0
1589
Газета Периодика Интернет-версия

02.08.2001 00:00:00

Алчная медь раскалилась на солнце

Тэги: журнал


От редакции. К моменту подготовки этого обзора в редакцию не поступили июльские номера журналов "Урал" и "Октябрь"; не нашли мы их и в Интернете. В августовском обзоре мы надеемся восполнить этот пробел.

Новый мир

Виктор Астафьев. "Связистка". Военный рассказ, отличающийся неожиданным сочетанием жестких реалистических описаний и импрессионистической фрагментарности. Кроме "Связистки", напечатаны новые миниатюры из цикла "Затеси": публицистические, лирические, мемуарные. Наибольшее впечатление производит маленький рассказ "Мелодия Чайковского": врывающаяся в военный кошмар музыка на несколько мгновений отрывает рассказчика от угнетающей фронтовой повседневности и тем спасает его.

Юрий Кублановский. "Долгое путешествие". Стихи. Выделяются несколько стихотворений, окрашенных в яркие и экзотические азиатские тона. "Холмы и впадины слабеющей пустыни/ с боков потрескались подобно коркам дыни./ Колючки крошечной жесток укус в пяту./ Соленый суховей на веках и во рту,/ где высохший язык устал просить поблажки,/ но нечем окропить его из мятой фляжки". Такое вот полное совпадение с московской жарой┘

Алексей Зикмунд. "Герберт". Повесть о четырнадцатилетнем юноше, о первой сигарете, первой любви, первом сексуальном опыте, о неизбежном уходе от семьи в самостоятельную жизнь. События происходят в 1936 г. в Германии, что предопределяет гнетущую атмосферу, давящую на Герберта, инстинктивно не принимающего новый нацистский порядок. Повесть написана под сильнейшим влиянием Набокова, у которого автор позаимствовал не только стилистические особенности, но и ряд мотивов, например германофобию и постоянно подчеркиваемую чуждость героя реальности. И именно близость к виртуозной, отшлифованной и поблескивающей на солнце прозе Набокова вызывает резкий диссонанс в тех (впрочем, редких) случаях, когда Зикмунд срывается с набранной высоты: "сильные и сочные голоса черных американцев разжигали в душе эмоциональный пожар" - это уж точно не Набоков! В редакционном примечании цитируется восторженный отзыв на прозу Зикмунда, принадлежащий Милану Кундере.

Лев Усыскин. "Новая секретарша". Городской рассказ, который можно, вероятно, определить как современную производственную прозу. Разница между ней и производственной прозой прежних лет в том, что дело происходит не на заводе, а в фирме и автора интересует не шпиндели и доменные печи, а человеческие отношения.

Звезда

Журнал открывается большой подборкой погибшего в этом году Бориса Рыжего. И почти в каждом стихотворении - тема смерти, небытия, исчезновения. "А я, оставшись тенью потускневшей,/ еще немного послоняюсь тут./ Все вспомню: свет палящий, мрак кромешный./ И сам исчезну через пять минут". А.Пурин в эссе "Памяти Бориса Рыжего" чрезвычайно высоко оценивает его поэзию.

Владимир Рецептер. "Эта жизнь неисправима┘" "Записки театрального отщепенца". Очередная порция свидетельств о театральной жизни Петербурга и провинции, о Георгии Товстоногове и его актерах. Особый интерес представляют записи бесед Рецептера с актрисой Ниной Флориановной Лежен, в 1920 году участвовавшей в репетициях не вышедшего спектакля "Роза и Крест", который ставил сам Блок.

Владимир Гандельсман. Стихи, продолжающие линию, начатую прошлогодней книгой "Тихое пальто" (в этом же номере журнала о Гандельсмане пишет критик Ирина Служевская). "Над кустом ли звезд кустарная -/ вот - работа, чтоб он рос, поди./ Или пыль висит словарная,/ чтоб сгуститься в слово, Господи".

Игорь Ефимов. "Суд да дело". Роман про Америку. Американская жизнь, американские проблемы, адвокаты и судьи, американские психоаналитики, захватившие власть в обществе. Неторопливо тянущийся текст хорош для расслабленного времяпрепровождения: есть любовь и легенький саспенс, ирония и сарказм в умеренных дозах, проблемы от нас далеки, и голова при чтении отдыхает. Продолжение следует.

