0
1911
Газета Персона Интернет-версия

18.09.2008 00:00:00

Мы все – люди из примечаний

Тэги: хемлин, интервью, стихи, проза


Андрей Немзер назвал Маргариту Хемлин открытием 2007 года. Рукопись сборника ее повестей и рассказов «Живая очередь» вошла в шорт-лист литературной премии «Большая книга»-2008. Отдельной книгой «Живая очередь» вышла в издательстве «Вагриус» в конце августа и была презентована на XXI Московской международной книжной выставке-ярмарке...

– Маргарита Михайловна, что побудило вас заняться литературным творчеством? При каких конкретных обстоятельствах это произошло? Когда вы поняли, что можете писать?

– Я поступала в Литературный институт со стихами. Прозу писать не пробовала. В «Независимой газете» и газете «Сегодня» была театральным обозревателем. Мои рецензии – скорее эссе, прозаические куски на тему, подсказанную спектаклем.

Если бы сейчас я не давала интервью «НГ», а участвовала в программе «Поле чудес», я бы передала привет Марине Зайонц. Великолепному театральному критику, поразительной женщине. Я ей многим обязана. И, может быть, я начала писать то, что пишу теперь, благодаря именно ей.

Но вы спрашиваете: когда я поняла, что могу писать. Я вам скажу: когда поняла, что не могу не писать прозу. Ни в какой иной жанр задуманное не умещалось. Вот тогда и стал появляться цикл «Прощание еврейки».

– Как вы относитесь к литературной критике?

– Мне интересно, любопытно. Что увидел профессиональный читатель (критик), как понял. Услышал ли он меня. Смогла ли я выразить то, что хотела.

Я не жду от критиков приговора. В конце концов «нравится – не нравится» – это личное дело каждого. Гораздо важнее – говорит ли критик о моих героях как о живых людях. Если да, то я счастлива.

– Кто из писателей повлиял на вас в литературном отношении?

– Все влияют на всех. Все книги, которые собрались в памяти, влияют в той или иной степени. Русская классика во главе с протопопом Аввакумом – сто раз да. Флобер – да, Фолкнер – да, Трумен Капоте – да. И еще, еще. Здесь места не хватит.

Самые важные писатели, писатели, до которых «можно дотронуться рукой» (и прозаики, и поэты – не делаю различия), в моей жизни: Николай Заболоцкий, Михаил Зощенко, Константин Воробьев, Юрий Давыдов. И есть две повести, о которых я постоянно помню: «Казаки» Льва Николаевича Толстого и «Старосветские помещики» Николая Васильевича Гоголя.

– На кого вы ориентируетесь?

– А вот на них и ориентируюсь. Ну знаете, красиво выражаясь, как на далекий маяк.

У меня были хорошие учителя. Юрий Владимирович Томашевский, Григорий Маркович Цитриняк. Они учили меня простоте и ясности. Ясности и простоте.

– Кто из современных писателей вам наиболее близок?

– Анатолий Азольский, удивительный писатель; Людмила Улицкая, Оксана Забужко, Ромен Гари.

– Вы читаете беллетристику?

– Если вы имеете в виду детективы – читаю. И очень люблю Агату Кристи. Пуаро – чемпион моего сердца. Франт, романтик, одинокий, несчастный человек. Он может раскрыть самое невероятное убийство, но для прислуги останется «подозрительным иностранцем». А мисс Марпл! «Не трогайте прошлое, – говорит она. – Но если тронули, идите до конца». А Сименон! Сейчас его подзабыли. Но комиссар Мегрэ от этого ничуть не пострадал. Он спокойный, знающий себе цену человек. Он живет в изначально ясном мире, устраняя нелепости, которые нагромождают некоторые отдельно взятые граждане. Мир должен быть разлинованным: вот хорошее, вот плохое. Всему существует объяснение. Рациональное или иррациональное – не важно. Но оно – есть. Всегда.

Люблю читать мемуары. Знаменитых и незнаменитых людей. Мне кажется, это лучшее чтение.

– Откуда вы черпаете материал для своих произведений?

– Отовсюду. Я беру, что хорошо лежит. Если что-то лежит плохо, я понимаю, что брать не стоит: это никто не укладывал бережно, в тайное местечко; не берег; швырнул как попало или пустил по ветру. И это летает в пространстве, любой может схватить, присвоить, расцветить. А толку? Но если что-то забыто где-то в глубине, о чем-то не сказано, недодумано┘ Это мое. Бывает достаточно слова. Фотографии из старого альбома. Вышитой салфеточки или рушника. И начинает работать то, что наивные люди называют склонностью к писательству.

Несколько лет назад я увидела картины Николая Эстиса. Уникальный художник. Он умеет удерживать на плоскости ускользающее, делать его объемным. Соединять невообразимые пласты – цветовые, смысловые, ассоциативные. В работах Эстиса нет легкоузнаваемого, фотографического. Но я увидела на бумаге и на холсте тех, о ком уже написала. Берту, Иосифа, Иону. И многих, о ком еще надо сказать. Или – за которых. Они уже есть. Существуют. Мне остается записать слова, озвучить их жизни.

– Почему герои ваших произведений почти исключительно евреи?

– Потому что я еврейка. Я хочу рассказать о своем народе. Рассказать так, чтобы меньше становилось ненависти, непонимания, предубеждения.

