное и находится на своем месте. Это, конечно, одна из работ Николая Полисского, которые невозможно представить в скучных музеях. Именно дети и школа ее оживляют. То же самое можно сказать про «Ученье – свет!» Татьяны Антошиной: лучи в виде небольших нитей тянутся от окон к партам, создавая ощущение тепла и света. Снова захотелось учиться.

Идея выставки в школе, какой бы странной она ни казалась на первый взгляд, имеет смысл. Для детей она необычна и занятна, но, кажется, им наиболее интересно описывать свои впечатления от учебы на предназначенном для этого ватмане. Тоже, кстати, арт-проекте под названием «Система состояния школы по методике Сергея Лебедева». Какой-то взрослый человек на открытии выставки берет черный маркер и закрашивает им клеточку. По методике Лебедева закрашенный черный квадрат означает «в школу не хожу». «Ну я же туда не хожу», – смущенно оправдывается мужчина на мой немой вопрос. Зачем он это сделал? Наверное, потому, что это весело.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1424
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1620
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1726
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4024

Другие новости