И, как всегда в "Звезде", новые переводы, эпистолярное наследие знатных петербуржцев и мемуары. В июле читателю предложен мощный рассказ Исаака Башевиса Зингера "Кровь" (перевод Александра Ливерганта), переписка 1976 года историка и переводчика Игоря Дьяконова с эмигрировавшим Ефимом Эткиндом и воспоминания Никиты Кривошеева "Блаженный Августин" о пребывании в Мордовских политических лагерях в конце 50-х и о там же сидевшем католическом священнике, канонике Станиславе Кишкисе.

Знамя

Геннадий Русаков. "Разговоры с богом". Исповедально-философские стихи. "Отец, тебе не лгут. Перед тобой мы наги./ А есть ты или нет - вопрос страстей и вер./ Найти тебя, найти хотя бы на бумаге,/ и душу подогнать к тебе хоть на размер!"

Елена Попова. "Большое путешествие Малышки". Роман. Большое путешествие - жизнь, Малышка - сотрудница литчасти Театра, Театр - символ нашей несчастной страны, сначала томившейся под тиранической властью, затем этой же властью разрушенной и разворованной; роман - ровный и гладкий, без падений и взлетов, несмотря на отдельные остроумные сюжетные ходы. Но что поражает, так это неизбывное стремление изживать советское прошлое при отсутствии интересных и оригинальных мыслей и художественных решений - изживать его и изживать, жевать и жевать...

Сергей Миров. "Такая работа". Рассказ. В семье Колотаевых из рода в род переходит редкий дар - абсолютное чувство времени, и более двухсот лет, со времен Елизаветы Петровны, потомки Колотаевых работают на часовой башне, круглые сутки передвигая стрелки вручную. Добросовестно работают, ответственно, при всех властях и режимах. Страшная, если задуматься, метафора.

Нина Искренко. "И берегов не стало". Стихи и поэма "По следам Тристана и Изольды", написанные в 1989-1991 гг. Публикация приурочена к 50-летию поэта. "Мало что достанется архивным/ хищникам и грызунам нетленным/- Только обнаженная Вселенная,/ отдыхающая как земля под паром".

Вальдемар Вебер. "За заборами". Автобиографическая проза известного поэта и переводчика. По сути - собрание анекдотов (в первоначальном смысле) со сквозной темой: как жилось в Советском Союзе поэту и немцу. Жилось не то чтобы совсем плохо (после 1956 г. за национальность уже не сажали), но очень противно.

Василий Голованов. "К развалинам Чевенгура". Очерк о поездке участников литературно-исследовательской группы "Путевой журнал" (Голованов, географ Дмитрий Замятин, художник Андрей Балдин) на юг Воронежской области.

Наш современник

Тематический в некотором роде выпуск журнала начинается со статьи орловского губернатора, председателя Совета Федерации Егора Строева "В новый век - с тревогой и надеждой". Пишет Строев главным образом о земельной реформе, ну и о литературе чуть-чуть. И большая часть авторов "Нашего современника" на сей раз из Орла. Это прозаики Юрий Оноприенко, Иван Рыжов, Николай Родичев, Валентина Амиргулова и поэты Виктор Дронников ("Скоро-скоро отцветет долина,/ Скоро пчелам погружаться в сон./ На бордовой шапке георгина/ Греет крылья дивный махаон"), Геннадий Попов, Алексей Шорохов, Иван Александров, Вадим Еремин, Михаил Турбин, Владимир Ермаков, Ирина Семенова. Но представлены в журнале, конечно, писатели и из других городов России.

Владимир Крупин. Два рассказа ("Мария Сергеевна", "Женская дружба"), прочтя которые можно узнать, что все демократы - идиоты, зомбированные телевизором, все американцы - нелюди и вообще "русским дезодоранты не нужны, мы в бане моемся".

Юрий Бородкин. "Без покаяния". Повесть. Хулиган Леха Забродин всю жизнь безобразничал, пил, гулял, мучил жену, а как состарился и заболел - решил в церковь пойти, покаяться, да грехи не пустили. Деревенская проза двадцать второго ряда.