Один мой читатель сказал мне: «Вы пишете о малограмотных людях. И всех их делаете евреями. Нехорошо». Я никого никем не делаю. Да, я пишу о малограмотных людях. Не о профессорах – академиках или зубных врачах. По мнению многих, евреи только и бывают такие. Пишу о портнихах, строителях, гардеробщиках, грузчиках, шоферах, весовщиках, не заслуженных пенсионерах. О людях. Если они евреи – то они евреи. Если они не евреи – то они не евреи. Я ничего не могу с этим поделать. И ничего не могу поделать с Холокостом, расстрельными командами полицаев, состоявшими из вчерашних добрых соседей, «делом врачей», охотой на космополитов, запретом учить иврит, уголовным преследованием за это, запретом эмиграции, разрешением эмиграции, существованием Государства Израиль и прочее.

– Что, по вашему мнению, мешает российским евреям раствориться в основной массе населения?

– Ничего не мешает. Растворяйся. Слава богу, обстоятельств, которые принуждали бы к растворению, – нет. Но так сложилось: если нет сопротивления среды – нет и еврейского самосознания. Или почти нет. Ответ – почему, хорошо это или плохо – искали люди ученые и умные. Мудрецы. Я ничего не могу сказать. Только повторять вопрос.

И говорить о трагедии еврейства Средневековья, принуждении к отказу от веры отцов, потрясающей стойкости, упрямстве, самоотверженности, с которой евреи хранили верность своему закону, Торе.

И приводить примеры того, как прочно, как органично входили еврейские ученые, мыслители в мировую культуру, делали ее полнее, совершеннее.

Вспоминать, как евреи крестились, и все равно оставались евреями в глазах окружающих, со всеми вытекающими из этого последствиями – презрением и осуждением, даже когда переход в иную религию был искренним и выстраданным.

И тем не менее. Я не слышала вопросов, почему бы татарам, башкирам, осетинам, тувинцам, чеченцам, якутам не раствориться в основной массе населения.

Растворяться нельзя. За нами – за евреями, татарами, чеченцами, якутами, осетинами, всеми, всеми, всеми, – наш уникальный исторический опыт, традиции, имена, фамилии, кладбища, наша память. Мы извлекаем из себя и отдаем другим (если другие хотят принять, готовы принять) наш опыт, значит, наше видение мира. Вот главное. И знаете что. Это бесконечно интересно. Захватывающе интересно. Столько разных миров существуют в одном. И лишиться этих миров, сузить, унифицировать? Зачем? Ради чего?

Мы не знаем друг друга. Не хотим знать. Часто сами о себе не хотим знать того, что нам может показаться неприятным. Впрочем, это нормально. Мы только люди.

– Какое значение имеют для вас библейские аллюзии, например в повести «Про Иону»?

– Живет замечательный человек – Ион Деген. Ему восемьдесят три года. Герой Великой Отечественной войны. Выдающийся врач, ученый. Поэт, прозаик. Деген из города Каменец-Подольского в Западной Украине пошел на фронт добровольцем. Был танкистом, командиром танка. Много раз тяжело ранен. Чудом выжил.

В 1944-м девятнадцатилетний гвардии лейтенант Ион Деген написал, думаю, лучшие стихи о войне:

Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький.
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам еще воевать предстоит.

Ион живет в Израиле. Мы не знакомы. Но мне рассказывал о нем его товарищ – писатель Вардван Варжапетян. Так появился Иона Ибшман. Иона во чреве танка. В океане войны и смерти. Имя и танк – на этом параллели с реальным Ионом Дегеном исчерпываются. Иона Ибшман – совсем, совсем другой.

Сколько здесь библейских аллюзий, сколько иных отзвуков – не знаю. Так вышло.

И еще о библейских мотивах. Вардван Варжапетян перевел Тору. Помимо замечательного литературного перевода дело вот в чем: он снабдил Пятикнижие Моисея примечаниями, соединяющими библейские времена с нашими – наряду с героями Священного Писания живут наши современники. Люди, совершившие поступки, достойные быть занесенными в Большую Историю. Примеры стойкости, отваги, любви, верности – они бы канули в безвестность, если бы Варжапетян не собрал их и не вписал в свой перевод как примечания. Великий труд. Люди из примечаний – а мы все в итоге люди из примечаний – встали почти вровень с тысячелетними исполинами. Это возможно. Я говорю «почти» – потому что мы, загнавшие себя в рамки своего времени, не можем позволить себе видеть целостную картину мира, не в состоянии осознать величие космоса, открытого перед нами. Страшно. А иногда неинтересно. По разным причинам.

Мне – интересно. И тоже по разным причинам.

– В своих повестях вы концентрируетесь на изображении судьбы своего героя. Почему именно такая задача стала для вас главной? Что такое для вас судьба?

– Что у человека есть, кроме судьбы? Судьба – всё: в ней характер человека, его надежды, мечты, лень, труд, самообман, любовь.

У моих героев – судьба ХХ века. Еврейская судьба ХХ века. Страшная и величественная.

Я уверена, что судьба каждого человека, любого человека, любого народа – уникальна. И в ней уроков, сюжетных поворотов, открытий и закрытий огромное множество. Я выбрала еврейские судьбы. Моя задача – написать о них ясно и просто. Чтобы было, было мучительно больно и так далее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1636
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
800
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4080
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3172

Другие новости