Леонид Кокоулин. "Три жизни Сергея Наумова". Документальная повесть, посвященная другу автора, недавно скончавшемуся фронтовику, гидростроителю, изобретателю и вечному романтику Сергею Федоровичу Наумову, человеку, судя по всему, незаурядному.

Юрий Фанкин. "Ястребиный князь". Рассказ о природе, лучший в журнале, не только хорошо и азартно написанный, но и вырастающий за пределы простых зарисовок. Речь идет о борьбе за выживание, о силе и власти силы, о страсти охотничьей, неразрывно связанной со страстью плотской. И люди здесь - часть природы, включенная в ее круговращение.

Москва

Вячеслав Куприянов. "Мертвая петля". Небольшая повесть, состоящая из четырех частей, и хотя части эти объединены общим героем и общим фантастическим сюжетом - полетом в Космос за недостающим человечеству Временем, - притчеобразный текст распадается на отрывки: отрывок любовный, отрывок сатирический, отрывок мистико-философский┘ Иногда удается вычленить даже стихотворение: "Мысль возникает при пересечении быстрого с медленным. Какой силы должно быть мгновение, чтобы оплодотворить вечность? Кто собирает яблоки в саду молний?" - Целое же исчезает, испаряется как будто его нет.

Владимир Пронский. Три рассказа ("Листопад", "Чужой сын", "Развод"); в центре каждого - укрупненная, увеличенная авторским зрением житейская ситуация: тяжелая болезнь, развод, несложившиеся отношения со взрослым пасынком. Правильнее всего, наверное, назвать эти тексты - с характерной незавершенностью и отсутствием жестких оценок психологическими этюдами.

Михаил Тарковский. "Вековечно". Как всегда, у этого писателя действие рассказа происходит в Сибири, герой - охотник-промысловик дядя Толя, старик, охваченный неуемной страстью к жизни. Обращает на себя внимание любовь автора к точной, живописной детали: "В сенях темный, замусоленный до блеска топорик со светлой полосой лезвия был воткнут в пол, держась на самом уголке лезвия, и казалось, что он висит в воздухе".

Священник Андрей Плионсковский. "Лагерная пыль". Рассказы, написанные на автобиографическом материале. (Андрей Плионсковский отбывал срок в 1950-1956 гг.) Особо сильно действует неожиданный поворот известного сюжета: колхозник, осужденный в конце 40-х, впервые в жизни смог заработать и обеспечить семью после того, как в лагерях ввели хозрасчет и зэкам стали платить деньги: в колхозе не платили вообще.

Дружба народов

Ирина Ермакова. "Жизнь засвечена словно в обратном кино┘" Стихи. "Ласточка, пой, не страшись - по неловкостям, перлам,/ Петлям живым и обмолвкам веревочка вьется -/ Пить! - это алчная медь раскалилась на солнце,/ вечность трубит пересохшим прожорливым жерлом". Из поэтических текстов, кроме Ермаковой, в "Дружбе народов" опубликованы экспрессивные стихотворения Бориса Викторова и верлибры литовского поэта Эугениюса Алишанки в переводе Сергея Завьялова.

Василь Быков. "Болото". Повесть. В тыл к немцам в партизанский край забрасывают трех человек - случайных, неопытных, бестолковых. Начальственная глупость, взаимная подозрительность, жестокость, подпитываемая страхом, засоренность сознания идеологическими штампами предопределяют трагический финал.

Агаси Айвазян. "Американский аджабсандал". Роман. Перевод с армянского И.Карумян. Аджабсандал - это овощная мешанина, рагу, в данном случае образ одновременно и Соединенных Штатов, и фрагментарного повествования, и спутанного сознания главного героя, ереванского бродяги, волею судеб оказавшегося в Северной Америке.

Юрий Петкевич. "Беспокойство". Повесть. Проступают, как во сне, в тумане или на старой кинопленке, персонажи без четких характеристик, часто отличающиеся друг от друга лишь именами, мальчики и девочки со странными улыбками, контуры домов и линии человеческих судеб; "определенные линии развиваются, соприкасаются и расходятся". Жизнь - это ведь не роман, в ней все спутано и неясно.

Максим Павлов. "Огород". Герой-рассказчик вспоминает детство, бабушку, бабушкин огород и рассуждает о власти земли и все стирающем времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1774
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4335
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2375
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2698

Другие новости